Стресс и его профилактика.

Стресс – это реакция организма, характеризующаяся общим адаптационным синдромом. Филогенетически адаптационный синдром выработан организмом для его защиты на травму и инфекцию. Он развивается и при возможности травмы и инфекции, при защите и агрессии. Химические веществ, а также физические факторы могут либо повреждать ткани человека, либо придавать им чужеродные свойства и тем самым вызывать стресс с развитием адаптационного синдрома.

Реализуется адаптационный синдром активацией свертывающей системы и возбуждением целого ряда литических ферментов - неспецифических факторов защиты от инфекции. Это приводит к процессам катаболизма (резкого преобладания распада над синтезом).

Частые стрессовые воздействия очень пагубно влияют на организм, обостряя хронические заболевания, провоцируя свертывающей системы (тромбофлебитов, инфарктов, инсультов), иммунитета (острых и хронических инфекционных заболеваний, новообразований и др.) и вызывая преждевременную старость. Иллюстрацией последнего может служить пример: если клетку с овцой поставить рядом с клеткой волка, то овца умрет от старости через 2 года (в норме она живет порядка 12 лет).

Профилактика стресса, естественно, заключается в защите от травм (физических и химических), психических травм и инфекционных заболеваний. А также в снижении чувствительности организма к стрессорам. Занятие спортом, закаливание организма, массаж и аутотренинг являются эффективными средствами, корригирующими ответную реакцию организма на травмы, инфекции и психические воздействия.

 

Психология труда изучает особенности различных видов трудовой деятель­ности в зависимости от общественно-исторических и конкретных производ­ственных условий, от орудий труда, методов трудового обучения и требований к психологическим качествам работающих.

Объектами изучения психологии труда является не только сама трудовая деятельность, но и личность трудящегося, в частности его профессиональные способности, производственная среда, межличностные отношения, предметы и продукты труда, методы производственного обучения и профессиональной ориентации и т.п.

В основе психологии труда как самостоятельной науки лежат элементы гигиены и физиологии труда, а также психологии. Психология труда позволяет использовать закономерности общей психологии для повышения качества, облегчения трудовой деятельности, более успешного профессионального обуче­ния и профессиональной ориентации работающих. Достижения психологии труда помогают улучшать не только трудовую деятельность, но и личные качества трудящихся, условия труда, рабочее место, методы производственного учения и т.д.

Психология труда — это многоплановая наука, включающая несколько важных разделов. К ним относятся:

· психологическая трудовая экспертиза (профессиональная ориентация и про­фессиональный отбор);

· психология профессионального обучения, объединяющая проблемы изуче­ния и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания;

· инженерная психология, разрабатывающая требования к рабочим местам с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям;

· психологические аспекты организации труда (рационализация, организа­ция и нормирование трудового процесса в психологическом плане).

Человека в современном трудовом процессе следует рассматривать не только как организм, но, прежде всего как личность, т. е. социальное существо. Улучшение условий трудовой деятельности требует максимального учета лич­ных особенностей работающего (экстравертность, интровертность, подвижность психических процессов, интеллект, память и др.). Поскольку особенности личности влияют на интеллектуальные и физиологические функции, необходимо выявление личностных черт, способствующих переутомления и перенапряжения. Выявление этих черт и ранних признаков изменений в организме человека позволяет оптимизировать режим труда и отдыха и разрабатывать профилактические мероприятия по предуп­реждению заболеваний.

Инженерная психология, являясь отраслью психо­логии, изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирова­ния и эксплуатации сложных систем «человек — машина» и в этом отношении выступает как один из разделов эргономики. Инженерная психология в основном занимается изучением дея­тельности человека-оператора.

Тенденция дальнейшего развития производства лежит в еще большем усложнении техники, централизации управления крупными комплексами. И основная задача специалистов — оп­ределить пути и средства оптимального взаимодействия техни­ки и человека. В этих условиях, как при конструировании ору­дий труда, так и при проектировании трудовой деятельности в целом определяющее значение приобретает всесторонний учет физиологических, антропометрических, психологических свойств человека, его эстетических вкусов и социальных ка­честв. Возможности такого учета представляет эргономика.

Эргономика проектирует целесообразные варианты кон­кретных видов деятельности, формирует требования к техниче­ским средствам и к профессиональному отбору, тренингу, обучению, открывает новые возможности в определении скры­тых причин, могущих привести к несчастным случаям и про­фессиональным заболеваниям.

Проектирование трудовой деятельности на основе рекомен­даций эргономики позволяет по-новому решать вопросы обес­печения безопасности машин, механизмов и другого оборудо­вания, а также предупреждать воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов. Эргономика вносит определенный вклад в осуществление долговременной важнейшей задачи охраны труда — перехода от техники безо­пасности к безопасной технике.

От качества подготовки инженеров-экономистов по вопро­сам охраны труда во многом зависит состояние охраны труда на промышленных объектах, эффективность разработки безо­пасной техники и организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, с учетом экономической эффек­тивности реализуемых решений.