Эргономические основы безопасности труда

Основные психологические причины травматизма

Опасные действия человека.

Различают следующие опасные действия человека:

Ошибочные действия возникают при:

– ограниченном времени при выполнения задания;

– чувстве дискомфорта, вредные и опасные условия;

– физические перегрузки;

– ограниченная подвижность (из-за одежды и т.д.);

– усталость и болезненное состояние

– употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

Сознательные действия возникают при:

– экономии сил;

– экономии времени;

– недооценка опасностей;

– самоутверждение в глазах коллег;

– стремление следовать групповым нормам;

– переоценка собственного опыта4

– склонность к риску.

С точки зрения безопасности труда и создания комфортных условий для трудовой деятельности исключительно важным является комплексное изучение системы «человек – машина – производственная среда». С учетом того обстоятельства, что современное производство становится все более автоматизированным, на человека все в большей степени возлагаются функции управления и оператора. Организация рабочего места человека-оператора, комплексно учитывающая характер деятельности, условия труда, психофизиологические возможности и антропометрические характеристики человека, является предметом эргономики.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве.

Объект исследования эргономики - «человек - машина - производственная среда». В трудовом процессе все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность, работоспособность, здоровье человека. Эргономические исследования и разработки заключаются в изучении человеко-машинных систем, а именно в исследовании характеристик человека, машины, окружающей среды, характера взаимодействия этих компонентов в конкретных условиях и организации производственной зоны, создании рабочих мест, машин, пультов управления, обеспечивающих максимальное удобство для человека, оптимальные условия взаимодействия с машиной и объектом управления.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы движений, использование оборудования, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает возникновения профессиональных заболеваний.

Выполнение производственных операций с помощью видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) связано с восприятием изображения на экране и одновременным различением текста рукописных или печатных материалов, машинописных, графических работ и других операций

Если раньше компьютер был редкостью, то сегодня компьютеры стоят во многих организациях и практически в каждой квартире. Независимо от того, где используется компьютер (дома или на работе), требования к работе на нём не отличаются. В домашних условиях соблюдение этих правил даже важнее, так как на работе охраной труда занимаются специалисты и контролирующие органы, а дома ваша безопасность зависит лично от вас. Ведь любое пользование компьютером (даже прослушивание музыки или игры), это работа. Причём, серьёзная работа и для глаз, и для рук, и для спины, и для психики.

Работа оператора требует повышенных умственных усилий и большого нервно-эмоционального напряжения, решения в ограниченное время сложных задач, высокой концентрации внимания и особой ответственности выполняемого задания.

Неправильная организация рабочего места приводит к тому, что через некоторое время оператор начинает испытывать определённый дискомфорт: головные боли, резь в глазах, боли в спине и в суставах кистей рук. При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости.

Зачастую эти проблемы связаны с:

- недостаточной площадью и объёмом рабочего места;

- несоблюдением температурного и влажностного режима в помещении;

- низким уровнем освещённости в помещении и на рабочих поверхностях оборудования;

- повышенным уровнем низкочастотных магнитных полей от мониторов;

- произвольной расстановкой техники и нарушением требований организации рабочих мест;

- несоблюдением требований к режимам труда и отдыха;

- чрезмерной производственной нагрузкой работников.

Важное место в комплексе мероприятий по созданию условий труда, работающих с ПЭВМ, занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест. Рабочие места по отношению к световым проёмам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал с боку, преимущественно слева.

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

 

 

Рис. 5. Конструкция рабочего места

 

Рабочий стул (кресло) должен быть снабжен подъемно-поворотным устройством, обеспечивающим регуляцию высоты сидений и спинки; его конструкция должна предусматривать также изменение угла наклона спинки. Рабочее кресло должно иметь подлокотники. Высота опорной поверхности спинки должна быть не менее 300 мм, ширина - не менее 380мм. Радиус ее кривизны в горизонтальной плоскости - 400 мм. Угол наклона спинки должен изменяться в пределах 95-110о к плоскости сиденья. Материал покрытия рабочего стула должен обеспечивать возможность легкой очистки от загрязнения.

Поверхность сиденья и спинки должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующим и воздухопроницаемым покрытием (рис.6).

Режим труда и отдыха операторов, работающих с ЭВМ, должен быть следующим: через каждый час интенсивной работы необходимо устраивать 15 - минутный перерыв, при менее интенсивной через каждые 2 - часа. Эффективность регламентируемых перерывов повышается при их сочетании с производственной гимнастикой. Во время регламентированных перерывов целесообразно выполнять комплекс упражнений, изложенных в Приложениях СанПиН: 2.2.2.542-96.

В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся 1-го курса – не более 30 минут в день; для учащихся 2-го и 3-го курса – не более 60 минут в день. При сдвоенных уроках – 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором уроке с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 минут, включая объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

Профессиональные пользователи ВДТ ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке и сроки, установленные Роспотребнадзором РФ. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребёнка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.