Сертификация ГОСТ Р

Сертификат соответствия ГОСТ Р является документом, который подтверждает соответствие продукции требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и др.).

Сертификаты соответствия выдаются аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа органами по сертификации. Основанием для выдачи сертификата соответствия ГОСТ Р является протокол, составленный по результатам испытаний в аккредитованной лаборатории.

Сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции дополнительных сертификационных документов: гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др. В сертификат соответствия ГОСТ Р вносятся номера перечисленных выше документов.

 

Стандарты качества и безопасности ГОСТ Р разработаны Ростехрегулированием (Госстандартом РФ) для всех видов продукции. Сертификацию проводит независимая организация, которая путем тестовых испытаний и экспертной оценки определяет, соответствует ли продукция установленным для нее стандартам и правилам.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Основными задачами ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на:

обеспечение сохранности природных комплексов;

содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

Комплексы стандартов, входящие в ССОП, должны соответствовать приведенным в табл.1.

Таблица 1

Номер комп- лекса Наименование Кодовое наименование
0 Организационно-методические стандарты ССОП Основные положения
1 Стандарты в области охраны и рационального использования вод Гидросфера
2 Стандарты в области защиты атмосферы Атмосфера
3 Стандарты в области охраны и рационального использования почв Почвы
4 Стандарты в области улучшения использования земель Земли
5 Стандарты в области охраны флоры Флора
6 Стандарты в области охраны фауны Фауна
8 Стандарты в области охраны и рационального использования недр Недра

 

В зависимости от характера стандартизуемого объекта стандарты ССОП подразделяются на группы, указанные в табл.2.

 

 

Таблица 2

 

Номер группы Наименование группы
0 Основные положения
1 Термины, определения, классификации
2 Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов, загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
3 Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
4 Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий
5 Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
6 Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений
Прочие стандарты

 

Обозначение стандартов ССПО состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по Общесоюзному классификатору стандартов и технических условий (17), точки, номера комплекса по табл.1, точки, номера группы по табл.2, точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.

 

 

Пример: ГОСТ 17.1.3.13-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения"

 

ГОСТ 17. 1. 3. 13 86
Год регистрации стандарта
Порядковый номер стандарта
Номер группы
Номер комплекса
Номер системы (ССОП)
Категория стандарта (государственный стандарт)

 

Государственный стандарт СССР ГОСТ 17.2.3.02-78
"Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов
вредных веществ промышленными предприятиями"
(утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР
от 24 августа 1978 г. N 2329)

1.1. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Установление значения ПДВ, как количества вредных веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в единицу времени, производят на основе методов расчета ПДВ в атмосферу, утвержденных Госстроем СССР.

1.2. Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрации вредных веществ превышают предельно допустимые (ПДК), а значения ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выбросов вредных веществ от действующих предприятий до значений, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ, или до полного предотвращения выбросов.

На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам.

Установление значений ВСВ для действующих предприятий производят по тем же методам, что и ПДВ (п.1.1).

 

Работы по установлению ПДВ (ВСВ) для предприятий и объектов города или другого населенного пункта проводит головная организация по установлению ПДВ (ВСВ) в следующем порядке: головная организация города или населенного пункта по установлению ПДВ (ВСВ) определяет порядок проведения и участников работ по установлению ПДВ (ВСВ), выдает участникам работ карту-схему города или другого населенного пункта (приложение 2), а также перечень предприятий и объектов, выбросы которых необходимо совместно учитывать при установлении ПДВ (ВСВ); на основе данных ведомственных проектов по определению ПДВ обеспечивает выполнение расчетов суммарного загрязнения атмосферы от всех объектов города или другого населенного пункта; на типовых картах-схемах города или другого населенного пункта характеризует по всем вредным веществам (с помощью изолиний расчетных суммарных концентраций от всех предприятий и объектов с учетом фона, в том числе от автотранспорта) ожидаемое загрязнение атмосферы при неблагоприятных метеорологических условиях и при выполнении ПДВ (ВСВ), передает на рассмотрение в установленном порядке разногласия, возникающие при установлении ПДВ (ВСВ), рассматривает планы мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферы вредными веществами, разработанные предприятиями.

Головная организация города или другого населенного пункта по установлению ПДВ (ВСВ) на основании предложений министерств и ведомств по ПДВ (ВСВ) проводит окончательные расчеты загрязнения атмосферы от всех действующих и строящихся предприятий и объектов, а также устанавливает ПДВ (ВСВ) для каждого предприятия, источника и вредного вещества с учетом реальных вкладов предприятий и объектов в загрязнение атмосферы на основе гигиенических, метеорологических, экономических, технических условий и требований, разрабатывает комплексный план мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферы вредными веществами в целом по городу или населенному пункту, обобщает результаты контроля и расчетов загрязнения атмосферы и оформляет эти результаты в соответствии с приложениями 1-3.

Нормативная методика расчета загрязнения приземного слоя атмосферы, указанная в п. 1.1, представлена в "Указаниях по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" СН 369-74, утвержденных Госстроем СССР. В указаниях даны формулы для расчета ПДВ, определения полей приземных концентраций при неблагоприятных метеорологических условиях и границ санитарных защитных зон. Рассматриваются случаи нагретых и холодных выбросов, одноствольных и многоствольных дымовых труб, аэрационных фонарей, источников с прямоугольным устьем. Даются также необходимые формулы для расчетов в случае группы рассредоточенных по местности источников.

Под источниками загрязнения атмосферы, для которых в п.1.6 требуется установить отдельные ПДВ (ВСВ), понимаются дымовые и вентиляционные трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и т. п.

Под фоновой концентрацией С_ф в п. 2.3 для отдельного источника загрязнения атмосферы понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, исключая данный. Если при расчете фоновой концентрации по формулам СН 369-74 не имеется возможности принять во внимание все источники загрязнения атмосферы, фоновое загрязнение, как правило, от мелких источников, а также от автотранспорта, следует учесть, определяя его на основе экспериментальных данных по согласованию с органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерством здравоохранения СССР.

В качестве способов контроля за выполнением ПДВ (ВСВ), указанных в п.4.2, в случаях выбросов достаточно стабильных по составу смесей веществ и отсутствия приборов для прямого контроля за выбросами интересующих ингредиентов можно допустить контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ (ВСВ). В качестве групповых показателей допускается использование показаний приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ (ВСВ).