Введение 2 ч

КУРС ЛЕКЦИЙ

«Безопасность жизнедеятельности»

для специальностей:

1540265 «Горные машины и оборудование»

13060265 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов»

13050465 «Бурение нефтяных и газовых скважин»


 

На протяжении всей жизни, человека окружают различные опасности. На начальной стадии развития человеческого общества опасность создавалась стихийными природными силами (неблагоприятные климатические условия, гроза, ураганы, пожары, сели, землетрясения и др.), а также при добывании пищи.

С появлением орудий труда возникли производственные опасности и вредности, приводящие к травмам, увечьям, смертельным исходам, болезням.

Рост численности человеческого общества вызвал необходимость совершенствования орудий труда. Появились механизмы и машины. С освоением энергии пара и электричества, техника усложнилась, расширилась номенклатура опасностей (сами машины, электрическая энергия, производственные процессы и др.). В учебных заведениях появился курс «Техника безопасности».

Современная техника (автоматизация, роботизация, компьютеризация, атомная энергия) вызвала новые опасности для человека, возросла вероятность ядерных конфликтов. Резко увеличились негативные воздействия человека на окружающую среду, в связи, чем появились научные дисциплины «Охрана труда», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона», имеющие общую цель – обеспечение безопасности человека, интегрировались в единый курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

Создавая всё более мощные комплексы и технические системы, люди формулируют новую искусственную среду обитания – техносферу, закономерности, функционирования которой им недостаточно известны. Если ещё учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, то становится очевидным возрастание риска для здоровья и жизни современного человека. В индустриально развитых странах несчастные случаи на дорогах, производстве и в быту заметно возросли; нередки взрывы и пожары, разливы нефтепродуктов, токсичных веществ и другие катастрофические происшествия. Человеку приходится считаться с природными катастрофами и аномальным поведением людей, и с преступностью.

Следует отметить, что опасностью является сам человек, и травматизм в деятельности является, как правило, следствием собственных промахов и заблуждений человека. В большинстве случаев это результат отсутствия опыта деятельности в современной техносоциальной среде, пренебрежение к нормам и правилам безопасности, не предупредительности, а порой и легкомыслия. Поэтому нужна система обучения и воспитания, причём такая, чтобы каждый человек проникался мыслью о необходимости в процессе своей деятельности строгого соблюдения норм и правил безопасности.

Ещё Протагор, живший до нашей эры, провозгласил лозунг «Человек – есть мера всех вещей». Это значит, что человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе трудовой деятельности, он сохраняет свою непреходящую ценность независимо от своего конкретного местонахождения и выполняемых функций, признанных обществом необходимым и полезным.

Вся совокупность активности человека образует понятие деятельности. Именно деятельность и отличает человека от всего живого. Деятельностью занимаются все: дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем живым людям.

Современный человек живёт в мире опасностей природных, технических, антропогенных, экологических, социальных и др. Эти виды опасностей взаимодействуют, усугубляя последствия.

Число аварий, пожаров, взрывов, катастроф постоянно увеличивается. В них гибнет неизмеримо больше людей, чем в условиях производства, например: гибель парохода «Адмирал Нахимов», катастрофа на участке и др. Челябинск-Уфа, Чернобыль, взрывы жилых домов в Москве и других городах страны, гибель атомной подводной лодки «Курск» и др.

Бедствия носят интерполяционный характер. Прошедшее десятилетие принесло человеку бесчисленные бедствия.

Очевидно, что в интересах общества и каждого отдельного индивида нужно стремиться к широкой постановке проблем безопасности. Такие возможности открывает научно-техническая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая рассматривает основополагающие закономерности, принципы и методы безопасности человека. БЖД – это теоретические основы безопасности, приложенные к любому виду деятельности.

БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека (а также других живых организмов) в среде обитания, призванная выявлять опасности и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения опасных и вредных факторов до приемлемых значений, разрабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.

Жизнь и деятельность человека происходит в среде обитания, которую подразделяют на окружающую, производственную, городскую и бытовую. Каждая из них имеет естественные и антропогенные (искусственные) факторы, которые могут быть как опасными и вредными, так и неопасными и благоприятными для человека. Кроме того, в этих средах возможно возникновение ЧС мирного времени (производственные аварии на промышленных объектах, катастрофы на транспорте, экологические кризисы в отдельных регионах и т.д.) и военного времени (атомные взрывы, применение химического и биологического оружия и т.д.). Всё это позволяет аксиоматически утверждать, что любое взаимодействие человека с той или иной средой обитания, чаще всего посредством той или иной машины, которая, имея какие-то опасные и вредные факторы, может при определенных условиях воздействовать на человека. Следовательно, обеспечение безопасности человека в системе «человек-среда-машина» – объективная основа возникновения проблемы БЖД.

Деятельность – необходимое условие существования человеческого общества, а труд – высшая форма деятельности. Определение деятельности охватывает практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

К нежелательным последствиям деятельности относятся: ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т.п. Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия, называются опасными. Для опасностей характерны следующие признаки: угроза жизни; ущерб здоровью, затруднение функционирование органов человека.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называются причинами.

Ниже приводятся данные, характеризующие опасности и их последствия.

Число стихийных бедствий на Земле возрастает, и в 1990 году увеличилось в два раза по сравнению с 1960 годом. По данным ВОЗ с 1909 по 1974 год заболеваемость неврозом в мире возросла в 24 раза.

В мире насчитывается около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

В СССР ежегодно травмировалось 19 млн., а погибало около 300 тыс. человек, в том числе в ДТП – 50...60 тыс., на пожарах приблизительно 10 тыс., на производстве – 14 тыс. Ежегодно в СССР около 30 тыс. человек становилось инвалидами труда.

Безопасность –- это состояние деятельности, при которой, с определенной вероятностью исключено появление опасностей.

Безопасность –- это цель, а БЖД – средство, пути и методы её достижения.

Предметом изучения БЖД является одна сторона деятельности, а именно: опасности с целью защиты от них. В связи с этим БЖД решает 3 взаимосвязанные задачи:

1. Идентификация опасностей, т.е. распознание образа их с указанием вида, количественных характеристик и координат опасности.

2. Разработка средств защиты от выявленных опасностей на основе сопоставления потребных затрат на их реализацию и выгод от их применения.

3. Устранение (ликвидация) возможных других, сопутствующих основной, опасности.

БЖД качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения ОТ, ООС, ГО, но и таких наук, как психология, экология, эргономика, социология, физиология, философия, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. Она рассматривает вопросы безопасности со всех точек зрения, т.е. решает исследуемый вопрос комплексно.

Дисциплина БЖД освещает современные этапы обеспечения безопасности человека при его взаимодействии со средой обитания. Такими этапами являются: определение принципов, приемлемых методов и средств обеспечения БЖД на всех стадиях деятельности человека, а именно: научный замысел, НИР, НИОКР, проект, реализация проекта, испытания, транспортирование, монтаж, эксплуатация, ликвидация, захоронение. Выбор этих принципов, методов и средств зависит от конкретных условий деятельности человека и уровня опасности производства, а также стоимости реализации и других критериев.

БЖД, как научная дисциплина, имеет собственную теорию, методологию и методы.

Научное содержание дисциплины – это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина».

Методологической базой БЖД является системный анализ.

Система «человек – среда - машина» есть ограниченное целое.

В рассматриваемом случае системный анализ направлен на преодоление трудностей в проектировании человеке – машинных систем и других системных объектов, интегрируемых из отдельных элементов.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

В курсе БЖД рассматриваются как общие вопросы безопасности труда, инженерной экологии и ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранной студентом специальности.

Цель дисциплины БЖД - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и учетом устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технологических систем прогнозирования и принятия эффективных решений в условиях ЧС по защите населения и производственного персонала объектов народного хозяйства от возможных последствий: аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий.

Успех в решении проблем безопасности жизнедеятельности в большой степени зависит о качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях современного производства. Вот почему каждый выпускник ВУЗа должен обладать теоретическими и практическими знаниями в области БЖД.

От качества подготовки инженеров по вопросам БЖД во многом зависит состояние безопасности на промышленных объектах, эффективность разработки безопасной техники и экологически чистых технологий, организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и профилактики ЧС с учетом экономичности реализуемых решений.

В результате изучения дисциплины БЖД специалист должен знать[A1] :

1. Теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина»;

2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;

3. Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических производств;

4. Методы исследования устойчивости функционирования производствен­ных объектов и технических систем в ЧС.

СПЕЦИАЛИСТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:[A2]

1. Производить контроль параметров и уровня негативных воздействий на предмет их соответствия нормативным требованиям;

2. Эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

3. Разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

4. Планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

5. Осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

6. Планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Ближайшими задачами БЖД является сохранение здоровья, обеспечение высокой работоспособности и всемерного развития человека, а стратегическая задача – сохранение человечества в условиях развивающегося экологического кризиса.