Психические процессы, определяющие безопасность человека

Контрольные вопросы

1. Обосновать необходимость применения психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека.

2. Основные компоненты структуры психической деятельности человека.

3. Психические процессы, определяющие безопасность человека.

4. Психические свойства человека, влияющие на безопасность.

5. Дать характеристику, с точки зрения безопасности, людям, обладающим разным темпераментом.

6. Кто будет жертвой и с кем чаще будут происходить случаи

травматизма, поломки оборудования, аварии?

7. Психологическое состояние человека и производственная

безопасность.

8. Понятие стресса и его влияние на работоспособность человека.

9. Динамика работоспособности. Основные фазы работоспособности применительно к деятельности человека-оператора, функциональные состояния оператора (ФСО).

10. Понятие об утомлении.

11. Запредельные формы психического напряжения. Основные формы поведения.

12. Влияние алкоголя на безопасность труда.

13. Основные психологические причины травматизма и способы их устранения.

 

 

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека.

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) лежат не только инженерно-конструкторские дефекты, но и организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста.

 

В психологической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

 

 

 

 

 


 

 

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы – ощущения, восприятия, память и др.

Психические состояния человека выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой в данный момент в конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность и безопасность производственного процесса.

Психические свойства – это качества личности: характер, темперамент. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые, Качества личности устойчивы и постоянны.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Двигательная (моторная) память – запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.

Эмоциональная память – память человека на пережитые им в прошлом чувства.

Образная память – сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Словесно- логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи.

Кратковременная (первичная или оперативная) память – кратковременный (на несколько минут или секунд) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшается.

Долговременная память – вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Оперативная память – процессы памяти, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Непроизвольное отвлечение – колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности.

Распределение внимания – одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действий с ними.

Намеренный перенос внимание с одного объекта на другой – переключение внимания.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства – звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств.

Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам; в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов).

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации.