Групповая психология

Один из прикладных разделов социально-психологической науки. Социальная психология изучает не только личность, как таковую, сколько группы людей, взаимосвязанных единой задачей, целью и средствами.

Специфика коллективно-психологических факторов в отличие от личностных состоит в том, что в условиях групповой деятельности на психику человека воздействуют многие виды социально-психологических контактов. Это подражание, внушение, соглашательство, эмоционально-нравственное сопереживание, психическое «заражение» и другие виды недоступного индивиду вне группы.

Модели групповой психологии направлены на то, чтобы изучить механизмы социально-психологического и психофизического воздействия людей в группе или коллективе, выявить законы, управляющие поведением человека в условиях совместной деятельности.

Процесс управления техникой- это не простая сумма параллельных действий выполняемых операторами независимо друг от друга. Существенным моментом является взаимосвязь и взаимодействие операторов.

Наибольший интерес представляет изучение этих процессов в малой группе(2-30 чел.), объединенных для совместного решения задачи в пространстве и во времени и имеющих непосредственные контакты. Это может быть бригада, команда, экипаж самолета, группа операторов и т.д.

Пример: Новая производственная модель работы в группе (Мерседес, БМВ). У беззвучно движущихся транспортных систем(сборка автомобилей) работают группы из 8-12 человек. Заданный объем работы они под собственную ответственность делят между собой. Поочередно меняя род деятельности раз в день или раз в неделю. В результате каждый рабочий приобретает несколько квалификаций. Они сами заботятся о планировании труда, инструментах и материалах. Каждый рабочий хорошо знаком со всем процессом производства и может обдумывать как облегчить себе труд, следовательно число рационализации предложений резко возросло т.е задание ставится не перед одним человеком, а перед группой. У рабочих появилось чувство групповой ответственности, следовательно, прогулы сильно сократились, т.к каждый знает, что если он не вышел на работу, то его коллеге придется больше трудиться. Возросла производительность труда, т.к максимально мобилизуются творческие силы и потенциал коллективов(т.е есть простор для проявления инициативы и фантазии).

При этом никому не приходиться заниматься тяжелым физическим трудом. Его выполняют современнейшие автоматы. Но автоматы ставят только там, где это необходимо, экономично и служил человеку.

Новая модель ориентирована на человека; компетентного и опытного рабочего с развитым чувством ответственности. Он должен:

-осуществить контроль качества собственной работы

-гибко реагировать на меняющиеся требования

-самостоятельно принимать решения

-иметь хорошие физические кондиции, т.к например монтаж электроники требует ловкости

-уметь сосредоточенно и быстро работать

Все это большая нагрузка на организм человека, следовательно средний возраст рабочего равен 34 годам. Но людям нравиться работать по новой модели. Любой коллектив бывает формальным и неформальным.

Формальная группа отражает взаимодействие операторов по деловому принципу.

Неформальная группаопределяется системой эмоциональных связей, интересов, взаимных симпатий антипатий.

Хотя в любой формальной группе(например студенческой) образуются неформальные группы.

Различают 4 вида поведения:

1. Лидер- это ярко выраженная ориентировка на власть(управление) в группе

2. Ведомый- ориентировка к добровольному подчинению

3. Обособляющийся- имеет индивидуалистическую ориентировку. Для успешного решения какой-то задачи им необходима хотя бы относительная изоляция от группы

4. Сотрудничающие- постоянно стремятся к совместному с другими решению задачи

Имеются специальные устройства для тестирования, с помощью которых можно определить тип человека и правильно сформировать группу для эффективной работы и уменьшения количества совершаемых ошибок, следовательно уменьшения риска ЧП, аварий и катастроф. Бывают и другие классификации людей по эмоциональному волевому складу, характеру.