Б. Правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов.

А. Понятие об уличном и дорожно-транспортном травматизме

Вопрос 1. Безопасное поведение пешеходов на улицах и дорогах.

Безопасность человека. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Раздел I.

Тема: «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Правила безопасного поведения»

Травматизм часто является следствием неправильного поведения в опасной ситуации. Он может быть: бытовой, производственный, уличный, дорожно-транспортный, спортивный и криминальный. Уличный травматизм (не связанный с транспортом) возникает, главным образом, при падениях на скользких тротуарах и лестницах, у подростков — во время игр без правил или в неположенных местах. Дорожно-транспортные травмы связаны в большинстве случаев с нарушением правил дорожного движения, авариями и катастрофами.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) преобладают среди несчастных случаев на улице. Из общего числа пострадавших детей в возрасте от 7 до 14 лет более 30% становятся инвалидами. Ежегодно из-за ДТП число инвалидов возрастает примерно на 3000 человек. Зачастую виновником ДТП является пешеход, не умеющий оценивать ситуацию на дороге, совершающий ошибки при выходе на проезжую часть, нарушающий правила поведения на дорогах.

Опасными считаются места, где происходит резкое изменение режимов движения транспорта; меняющиеся элементы дороги (сужение, спуск, радиус поворота); места слияния и пересечения транспортных потоков на одном уровне;

перекрестки, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, мосты, тоннели.

Причиной опасных ситуаций на дорогах могут стать; стоящее транспортное средство и внезапно выезжающая из-за него автомашина; мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения (кусты, деревья и т. д.) и машина, выезжающая из-за них; движущийся транспорт и обгоняющий его автомобиль.

Началом опасной ситуации являются: момент схода пешехода на проезжую часть при пересечении ее справа налево; выход пешехода к осевой линии, когда он переходит проезжую часть слева направо. Взаимоотношения водителя и пешехода регулируются правилами дорожного движения: водитель на перекрестках и пешеходных переходах при включении для него зеленого сигнала светофора должен дать возможность пешеходам закончить переход; при повороте направо и налево или съезде с проезжей части водитель должен уступить дорогу пешеходам.

Пешеходу необходимо иметь в виду, что: наиболее опасными являются зоны ограниченной видимости, перекрестки, участки скоростного движения транспорта; 

переходить улицу безопаснее всего по подземному, надземному или наземному пешеходному переходу; пересекать дорогу или улицу необходимо, посмотрев предварительно в обе стороны и убедившись в возможности безопасного перехода в другую сторону;

передвигаться надо по тротуарам, а если тротуара нет, то по обочине той стороны дороги, по которой машины едут к вам навстречу;

нельзя выбегать на дорогу, особенно из зоны ограниченной видимости;

нельзя никогда рассчитывать на реакцию водителя, надеяться нужно только на свои собственные безопасные действия; если нарушены правила безопасности пешеходом или водителем и ДТП неизбежно, необходимо постараться избежать наезда, оказавшись между колесами машины или запрыгнув на капот, для ослабления удара надо сгруппироваться и прикрыть голову руками.

В. Правила предупреждения уличного травматизма пешеходов.

Чтобы избежать травм на улице, следует: выполнять правила дорожного движения; обратить внимание на свою походку на скользкой улице. Ступать надо на всю подошву, не торопиться, ноги слегка расслабить в коленях. Руки должны быть свободны. Если падение неизбежно, нужно присесть и сгруппироваться. Это позволит не удариться головой.

Ранней весной или во время оттепели зимой старайтесь двигаться на расстоянии от домов и строений. Реальную опасность представляют сосульки и падающие с крыши куски льда.

Надо обходить места, где над асфальтом или грунтом поднимается пар, в этом месте могут быть промыты водой подземные полости, провалившись в которые можно погибнуть от ожогов.

Не следует наступать на крышки любых люков, их лучше обойти, не проверяя прочность. Старайтесь не переходить строительные траншеи и ямы по случайным тропинкам и импровизированным мосткам, особенно если ямы заполнены водой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ