Органы управления БЖД.
Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД).
1)Понятие об управлении БЖД
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему человек-среда обитания в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния(опасного) в другое состояние(менее опасное). Управление БЖД состоит в подготовке, в принятии и реализации решений, обеспечивающую безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности соблюдения затрат и получения выгод. Система управления БЖД – это совокупность органов управления, реализующее определенными методами функции управления в целях достижения заданного социально приемлимого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики система управления БЖД представляет собой совокупность управляющей части (субъекта управления) и управляемой части (объекта управления), которые связаны каналами передачи информации.
Конечная цель управления БЖД – это обеспечение заданного уровня безопасности система человек-среда обитания. Эта цель подразделяется на две подцели:
· Обеспечение безопасности среды обитания
· Обеспечение безопасности человека
Можно также выделить следующие направления СУБЖ (Система управления безопасности жизнедеятельности):
· Обеспечение безопасности производственной деятельности
· Обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере
· Обеспечение экологической безопасности
· Предотвращение снижения риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций
Достижение целей и решение задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения субъектов управления комплекса необходимых повторяющихся действий, которые называются функции управления.
Управление БЖД состоит из следующих функций:
1. Учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе человек-среда обитания
2. Прогнозирование условий жизнедеятельности
3. Планирование мероприятий для достижения целей и решения задач управления
4. Организация, координация выполнения работ и оперативное управление
5. Активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности
6. Определение эффективности мероприятий
7. Контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ
Функции управления реализуются посредством методов управления, т.е. способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.
К Средствам управления БЖД относятся:
1. Образование (подготовка) населения
2. Воспитание культуры безопасного поведения
3. Профессиональное обучение
4. Профессиональный отбор
5. Медицинский отбор
6. Рационализация режимов труда и отдыха
7. Средства коллективной защиты
8. Средства индивидуальной защиты
9. Средства мотивации и стимулирования
И др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам относятся:
1. Комплексность - реализуется путём построения системы управлении, охватывающий все области деятельности, все функции управления, все уровни организационной структуры, все стадии жизненного цикла, все этапы производственного процесса.
2. Делимость – реализуется путём последовательного деления структуры системы управления на элементы, т.е. на подсистемы, функции управления, задачи управления и т.д.
3. Иерархичность – реализуется путём формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры СУ (системы управления).
4. Целенаправленность – реализуется путём формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ.
5. Замкнутость цикло управления – реализуется путём осуществления СУБЖ полного управленческого цикла.
В рамках СУБЖ формируются самостоятельные целевые подсистемы:
1. Управление безопасностью труда
2. Управление экологической безопасностью и охраны окружающей среды
3. Управление в чрезвычайных ситуациях
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя определенные виды нормативно правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием РФ и региональные, которые принимаются представительными органами субъектов федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющий порядок их исполнения. Подзаконными актами являются постановления правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления, приказы, распоряжения специально уполномоченных органов в области управления БЖД.
Реализация требований правовых актов законодательством РФ возложено на соответствующие органы исполнительной власти всех уровней, а также на руководство объектов экономики (т.е. на работодателей).
2)Законодательные и нормативно правовые основы управления БЖД.
1)Охрана труда
В области охраны труда основными законодательными актами являются конституция РФ, трудовой кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы пожарной безопасности, санитарно и педимологические благополучие населения, об основном социально обязательном страховании и др. законы.
Среди подзаконных актов основными являются:
· Постановление правительства РФ.1)О нормативно правовых актах, содержащие требований охраны труда.2) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве
· Постановление Минздрава и Минтруда .1) об утверждении рекомендаций по организации рабочей службы по охране труда фирмы 2) об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.)
Целями трудового, а также гражданского, административного и уголовного и иного в части норм, связанных с охраной труда законодательства, являются:
· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан
· Создание благоприятных условий труда
· Защита прав и интересов работников и работодателей. Обеспечение их социальной и производственной безопасности.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:
1. Организация труда и управление трудом
2. Трудоустройство данного работодателя
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя
4. Социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашение
5. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применение трудового законодательства, предусмотренным законом случая
6. Материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда
7. Надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства
8. Разрешение трудовых споров
В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право на безопасное и безвредное условие труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приеме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приёмам труда, застрахованным от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Ст.212 Трудового Кодекса РФ регламентированы обязанности работодателя. Работодатель обязан соблюдать законодательство о труде, об охране труда, т.е. обеспечить:
1. Режим труда и отдыха соответствующий действующим нормам
2. Обучение и инструктаж работников безопасным методам и приёмам труда
3. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников
4. Выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств
5. Информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда ..
Законодательством устанавливается дисциплинарное административное материальное и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнения мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.
2) В области защиты окружающей среды
Законодательство в этой области основана на конституции РФ и состоит из кодексов (лесной,водной и др.) федеральных законов )об окружающей среды, о недрах, об отходах производства и потребления, об атмосферном воздухе и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных нормативно правовых актов субъектов РФ.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задачи, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечение экологической безопасности устанавливает федеральный закон об охране окружающей среды !!!!!!!
Законом устанавливается:
· основные принципы охраны окружающей среды
· Основы управления в области охраны окружающей среды
· Права и обязанности граждан
· В области окружающей среды
· Требования в области окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
· Порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций
· Организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Механизм реализации данного закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, платы за загрязнение окружающей среды.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.
Основными принципами охраны окружающей среды являются:
1) Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения
2) Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества
3) Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения её ресурсов
4) Недопущение необратимых последствий для природной среды и здоровье человека
5) Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательным воздействии на неё и здоровье людей различных производственных объектов
6) Неотвратимость ответственности за нарушении требований природоохранного законодательства
3)Законодательстве в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и их последствий
Вопросы о защите населения и тер. От ЧС нашли отражение в Конституции РФ. Согласно пункта М п.71 в Конституции в ведении РФ находится оборона и безопасность, а в соответствии пункта З. части 1 ст.72 осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нахождение в ведении РФ означает, что нормой творчеством занимаются исключительно федеральные органы государственной власти.
Закон РФ о безопасности даёт определение безопасности как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон также определяет субъекты безопасности и пути её достижения.
Определения общих для РФ организационно правовых норм в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных происшествий(ЧС) природного и техногенного характера дано в федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (номер и дата принятия !!!!!!!!!!!)
Федеральный закон об аварийно спасательных службах и статусе спасателей
Федеральный закон о гражданской обороне.
О пожарной безопасности
Об обороне
О чрезвычайно положении
О военном положении и ряд др. законов
Лекция №4.
Управление в области охраны труда.
Управление охраны труда осуществляется на федеральном и на объектном уровнях. В соответствии со статьёй 216 ТК РФ государственного управления охраны труда, осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по нормативно правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраны и труда осуществляется Министерством охраны и труда и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда по предупредительному надзору за строительство новых объектов и выполнение законодательства по охране труда. Особое положение в системе органов осуществляющих контроль за соблюдение законодательства об охране труда занимает государственная инспекция труда, которая в соответствии со статьёй 354 ТК РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных государственных и общественных органов. Государственная инспекция труда выполняет следующие основные функции:
1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства РФ о труде и охране труда посредством проверок , обследований, выдаче обязательного для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушений в пределах полномочий подготовки других материалов , документов о привлечении винновых к ответственности в соответствии с законодательством.
2. Расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует причины их возникновения и разрабатывает предложения о предупреждениях в таких случаях.
3. Рассматривает в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях.
4. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда.
5. Обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда.
6. Ведёт приём населения, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав.
(Самостоятельно структура министерства труда и государственной инспекции труда РФ)
Статьёй 50 закона РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что государственные санитарные врачи Роспотреб надзора РФ по исполнению своих служебных обязанностей имеют право:
1. Получать от предприятий документированную информацию по вопросам обеспечения Сан-Эпид благополучия
2. Проводить санитарно- эпид .расследование, посещать территорию и помещение объектов, подлежащих государственному сан-эпид надзору в целях проверки соблюдения организации санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно профилактических мероприятий
3.
4. Составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица осуществляющие государственный сан-эпид надзор имеют право давать предприятиям предписания, обязательное для исполнения ими в установленные сроки.
Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда, установленной статьёй 217 ТК РФ. В организации с численностью более 50 работников создаётся служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. На предприятиях с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введение должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (обязательно с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии на предприятии службы или специалиста по охране труда, оно в праве заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Эти организации подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг для оказания которых необходима аккредитация устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно правовому регулированию в сфере труда. Служба охраны труда организации предприятия создаётся её руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю.
Управление экологической безопасностью.
Самостоятельно структура министерства здравоохранению и структура роспотреб надзора рязанской области