Органы управления БЖД.

Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД).

1)Понятие об управлении БЖД

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему человек-среда обитания в целях достижения желаемых результатов.

Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния(опасного) в другое состояние(менее опасное). Управление БЖД состоит в подготовке, в принятии и реализации решений, обеспечивающую безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности соблюдения затрат и получения выгод. Система управления БЖД – это совокупность органов управления, реализующее определенными методами функции управления в целях достижения заданного социально приемлимого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики система управления БЖД представляет собой совокупность управляющей части (субъекта управления) и управляемой части (объекта управления), которые связаны каналами передачи информации.

Конечная цель управления БЖД – это обеспечение заданного уровня безопасности система человек-среда обитания. Эта цель подразделяется на две подцели:

· Обеспечение безопасности среды обитания

· Обеспечение безопасности человека

Можно также выделить следующие направления СУБЖ (Система управления безопасности жизнедеятельности):

· Обеспечение безопасности производственной деятельности

· Обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере

· Обеспечение экологической безопасности

· Предотвращение снижения риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций

Достижение целей и решение задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения субъектов управления комплекса необходимых повторяющихся действий, которые называются функции управления.

Управление БЖД состоит из следующих функций:

1. Учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе человек-среда обитания

2. Прогнозирование условий жизнедеятельности

3. Планирование мероприятий для достижения целей и решения задач управления

4. Организация, координация выполнения работ и оперативное управление

5. Активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности

6. Определение эффективности мероприятий

7. Контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ

Функции управления реализуются посредством методов управления, т.е. способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

К Средствам управления БЖД относятся:

1. Образование (подготовка) населения

2. Воспитание культуры безопасного поведения

3. Профессиональное обучение

4. Профессиональный отбор

5. Медицинский отбор

6. Рационализация режимов труда и отдыха

7. Средства коллективной защиты

8. Средства индивидуальной защиты

9. Средства мотивации и стимулирования

И др.

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам относятся:

1. Комплексность - реализуется путём построения системы управлении, охватывающий все области деятельности, все функции управления, все уровни организационной структуры, все стадии жизненного цикла, все этапы производственного процесса.

2. Делимость – реализуется путём последовательного деления структуры системы управления на элементы, т.е. на подсистемы, функции управления, задачи управления и т.д.

3. Иерархичность – реализуется путём формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры СУ (системы управления).

4. Целенаправленность – реализуется путём формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ.

5. Замкнутость цикло управления – реализуется путём осуществления СУБЖ полного управленческого цикла.

В рамках СУБЖ формируются самостоятельные целевые подсистемы:

1. Управление безопасностью труда

2. Управление экологической безопасностью и охраны окружающей среды

3. Управление в чрезвычайных ситуациях

В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя определенные виды нормативно правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием РФ и региональные, которые принимаются представительными органами субъектов федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющий порядок их исполнения. Подзаконными актами являются постановления правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления, приказы, распоряжения специально уполномоченных органов в области управления БЖД.

Реализация требований правовых актов законодательством РФ возложено на соответствующие органы исполнительной власти всех уровней, а также на руководство объектов экономики (т.е. на работодателей).

 

2)Законодательные и нормативно правовые основы управления БЖД.

 

1)Охрана труда

В области охраны труда основными законодательными актами являются конституция РФ, трудовой кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы пожарной безопасности, санитарно и педимологические благополучие населения, об основном социально обязательном страховании и др. законы.

Среди подзаконных актов основными являются:

· Постановление правительства РФ.1)О нормативно правовых актах, содержащие требований охраны труда.2) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве

· Постановление Минздрава и Минтруда .1) об утверждении рекомендаций по организации рабочей службы по охране труда фирмы 2) об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.)

Целями трудового, а также гражданского, административного и уголовного и иного в части норм, связанных с охраной труда законодательства, являются:

· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан

· Создание благоприятных условий труда

· Защита прав и интересов работников и работодателей. Обеспечение их социальной и производственной безопасности.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:

1. Организация труда и управление трудом

2. Трудоустройство данного работодателя

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя

4. Социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашение

5. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применение трудового законодательства, предусмотренным законом случая

6. Материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда

7. Надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства

8. Разрешение трудовых споров

В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право на безопасное и безвредное условие труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приеме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приёмам труда, застрахованным от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Ст.212 Трудового Кодекса РФ регламентированы обязанности работодателя. Работодатель обязан соблюдать законодательство о труде, об охране труда, т.е. обеспечить:

1. Режим труда и отдыха соответствующий действующим нормам

2. Обучение и инструктаж работников безопасным методам и приёмам труда

3. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников

4. Выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств

5. Информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда ..

Законодательством устанавливается дисциплинарное административное материальное и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнения мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.

2) В области защиты окружающей среды

Законодательство в этой области основана на конституции РФ и состоит из кодексов (лесной,водной и др.) федеральных законов )об окружающей среды, о недрах, об отходах производства и потребления, об атмосферном воздухе и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных нормативно правовых актов субъектов РФ.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задачи, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечение экологической безопасности устанавливает федеральный закон об охране окружающей среды !!!!!!!

Законом устанавливается:

· основные принципы охраны окружающей среды

· Основы управления в области охраны окружающей среды

· Права и обязанности граждан

· В области окружающей среды

· Требования в области окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

· Порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций

· Организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Механизм реализации данного закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, платы за загрязнение окружающей среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

1) Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения

2) Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества

3) Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения её ресурсов

4) Недопущение необратимых последствий для природной среды и здоровье человека

5) Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательным воздействии на неё и здоровье людей различных производственных объектов

6) Неотвратимость ответственности за нарушении требований природоохранного законодательства

 

3)Законодательстве в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и их последствий

Вопросы о защите населения и тер. От ЧС нашли отражение в Конституции РФ. Согласно пункта М п.71 в Конституции в ведении РФ находится оборона и безопасность, а в соответствии пункта З. части 1 ст.72 осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нахождение в ведении РФ означает, что нормой творчеством занимаются исключительно федеральные органы государственной власти.

Закон РФ о безопасности даёт определение безопасности как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон также определяет субъекты безопасности и пути её достижения.

Определения общих для РФ организационно правовых норм в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных происшествий(ЧС) природного и техногенного характера дано в федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (номер и дата принятия !!!!!!!!!!!)

Федеральный закон об аварийно спасательных службах и статусе спасателей

Федеральный закон о гражданской обороне.

О пожарной безопасности

Об обороне

О чрезвычайно положении

О военном положении и ряд др. законов

Лекция №4.

Управление в области охраны труда.

Управление охраны труда осуществляется на федеральном и на объектном уровнях. В соответствии со статьёй 216 ТК РФ государственного управления охраны труда, осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по нормативно правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраны и труда осуществляется Министерством охраны и труда и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда по предупредительному надзору за строительство новых объектов и выполнение законодательства по охране труда. Особое положение в системе органов осуществляющих контроль за соблюдение законодательства об охране труда занимает государственная инспекция труда, которая в соответствии со статьёй 354 ТК РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных государственных и общественных органов. Государственная инспекция труда выполняет следующие основные функции:

1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства РФ о труде и охране труда посредством проверок , обследований, выдаче обязательного для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушений в пределах полномочий подготовки других материалов , документов о привлечении винновых к ответственности в соответствии с законодательством.

2. Расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует причины их возникновения и разрабатывает предложения о предупреждениях в таких случаях.

3. Рассматривает в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях.

4. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда.

5. Обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда.

6. Ведёт приём населения, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав.

(Самостоятельно структура министерства труда и государственной инспекции труда РФ)

Статьёй 50 закона РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что государственные санитарные врачи Роспотреб надзора РФ по исполнению своих служебных обязанностей имеют право:

1. Получать от предприятий документированную информацию по вопросам обеспечения Сан-Эпид благополучия

2. Проводить санитарно- эпид .расследование, посещать территорию и помещение объектов, подлежащих государственному сан-эпид надзору в целях проверки соблюдения организации санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно профилактических мероприятий

3.

4. Составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица осуществляющие государственный сан-эпид надзор имеют право давать предприятиям предписания, обязательное для исполнения ими в установленные сроки.

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда, установленной статьёй 217 ТК РФ. В организации с численностью более 50 работников создаётся служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. На предприятиях с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введение должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (обязательно с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы или специалиста по охране труда, оно в праве заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Эти организации подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг для оказания которых необходима аккредитация устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно правовому регулированию в сфере труда. Служба охраны труда организации предприятия создаётся её руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю.

Управление экологической безопасностью.

Самостоятельно структура министерства здравоохранению и структура роспотреб надзора рязанской области