Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда
Служба охраны труда в организации.
Ведомственный контроль за состоянием охраны труда осуществляют организации, создавая службы охраны труда.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создание службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности донной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда.
Положение о службе охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями (комиссия создается по инициативе работодателя, работника или их уполномоченного органа) соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации (ст. 370 ТК РФ).
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, норм и правил по охране труда профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда.
Профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право (ст. 370 ТК РФ):
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий, труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
- принимать участие в расследованиях несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятия о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
- осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их прав и гарантиях деятельности» (от 12 января 1996г. № 10-ФЗ) профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации, независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателем условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзам предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль не только за состоянием охраны труда, но и состоянием окружающей природной среды (ст. 20 ФЗ от 12.01.96).
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратится в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. При этом работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
Общественный санитарный контроль осуществляется общественными санитарными инспекторами на предприятиях, в учреждениях, организациях.