Федеральный надзор России за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор России).
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
Органы государственного управления охраной труда в РФ
Организация охраны труда на предприятиях
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросам охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраной т руда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах полномочий.
Постановлением правительства РФ от 26.08.95 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» на Министерство труда и социального развития РФ возложено осуществление государственного управления охраной труда и на основании этого постановления в его составе образован Департамент охраны труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:
Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и подведомственные ей территориальные государственные инспекции труда;
Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор России)и его местные органы;
Органы государственного энергетического надзора РФ;
Государственный пожарный надзор;
Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы;
Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции субъектов РФ образуют единую систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятия, в учреждениях, организациях всех форм собственности (ст. 354-365 ТУ РФ).
Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Положение «О Федеральной инспекции труда» утверждено Постановлением Правительства РФ 28.01.2000г. № 78. В соответствии с этим Постановлением Минтруда РФ утвердило положение «О государственной инспекции труда в субъекте РФ» (от 29 февраля 2000 г. № 65).
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда.
Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ – главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
В структуре Министерства труда и социального развития РФ имеется Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, руководитель которого является заместителем главного государственного инспектора труда РФ.
Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ и труде и охране труда на соответствующей территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют из причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
3) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.
Государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям обязательные для исполнения об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;
6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд;
7) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
8) выдваать разрешения на строительство или реконструкцию производственных объектов, производство и внедрение новой техники, новых технологий при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
9) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
10) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Главный государственный инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций наряду с перечисленными правами имеют право:
1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, предоставляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России) и его местными органами (ст. 366 ТК РФ).
Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, оборонной (производства вредных химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ.
Органы Государственного энергетического надзора России осуществляют государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
Госкомсанэпиднадзор России и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
Госкомсанэпиднадзор России, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения, районах и городах, научно-исследовательских учреждениях и другие санитарно-профилактические учреждения составляют систему органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Госкомсанэпиднадзор России:
- осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории РФ;
- обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов;
Госкомсанэпиднадзору предоставляется право:
- запрашивать и получать от органов власти, местной администрации, а также предприятий сведения, необходимые для организации работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- привлекать к административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти, предприятий, виновных в нарушении санитарного законодательства РФ.
Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности. В соответствии с Положением о Госатомнадзоре России, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992г., Госатомнадзор в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для органов государственного управления и предприятий, расположенных на территории России, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Госатомнадзор может запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды, привлекать к административной ответственности должностных лиц министерств и ведомств, органов исполнительной власти, предприятий, виновных в нарушении правил и норм ядерной и радиационной безопасности.
Полномочия государственных органов надзора и контроля РФ определяются Положениями о них. Основными положениями надзорных органов является то, что их деятельность не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности.
Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ)
В РФ действует в системе Министерства труда РФ Государственная экспертиза условий труда, созданная Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года № 557 в следующем составе:
- Всероссийская государственная экспертиза условий труда;
- Государственная экспертиза условия труда в системе органов исполнительной власти субъектов РФ.
Задачи Государственной экспертизы условий труда:
1) контроль за условиями и охраной труда;
2) контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) контроль за правильностью предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
4) подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основание для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональный союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками исполнительных органов.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для государственной экспертизы условий труда информацию (Закон об основах ОТ в РФ, ст. 21).