Законодательство по охране труда

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ЛЕКЦИЯ 8

 

Законодательство в области БЖД

Структура правовой и нормативно-технической базы БЖД как в большинстве стран, так и в России представляет многоступенчатую пирамиду (рис. ), в вершине которой располагается Основной Закон страны (Конституция) или Головной Закон, объединяющей вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже располагается совокупность общегосударственных законов (в ряде стран региональных) в области защиты окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности, а также ряд общесоциальных законов, связанных с указанными отраслями.

На следующей ступени - межотраслевые нормативные документы, принимаемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отраслевая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными органами. За ними следуют различные ведомственные инструкции, положения, правила и т.д.

 

Основными законодательными документами в данной отрасли к настоящему времени являются "Основное законодательство об охране труда" и КЗОТ РФ.

К данной отрасли законодательных актов можно отнести

· "Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, проф. заболеваниями, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

· Частично на указанную отрасль работает ряд таких законов, как Закон "О сертификации". Закон "О местном самоуправлении". Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В них фрагментарно отражены отдельные требования безопасности, предъявляемые к выпускаемой продукции и организации новых видов производств.

 

Рисунок 1. Структура правовой и нормативно-технической базы БЖД

 

Основы законодательства РФ об охране труда утверждают основные принципы государственной политики в области охраны труда (статья 3), среди которых наиболее существенны:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- координация деятельности в области охраны труда, а также в области охраны окружающей природной среды;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, сфер хоз.деятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда,включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ;

- установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти РФ и республик в составе РФ, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьи 4 и 5 устанавливают право работника на охрану труда и его гарантии, при этом гарантом выступает государство в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

В трудовом договоре обязательно указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Статья 6 вводит ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, запрещая их с 1 июля 1996 года для женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также для тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании мед.заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Государственное управление охраной труда (ст.7) осуществляет государственный орган, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории РФ всеми министерствами и ведомствами РФ, предприятиями всех форм собственности.

Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности и доступа к необходимой информации.

Отраслевые министерства и ведомства РФ, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Работодатель, согласно статьи 9, обязан обеспечить:

а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
б) соответствующие требования законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебного обслуживания работников;
г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

д) выдачу спец.одежды, спец.обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда;
е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;
ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей ;
з) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил, норм и инструкций по охране труда.

Устанавливается (статьи 19...22) ответственность:

- работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем и проф.заболеванием (в виде возмещения вреда в соответствии с "Правилами...");

- предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда (в виде штрафов в фонд ОТ);

- научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении заказчику);

- предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении потребителю).

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующие деятельности гос.надзора и общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Реальный риск и объективная возможность воздействия на уровень безопасности выдвигают первый план вопросы управления безопасностью. Под управлением БЖД понимается воздействие на систему "человек - среда" с целью достижения ее менее опасного состояния при соблюдении условий экономической и технической целесообразности.

Управление БЖД требует системного подхода, который заключается в учете полного комплекса факторов, которыми определяется безопасность.

Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей. Всю проблему необходимо рассматривать как единое целое; при этом необходим анализ альтернативных путей достижения целей, а подцели не должны вступать в конфликт с общей целью.

В этом случае цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности, количественной определенности, адекватности, эффективности и контролируемости.

Стадии, на которых должны учитываться требования безопасности, образуют полный цикл деятельности, а именно: научный замысел; НИР; ОКР; проект; реализация проекта; испытания; производство; транспртирование; эксплуатация; модернизация и реконструкция; консервация и ликвидация .

Функции управления БЖД можно выделить в виде следующего ряда: