ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭВАКУАЦИИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Химического заражения

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон

 

№ п/п Наименование АХОВ Критерий ( пороговые токсодозы), мг,мин/л
      Акролеин Аммиак Ацетонитрил Ацетонциангидрид Водород мышьяковистый (арсин) Водород фтористый Водород цианистый (синильная кислота) Диметиламин Кислота бромистоводородная Водород хлористый Метиламин Метил бромистый Метил хлористый Метилмеркаптан Метилакрилат Нитрилакриловая кислота (акрилонитрил) Окислы азота Окись этилена Сернистый ангидрид Сероводород Сероуглерод Соляная кислота (концетрированная) Триметиламин Формальдегид Фосген Фтор Фосфор треххлористый Фосфора хлорокись Хлор Хлорпикрин Хлорциан Этиленимин Этиленсульфид Этилмеркаптан 0,2 21,6 0,54 7,5 0,2   4,8 2,4 4,8 3,5 1,7 0,75   0,002 1,8 16,1   0,6 0,6 0,39 0,6 0,6 0,02 0,75 4,8 0,1

 

 

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной л отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Взаимодействие между федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления и организациями при подготов­ке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановлением правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1113 «О единой государ­ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию МЧС России и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово­ренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может произ­водиться на территории других сопредельных государств. В свою очередь, территория РФ может быть предоставлена для разме­щения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимо­действие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, усло­виях двусторонних или многосторонних межгосударственных до­говоренностей, законодательств РФ и других стран.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружени­ями рабочих, служащих и остального населения городов, отне­сенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потен­циального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещению его в загородной зоне является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

Право принятия решения на проведение эвакуации принад­лежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется на­чальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управ­ления, а непосредственная организация и проведение эвакуаци­онных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемы­ми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объек­тов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно про­думанного планирования эвакомероприятий и заблаговременной-всесторонней~подготовки: транспорта, дорог, районов размеще­ния эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится на­чальниками гражданской обороны - руководителями органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управ­ления, специально уполномоченными на решение задач в облас­ти защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов опре­деляется Положением «О единой государственной системе пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и другими соответствующими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осу­ществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заве­дениям, эвакуация остального населения, не занятого в произ­водстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В целях организованного проведения эвакуационных мероп­риятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление – в период перевода гражданс­кой обороны с мирного на военное положение, при угрозе приме­нения потенциальным противником средств поражения или в ус­ловиях начавшейся войны (вооруженного конфликта).

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

снижения вероятных потерь населения категорированных горо­дов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время,

обеспечения условий создания группировок сил и средств граждан­ской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации послед­ствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по орга­низованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размеще­нию его в загородной зоне.

Загородная зона — это территория в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, расположенная вне зон воз­можных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастро­фического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по услови­ям его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуации подлежат рабочие и служащие (совместно с неработаю­щими членами семей) объектов экономики, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в воен­ное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне. Кроме того, эвакуации подлежит крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности на новой базе, рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов экономики, прекращающих свою деятельность в военное вре­мя, а также нетрудоспособное и незанятое в производстве население.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и раз­мещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

уникальных (специализированных) объектов экономики, для про­должения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в бли­жайших к границам категорированных городов районах загород­ной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных

путей сообщения.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных слу­чаях, по решению начальника гражданской обороны субъекта Рос­сийской Федерации - руководителя органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограничен­ной емкости жилого фонда и фонда общественных и административ­ных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других на­селенных пактах загородной зоны на том же эвакуационном на­правлении.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, должна быть обес­печена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектиро­вания инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и разви­тия военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эваку­ации населения:

общая эвакуация - проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их пер­сонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания;

частичная эвакуация - проводится до начала общей эвакуа­ции при угрозе воздействия современными средствами пораже­ния потенциального противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации выво­зится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население (студенты, учащиеся школ-интернатов и профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учрежде­ний, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престаре­лых, - совместно с преподавателями, обслуживающим персона­лом и членами их семей);

эвакуация населения из районов приграничной зоны - планиру­ется и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами коман­дования прИ1рапи'1ИЫх военных округов и пограничных войск;

эвакуация населения из населенных пунктов, расположен­ных в зоне возможного катастрофического затопления в ЩН£, делах 4-часового добегания волны прорыва плотины гидротех­нического сооружения - проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны. Из населенных пунктов, расположенных в зоне возможно­го катастрофического затопления за пределами 4-часового до-бегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосред­ственной угрозе затопления.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Прези­дента Российской Федерации или начальника гражданской обороны Российской Федерации - председателя правительства Российской Фе­дерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, – по решению начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию планирования, обеспечения, про­ведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне воз­лагается на начальников гражданской обороны:

на территории субъектов Российской Федерацией входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответс­твующих руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; в отраслях и на объектах экономики - на их руководителей. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организу­ют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ве­домства), объекты экономики, независимо от форм собственнос­ти, во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собствен­ных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих ор­ганов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляют­ся по производственно-территориальному принципу, в соответ­ствии с которым рассредоточение и эвакуация рабочих, служа­щих и неработающих членов их семей организуется и проводятся по объектам экономики, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве, - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы по территориальному принципу.

Эвакуация населения планируется и осуществляется ком­бинированным способом, обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части эваконаселення всеми видами имеющегося транспорта, независимо от форм собственности, незаня­того воинскими и другими особо важными перевозками по мобилиза­ционным планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком.

При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта.

Численность населения, вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния до­рожной сети, ее пропускной способности и других местных условий. В первую очередь транспортом вывозятся: медицинские учреждения:

население, которое не может передвигаться пешим порядком (бе­ременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находя­щиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих ра­боту в военное время в категорированных городах;

сотрудники органов государственного управления, важнейших науч­но-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Ра­ботающие смены объектов, продолжающих производственную де­ятельность в категорированных городах, с момента начала эвакоме­роприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается только по согласованию с администра­цией этих субъектов.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное вре­мя) определяется база и назначается (выделяется) район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штабами военных скругов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осу­ществляется эвакуационными комиссиями и органами управле­ния ГОЧС субъектов Российской Федерации на основе сравни­тельной оценки: возможностей по удовлетворению потребностей населения, по нормам военного времени, в жилье, защитных со­оружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспе­чения; Условий для создания группировок сил гражданской обо­роны, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форси­рованной подготовке простейших защитных сооружений и жи­лья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производственную дея­тельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, продолжающих свою деятельность в категорированных городах, и оборудуются в ин­женерном отношении (противорадиационными и простейшими ук­рытиями).

Население, не занятое в производственной деятельности и не явля­ющееся членами семей рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического за­топления, размещается в ближайших населенных пунктах на незатапливаемой территория.

Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передается в распоряже­ние начальников гражданской обороны субъектов Российской Федера­ции - руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации на тер­риториях сопредельных стран производится при наличии соответству­ющих межгосударственных договоренностей.

Территория Российской Федерации также может быть использова­на для размещения эвакуируемого населения из других государств на основе норм международного права, условиях двусторонних и многосторонних договоренностей.

Министерства (ведомства) организуют руководство плани­рованием, обеспечением и проведением эвакуации своих цент­ральных аппаратов, согласовывают планы эвакуационных ме­роприятий крупных подведомственных объектов экономики, организуют материально-техническое обеспечение эвакомероприятий.