ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ

 

Основная часть наиболее затратных и сложных в техническом от­ношении мероприятий 1ражданской обороны осуществляется в мирное и военное время на предприятиях, в учреждениях и организациях (да­лее–организациях).

Организации в мирное время в пределах своих полномочий и в по­рядке, установленном федеральными законами и иными нормативны­ми правовыми актами:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функ­ционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы матери­ально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их со­хранность;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности граж­данские организации гражданской обороны;

осуществляют другие мероприятия по выполнению организацион­ных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпиде­мических и других требований гражданской обороны. Указанные ме­роприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого в каждой крупной организации плана основных мероприятий организа­ции по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этих планах, утверждаемых начальниками гражданской обороны–руководителями организаций, указываются наи­менования спланированных мероприятий, сроки и объемы их выполне­ния, ответственные исполнители мероприятий и соисполнители по ним, а также другие необходимые сведения.

Изготовление на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, предназначенных для ис­пользования в целях гражданской обороны, планируется и осу­ществляется по государственному оборонному заказу.

Кроме того, выполнение мероприятий и нормативно-техничес­ких требований гражданской обороны предусматривается в биз­нес-плане организации, планах и программах технического пе­ревооружения и реконструкции организации, в ее планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и планах освоения новой техники, а также в градост­роительной, строительной и проектпо-сметной документации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалах.

В военное время в организациях осуществляются мероприятия по повышению устойчивости их функционирования в условиях воздействия противника, по защите гражданского персонала, зданий, сооружений и произведенной продукции от поражающих факторов современных средств поражения, а также, в случае необходимости, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основным документом, определяющим сроки, объемы и мес­та осуществления указанных мероприятий, является план граж­данской обороны организации.

Кроме того, в созданных в организациях службах гражданс­кой обороны, разрабатываются планы обеспечения мероприятий гражданской обороны служб гражданской обороны.

Организации, переносящие в военное время свою деятельность в загородную зону с территорий городов, отнесенных к группам по граж­данской обороне, разрабатывают расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

Организации, продолжающие в военное время свою деятельность на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской оборо­не, разрабатывают планы рассредоточения своего персонала в заго­родной зоне.

Изготовление в угрожаемый период и в военное время на производ­ственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, а также строительство объектов, предназначенных для использования в целях гражданской обороны, осуществляются на основании мобили­зационного плана организации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятель­ности организации в это время.

Аналогичные перечисленные выше организационно-плановые и проектно-планировочные документы разрабатываются в структурных под­разделениях (дочерних и зависимых хозяйственных обществах) орга­низаций.

Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий гражданской обороны руководствуются также орга­низационно-плановыми и методическими документами вышесто­ящих организаций, объединений организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Кроме того, начальники гражданской обороны организаций, которыми являются их руководители, вправе разрабатывать организационно-методические указания по подготовке органов управ­ления и сил гражданской обороны организации на очередной учеб­ный год, а также издавать приказы по итогам работы за отчет­ный период и по другим вопросам гражданской обороны.

Рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработ­ки, согласования и утверждения: плана основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плана гражданской обороны организации, плана обеспечения мероприятий граждан­ской обороны службы гражданской обороны организации, рас­чета на проведение мероприятий по эвакуации в организации, плана рассредоточения гражданского персонала организации в загородной зоне, раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» в составе градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, техническое пере­вооружение и реконструкцию организации, других организаци­онно-плановых и проектно-планировочных материалов по вопросам гражданской обороны разрабатываются МЧС России. Указанные рекомендации доводятся до организаций федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местно­го самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они на­ходятся.

Методические рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения мобилизационного плана орга­низации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в во­енное время, разрабатываются Минэкономразвития России с участи­ем МЧС России и доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и объеди­нениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся. Также Минэкономразвития России определяет порядок формирования и доведения до организаций ежегодного госу­дарственного оборонного заказа на изготовление техники, оборудова­ния и имущества, предназначенных для использования в целях граж­данской обороны.

Планирование и проведение мероприятий гражданской оборо­ны в организациях осуществляется структурными подразделе­ниями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (на­значаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях и обеспечения выполнения этими организаци­ями приведенных выше полномочии в области гражданской обороны, возложенных на них Федеральным законом «О гражданской обороне».

Одной из главных задач работников структурных подразде­лений (работников) по гражданской обороне в организациях является разработка для представления на утверждение соответ­ствующим начальникам гражданской обороны и корректировка перечисленных выше организационно-плановых документов, включая планы гражданской обороны организации.

В соответствии с Рекомендациями по структуре и содержа­нию плана гражданской обороны объекта экономики, доведенны­ми установленным порядком до организаций директивой МЧС Рос­сии от 27 мая J997 г. № ДНГО-02, план гражданской обороны объекта экономики определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, по­рядок работы объекта в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

На объектах, прекращающих свою деятельность или перено­сящих ее в загородную зону, планы гражданской обороны разра­батываются с учетом особенностей, вытекающих из прекраще­ния деятельности или переноса ее в загородную зону.

В структурных подразделениях объекта планы гражданской обо­роны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из пла­на гражданской обороны объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности («Воздуш­ная тревога») и получения средств индивидуальной защиты, со­став и задачи гражданских организаций ГО, а также схемы опове­щения персонала и расчеты на проведение эвакуации.

Начальники служб гражданской обороны объекта разрабаты­вают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий гражданской обороны.

Планы гражданской обороны всех организаций подписывают­ся руководителями структурных подразделений (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области ГО или их заместителями, согласовываются с органа­ми, осуществляющими управление ГО на территориях субъек­тов РФ и территориях муниципальных образований (организа­ций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества – с МЧС России), утверждаются соответствующими начальника­ми ГО. Количество разрабатываемых планов ГО определяется решением начальника ГО с учетом практической необходимос­ти, хранятся на пунктах управления, в том числе запасных, и в дублирующих органах управления, а корректируются ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января.

.План гражданской обороны объекта экономики состоит из тек­стовой части и приложений.

Текстовая часть включает три раздела:

I. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника;

II.Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте
при планомерном приведении ее в готовность;

III.Выполнение мероприятий гражданской обороны на объек­те при внезапном нападении противника.

В разделе I приводятся следующие сведения:

1. Краткая характеристика объекта. Особенности, влияющие
наорганизацию и ведение ГО на объекте.

2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте после
нападения противника с применением ядерного оружия, обычных
современных средств поражения и действий диверсионных раз­ведывательных групп:

степень возможных разрушений производственных зданий, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;

радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биоло­гическая обстановка, образование зон катастрофического затопления на объекте;

потери от вторичных факторов поражения;

ориентировочный объем предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте при планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника и действиях диверсионных разведывательных групп.

3. Выводы из оценки возможной обстановки.

В разделе IIизлагаются организация и порядок выполнения мероприятий по степеням готовности ГО при планомерном пере­воде с мирного на военное время, объемы, сроки проведения, привлекаемые силы и средства, конкретные задачи исполните­лям этих мероприятий.

1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий по степе­ням готовности гражданской обороны:

первоочередные мероприятия ГО 1-й группы; первоочередные мероприятия ГО 2-й группы; мероприятия общей готовности ГО.

2.Организация защиты персонала и членов его семей.

Организация укрытия в защитных сооружениях ГО.

а)порядок и сроки приведения в готовность имеющихся за­щитных сооружений, закладки в них запасов продовольствия,медикаментов и другого необходимого имущества;

б) порядок строительства недостающих защитных сооружений и его
материально-техническое обеспечение;

в) организация укрытия наибольшей работающей смены на объекте;

г) организация защиты персонала и членов его семей в загородной зоне.

Организация радиационной и химической защиты:

а) организация и ведение радиационной и химической развед­ки на объекте и в загородной зоне, привлекаемые для этих целей силы и средства;

б) порядок обеспечения гражданских организаций ГО и персонала средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и хими­ческой разведки, дозиметрического контроля;

в)режимы радиационной зашиты персонала, порядок работы объекта в условиях радиоактивного заражения;

г) организация дозиметрического контроля;

д) организация санитарной обработки людей, специальной обработ­ки одежды, обуви, дегазации и дезактивации территории и сооружений,
обеззараживания транспорта;

е) организация защиты персонала от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своем или соседних объектах.

Организация медицинской защиты:

а) порядок проведения медицинских мероприятий, привлече­ние сил и средств медицинской защиты, приведение их в готов­ность;

б) организация медицинского обеспечения на объекте- при выпол­нении мероприятий по эвакуации и в загородной зоне;

в) порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты;

г) организация санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий.

Организация мероприятий по эвакуации:

а) порядок и сроки проведения эвакуации персонала и членов его семей, использование сил и средств для ее проведения, разра­ботка маршрутов движения;

б) расчет и организация работы сборных эвакопунктов и пунктов посадки, создаваемых на объекте;

в) расчет эвакуируемых по видам транспорта и по маршру­там движения;

г) организация размещения эвакуируемых в загородной зоне;

д) организация подвоза работающих смен;

е) порядок вывоза материальных ценностей.

3. Организация управления исвязи:

организация оповещения руководящего состава и персонала в рабочее и нерабочее время, в пункте постоянной дислокации объекта и в загородной зоне;

порядок приведения в готовность и занятия запасного пункта управления;

состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасной пункт управления с введением установленных степеней готов­ности ГО, сроки их убытия;

организация управления на маршрутах эвакуациии ввода сил ГО;

организация связи;

порядок представления донесений.

4. Организация выполнения мероприятий по повышению ус­тойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта), проводимых с введением в действие планов ГО:

проведение мероприятий по исключению (уменьшению) возможно­сти возникновения вторичных факторов поражения;

мероприятия по повышению устойчивости работы систем элек­тро-, газо-, тепло- и водоснабжения;

мероприятия по противопожарной защите;

другие мероприятия.

5. Организация и проведение аварийно-спасательных и других нео­тложных работ:

состав, оснащенность и сроки приведения в готовность гражданс­ких формирований ГО, в том числе повышенной готовности;

состав и оснащенность гражданских организаций ГО, предназ­наченных для ведения аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ на объекте;

организация ввода гражданских организаций ГО объекта в очаг поражения, транспортировка тяжелой техники;

расчет гражданских организаций ГО по сменам для ведения ава­рийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

организация медицинской помощи пораженным и личному составу гражданских организаций ГО;

силы и средства, выделяемые в состав территориальных гражданс­ких организаций ГО;

место гражданских организаций ГО объекта в группировке сил ГО города (района);

восстановление работоспособности гражданских организаций ГО объекта и порядок их дальнейшего применения;

силы и средства ГО, действующие в интересах объекта.

6. Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО (разведка, инженерное, техническое, тыловое, противопожарное и медицинское обеспечение, маскировка и охрана общественно­го порядка).

Детально вопросы обеспечения мероприятийГО отражаются в планах обеспечения служб ГО объекта.

7. Организация взаимодействия с органами военного коман­дования и территориальными формированиями ГО.

В разделе IIIприводятся следующие сведения:

1. Организация и проведение мероприятий по сигналу о воз­душной опасности («Воздушная тревога»):

организация оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к объекту;

организация безаварийной остановки производства, введение режимов светомаскировки;

организация выдачи средств индивидуальной защиты, прибо­ров радиационной и химической разведки, дозиметрического кон­троля на рабочих местах и в защитных сооружениях;

организация укрытия персонала.

2. Организация и проведение мероприятий по сигналу об от­бое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»):

введение в действие планов ГО;

восстановление управления, связи и оповещения;

организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объекте;

приведение в готовность сохранившихся гражданских организаций гражданской обороны и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

введение режимов радиационной защиты и порядок работы объекта в условиях радиоактивного загрязнения;

организация дозиметрического контроля;

организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;

порядок оказания медицинской помощи пораженным;

силы и средства, привлекаемые для ведения аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ на объекте при внезапном нападении противника из состава территориальной группировки сил ГО;

организация основных видов обеспечения мероприятий ГО.

Приложения к Плану гражданской обороны объекта экономики включают:

1. Основные показатели состояния ГО объекта экономики (по состо­янию на I января 20__г.).

2. Возможная обстановка на территории объекта (план объекта с пояснительной запиской).

3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время.

4.План мероприятий по защите персонала и организации ава­рийно-спасательных и других неотложных работ (разрабатыва­ется на плане объекта с нанесением защитных сооружений и пу­тей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и других необходимых данных).

5.Расчет укрытия персонала объекта и членов его семей в за­щитных сооружениях на объекте и в загородной зоне.

6.Расчет на приведение в готовность защитных сооружений.

7.Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

8.План-график наращивания мероприятий по повышению ус­тойчивости функционирования объекта в военное время.

9.Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

10.Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивиду­альной защиты персоналу объекта.

11.Схемы управления, связи и оповещения.

С учетом особенностей объектов могут быть разработаны и другие приложения.

Кроме вышеуказанных приложений к плану ГО разрабатыва­ются необходимые для планирования и организации мероприя­тий ГО справочные расчетные данные (в виде графиков, схем, таблиц) и формализованные документы, которые хранятся в отдельной папке рядом с планом ГО:

расчет укрытия персонала объекта в пункте постоянного размеще­ния в рабочее время при внезапном нападении противника;

графики подвоза работающих смен, строительства недостающих сооружений, безаварийной остановки производства;

планы приведения в готовность гражданских организаций ГО объекта;

состав оперативных групп и сроки их убытия;

состав эвакокомиссий, телефонные справочники, документы по организации дозиметрического контроля, проекты приказов, планы-графики работы должностных лиц, заявки и наряды на получение имуще­ства, ордера на занятие помещений, другие необходимые справочные данные.

От качества разработки и реальности планов гражданской обороны во многом зависят своевременность и полнота выпол­нения запланированных мероприятий при их введении в действие, и, как следствие, снижение людских и материальных потерь в военное время. Поэтому планированию мероприятий ГО на объектах экономики должно уделяться первостепенное внимание руководителей структурных подразделений, специально уполно­моченных на решение задач в области гражданской обороны, на­чальников ГО и других должностных лиц.