ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ
Основная часть наиболее затратных и сложных в техническом отношении мероприятий 1ражданской обороны осуществляется в мирное и военное время на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее–организациях).
Организации в мирное время в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности гражданские организации гражданской обороны;
осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований гражданской обороны. Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого в каждой крупной организации плана основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В этих планах, утверждаемых начальниками гражданской обороны–руководителями организаций, указываются наименования спланированных мероприятий, сроки и объемы их выполнения, ответственные исполнители мероприятий и соисполнители по ним, а также другие необходимые сведения.
Изготовление на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях гражданской обороны, планируется и осуществляется по государственному оборонному заказу.
Кроме того, выполнение мероприятий и нормативно-технических требований гражданской обороны предусматривается в бизнес-плане организации, планах и программах технического перевооружения и реконструкции организации, в ее планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и планах освоения новой техники, а также в градостроительной, строительной и проектпо-сметной документации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалах.
В военное время в организациях осуществляются мероприятия по повышению устойчивости их функционирования в условиях воздействия противника, по защите гражданского персонала, зданий, сооружений и произведенной продукции от поражающих факторов современных средств поражения, а также, в случае необходимости, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основным документом, определяющим сроки, объемы и места осуществления указанных мероприятий, является план гражданской обороны организации.
Кроме того, в созданных в организациях службах гражданской обороны, разрабатываются планы обеспечения мероприятий гражданской обороны служб гражданской обороны.
Организации, переносящие в военное время свою деятельность в загородную зону с территорий городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, разрабатывают расчет на проведение мероприятий по эвакуации.
Организации, продолжающие в военное время свою деятельность на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, разрабатывают планы рассредоточения своего персонала в загородной зоне.
Изготовление в угрожаемый период и в военное время на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, а также строительство объектов, предназначенных для использования в целях гражданской обороны, осуществляются на основании мобилизационного плана организации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в это время.
Аналогичные перечисленные выше организационно-плановые и проектно-планировочные документы разрабатываются в структурных подразделениях (дочерних и зависимых хозяйственных обществах) организаций.
Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий гражданской обороны руководствуются также организационно-плановыми и методическими документами вышестоящих организаций, объединений организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Кроме того, начальники гражданской обороны организаций, которыми являются их руководители, вправе разрабатывать организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил гражданской обороны организации на очередной учебный год, а также издавать приказы по итогам работы за отчетный период и по другим вопросам гражданской обороны.
Рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения: плана основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, плана гражданской обороны организации, плана обеспечения мероприятий гражданской обороны службы гражданской обороны организации, расчета на проведение мероприятий по эвакуации в организации, плана рассредоточения гражданского персонала организации в загородной зоне, раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» в составе градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию организации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалов по вопросам гражданской обороны разрабатываются МЧС России. Указанные рекомендации доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся.
Методические рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения мобилизационного плана организации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в военное время, разрабатываются Минэкономразвития России с участием МЧС России и доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся. Также Минэкономразвития России определяет порядок формирования и доведения до организаций ежегодного государственного оборонного заказа на изготовление техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях гражданской обороны.
Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны в организациях осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях и обеспечения выполнения этими организациями приведенных выше полномочии в области гражданской обороны, возложенных на них Федеральным законом «О гражданской обороне».
Одной из главных задач работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне в организациях является разработка для представления на утверждение соответствующим начальникам гражданской обороны и корректировка перечисленных выше организационно-плановых документов, включая планы гражданской обороны организации.
В соответствии с Рекомендациями по структуре и содержанию плана гражданской обороны объекта экономики, доведенными установленным порядком до организаций директивой МЧС России от 27 мая J997 г. № ДНГО-02, план гражданской обороны объекта экономики определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, порядок работы объекта в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.
На объектах, прекращающих свою деятельность или переносящих ее в загородную зону, планы гражданской обороны разрабатываются с учетом особенностей, вытекающих из прекращения деятельности или переноса ее в загородную зону.
В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана гражданской обороны объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога») и получения средств индивидуальной защиты, состав и задачи гражданских организаций ГО, а также схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.
Начальники служб гражданской обороны объекта разрабатывают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий гражданской обороны.
Планы гражданской обороны всех организаций подписываются руководителями структурных подразделений (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области ГО или их заместителями, согласовываются с органами, осуществляющими управление ГО на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований (организаций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества – с МЧС России), утверждаются соответствующими начальниками ГО. Количество разрабатываемых планов ГО определяется решением начальника ГО с учетом практической необходимости, хранятся на пунктах управления, в том числе запасных, и в дублирующих органах управления, а корректируются ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января.
.План гражданской обороны объекта экономики состоит из текстовой части и приложений.
Текстовая часть включает три раздела:
I. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника;
II.Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте
при планомерном приведении ее в готовность;
III.Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при внезапном нападении противника.
В разделе I приводятся следующие сведения:
1. Краткая характеристика объекта. Особенности, влияющие
наорганизацию и ведение ГО на объекте.
2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте после
нападения противника с применением ядерного оружия, обычных
современных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп:
степень возможных разрушений производственных зданий, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка, образование зон катастрофического затопления на объекте;
потери от вторичных факторов поражения;
ориентировочный объем предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте при планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника и действиях диверсионных разведывательных групп.
3. Выводы из оценки возможной обстановки.
В разделе IIизлагаются организация и порядок выполнения мероприятий по степеням готовности ГО при планомерном переводе с мирного на военное время, объемы, сроки проведения, привлекаемые силы и средства, конкретные задачи исполнителям этих мероприятий.
1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности гражданской обороны:
первоочередные мероприятия ГО 1-й группы; первоочередные мероприятия ГО 2-й группы; мероприятия общей готовности ГО.
2.Организация защиты персонала и членов его семей.
Организация укрытия в защитных сооружениях ГО.
а)порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений, закладки в них запасов продовольствия,медикаментов и другого необходимого имущества;
б) порядок строительства недостающих защитных сооружений и его
материально-техническое обеспечение;
в) организация укрытия наибольшей работающей смены на объекте;
г) организация защиты персонала и членов его семей в загородной зоне.
Организация радиационной и химической защиты:
а) организация и ведение радиационной и химической разведки на объекте и в загородной зоне, привлекаемые для этих целей силы и средства;
б) порядок обеспечения гражданских организаций ГО и персонала средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;
в)режимы радиационной зашиты персонала, порядок работы объекта в условиях радиоактивного заражения;
г) организация дозиметрического контроля;
д) организация санитарной обработки людей, специальной обработки одежды, обуви, дегазации и дезактивации территории и сооружений,
обеззараживания транспорта;
е) организация защиты персонала от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своем или соседних объектах.
Организация медицинской защиты:
а) порядок проведения медицинских мероприятий, привлечение сил и средств медицинской защиты, приведение их в готовность;
б) организация медицинского обеспечения на объекте- при выполнении мероприятий по эвакуации и в загородной зоне;
в) порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты;
г) организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Организация мероприятий по эвакуации:
а) порядок и сроки проведения эвакуации персонала и членов его семей, использование сил и средств для ее проведения, разработка маршрутов движения;
б) расчет и организация работы сборных эвакопунктов и пунктов посадки, создаваемых на объекте;
в) расчет эвакуируемых по видам транспорта и по маршрутам движения;
г) организация размещения эвакуируемых в загородной зоне;
д) организация подвоза работающих смен;
е) порядок вывоза материальных ценностей.
3. Организация управления исвязи:
организация оповещения руководящего состава и персонала в рабочее и нерабочее время, в пункте постоянной дислокации объекта и в загородной зоне;
порядок приведения в готовность и занятия запасного пункта управления;
состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасной пункт управления с введением установленных степеней готовности ГО, сроки их убытия;
организация управления на маршрутах эвакуациии ввода сил ГО;
организация связи;
порядок представления донесений.
4. Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта), проводимых с введением в действие планов ГО:
проведение мероприятий по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;
мероприятия по противопожарной защите;
другие мероприятия.
5. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ:
состав, оснащенность и сроки приведения в готовность гражданских формирований ГО, в том числе повышенной готовности;
состав и оснащенность гражданских организаций ГО, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;
организация ввода гражданских организаций ГО объекта в очаг поражения, транспортировка тяжелой техники;
расчет гражданских организаций ГО по сменам для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;
организация медицинской помощи пораженным и личному составу гражданских организаций ГО;
силы и средства, выделяемые в состав территориальных гражданских организаций ГО;
место гражданских организаций ГО объекта в группировке сил ГО города (района);
восстановление работоспособности гражданских организаций ГО объекта и порядок их дальнейшего применения;
силы и средства ГО, действующие в интересах объекта.
6. Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО (разведка, инженерное, техническое, тыловое, противопожарное и медицинское обеспечение, маскировка и охрана общественного порядка).
Детально вопросы обеспечения мероприятийГО отражаются в планах обеспечения служб ГО объекта.
7. Организация взаимодействия с органами военного командования и территориальными формированиями ГО.
В разделе IIIприводятся следующие сведения:
1. Организация и проведение мероприятий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога»):
организация оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к объекту;
организация безаварийной остановки производства, введение режимов светомаскировки;
организация выдачи средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля на рабочих местах и в защитных сооружениях;
организация укрытия персонала.
2. Организация и проведение мероприятий по сигналу об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»):
введение в действие планов ГО;
восстановление управления, связи и оповещения;
организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объекте;
приведение в готовность сохранившихся гражданских организаций гражданской обороны и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
введение режимов радиационной защиты и порядок работы объекта в условиях радиоактивного загрязнения;
организация дозиметрического контроля;
организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
порядок оказания медицинской помощи пораженным;
силы и средства, привлекаемые для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте при внезапном нападении противника из состава территориальной группировки сил ГО;
организация основных видов обеспечения мероприятий ГО.
Приложения к Плану гражданской обороны объекта экономики включают:
1. Основные показатели состояния ГО объекта экономики (по состоянию на I января 20__г.).
2. Возможная обстановка на территории объекта (план объекта с пояснительной запиской).
3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время.
4.План мероприятий по защите персонала и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (разрабатывается на плане объекта с нанесением защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и других необходимых данных).
5.Расчет укрытия персонала объекта и членов его семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне.
6.Расчет на приведение в готовность защитных сооружений.
7.Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.
8.План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время.
9.Состав сил и средств гражданской обороны объекта.
10.Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта.
11.Схемы управления, связи и оповещения.>
С учетом особенностей объектов могут быть разработаны и другие приложения.
Кроме вышеуказанных приложений к плану ГО разрабатываются необходимые для планирования и организации мероприятий ГО справочные расчетные данные (в виде графиков, схем, таблиц) и формализованные документы, которые хранятся в отдельной папке рядом с планом ГО:
расчет укрытия персонала объекта в пункте постоянного размещения в рабочее время при внезапном нападении противника;
графики подвоза работающих смен, строительства недостающих сооружений, безаварийной остановки производства;
планы приведения в готовность гражданских организаций ГО объекта;
состав оперативных групп и сроки их убытия;
состав эвакокомиссий, телефонные справочники, документы по организации дозиметрического контроля, проекты приказов, планы-графики работы должностных лиц, заявки и наряды на получение имущества, ордера на занятие помещений, другие необходимые справочные данные.
От качества разработки и реальности планов гражданской обороны во многом зависят своевременность и полнота выполнения запланированных мероприятий при их введении в действие, и, как следствие, снижение людских и материальных потерь в военное время. Поэтому планированию мероприятий ГО на объектах экономики должно уделяться первостепенное внимание руководителей структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, начальников ГО и других должностных лиц.