ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОЬОГОНЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ,

МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ,

 

Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданс­кую оборону, требуют самого пристального внимания со сторо­ны всех руководителей органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления и организаций к вопросам подготовки к ведению ГО.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Комплекс планируемых и заблаговременно осуществ­ляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инже­нерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Основными направлениями деятельности гражданской оборо­ны по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, являются;

планирование мероприятий гражданской обороны;

создание и поддержание готовности надежной системы оповеще­ния об угрозе нападения противника, технических систем связи и уп­равления гражданской обороны;

накопление в соответствии с установленным порядком фонда за­щитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

создание необходимых запасов средств индивидуальной защи­ты, а также запасов воды, материально-технических, продоволь­ственных, медицинских и иных средств;

подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населе­ния, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирова­ния экономики и выживания населения в военное время;

развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обес­печения;

организация и проведение обучения населения способам защиты ел опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальству­ющего состава органов управления и сил гражданской обороны, подго­товка формирований сил гражданской обороны;

развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обороне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и эконо­мического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по граж­данской обороне в целях защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий гражданской оборонывключает оперативное планирование (в том числе разработку планов граж­данской обороны и планов перевода на работу в условиях военного времени); разработку планов отмобилизования и мобилиза­ционного развертывания, планов мероприятий гражданской обо­роны на расчетный год в составе мобилизационных планов эко­номики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населенияоб опасностях, воз­никающих при ведении военных действии или вследствие этих действии, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповеще­ния военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действу­ющих локальных систем оповещения в районах размещения по­тенциально опасных объектов, общий перечень которых устанав­ливается правительством Российской Федерации; установлением и практической разработкой порядка приоритетного использова­ния в интересах ГО общегосударственных и ведомственных сис­тем связи, проводного радио- и телевизионного вещания, мест­ных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитны­ми сооружениями гражданской обороны включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защит­ных сооружений гражданской обороны;

освоение подземного пространства городов для размещения объек­тов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначе­ния с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование име­ющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление гор­ных выработок и естественных полостей для защиты населения и ма­териальных средств;

строительство заглубленных сооружений производственного, хозяй­ственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для уско­ренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных со­оружений гражданской обороны с упрощенным оборудованием и укры­тий простейшего типа.

Населению предоставляется право строить убежища и укрытия на правах личной и кооперативной собственности.

Накопление по установленным нормам имущества гражданс­кой обороны (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществ­ляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации и созданием запасов па объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имуще­ства в мобилизационном резерве определяются правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов эко­номики - исходя из необходимости обеспечения имуществом пер­сонала этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями).

Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в пер­вую очередь личный состав гражданских организаций гражданс­кой обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов, а также население, проживаю­щее в зонах возможного опасного заражения (загрязнения).

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обо­роны определяется соответствующими инструкциями.

Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакооргаиов; подго­товку транспортных средств для вывоза эвакуируемого населения, ма­териальных и культурных ценностей в безопасные районы; подготовку маршрутов эвакуации, развитие инфраструктуры загородной зоны и ее подготовку к размещению и жизнеобеспечению эвакуированных, хра­нению и использованию эвакуированных материальных средств.

Основными направлениями по сохранению объектов, суще­ственно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

осуществление градостроительной деятельности и районной плани­ровки, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, государствен­ных стандартов, а также других утвержденных в установленном по­рядке нормативных актов по гражданской обороне;

заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженер­но-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий ГО;

разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки населенных пунктов и объектов экономики;

разработка и проведение, обусловленных особенностями объектов, подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны, их обучение) по обеспечению лик­видации последствий поражения городов и объектов современными средствами поражения и восстановлению их функционирования;

осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспор­тного обеспечения объектов в военное время;

осуществление мероприятий по инженерной и другим видам физической защиты зданий и сооружений;

организация защиты персонала объектов и его жизнеобеспечения.

Группировки сил гражданской обороны (сведенные в определен­ную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воин­ские части, подразделения войск ГО, гражданские организации ГО, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а пол­ное их развертывание завершается в период перевода ГО с мирного на военное время или с началом военных действий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уде­ляется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагает­ся выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения окружающей природной среды, питьевой воды, продовольствия, пищевого сы­рья и фуража.

Обучение населенияспособам защиты от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независи­мо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.

Подготовка личного состава служб гражданской обороны и граж­данских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполни­тельной власти и организаций, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводит­ся в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методичес­ких центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков руководящим соста­вом и специалистами, а также в целях проверки готовности ор­ганов управления и сил гражданской обороны регулярно прово­дятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовнос­ти органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполне­нию возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, проводится перио­дическое инспектирование органов управления и сил гражданс­кой обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими началь­никами гражданской обороны.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осу­ществляется, как правило, заблаговременно - в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального про­тивника, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки граж­данская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение состоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее за­дач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы защиты населения и осуществляется ускоренная подготовка к веде­нию аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состоя­ния войны, фактического начала военных действий, или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей тер­ритории России (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.

Ведение гражданской обороны заключается в практической ре­ализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочеред­ному обеспечению населения, пострадавшего при ведении воен­ных действий, обеспечению действий сил и мероприятии ГО, по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадав­ших при ведении военных действий или вследствие их.

Правительство Российской Федерации с началом военных дей­ствий (введением режима военного положения) и в ходе реализации Плана гражданской обороны Российской Федерации уточняет по­рядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и исполь­зования в целях гражданской обороны запасов материально-техни­ческих, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах сво­их полномочии уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку не­обходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и органы местного самоуправления соответствующих тер­риторий:

уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год;

создают и поддерживают в постоянной готовности к исполь­зованию технические системы управления, объекты и силы ГО; в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей и развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устой­чивого функционирования, запланированные на военное время; осу­ществляют обучение своего персонала способам защиты от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварий­но-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в ходе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и пункты управления; системы оповещения и связи, а также авто­матизированную информационно-управляющую систему.

Непосредственное управление гражданской обороной при ее приведении в высшую степень готовности осуществляют началь­ники гражданской обороны и подчиненные им органы управле­ния. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готов­ности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гиб­ким, оперативным и скрытым.

Один из основных элементов системы управления гражданской обороны - это пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданс­кой обороны называются специально оборудованные или приспособ­ленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помеще­ния либо их комплексы пли транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управле­ния в особый период, а также при проведении мероприятий по предуп­реждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового пора­жения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки.

При угрозе применения вероятным противником ядерного ору­жия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются, согласно планам на расчетный год, строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуаль­ной защиты.

При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться об­щая и частичная эвакуация населения с территорий городов, отнесен­ных к группам по гражданской обороне, других заблаговременно на­значенных населенных пунктов, а также с части территорий зон возможного катастрофического затопления. Решение о массовой эва­куации населения принимает Президент Российской Федерации. Эва­куационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком.

Частичным видом эвакомероприятий является рассредоточение в загородной зоне гражданского персонала отдыхающих работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

В условиях радиоактивного загрязнения, химического и био­логического (бактериологического) заражения обширных терри­торий особое значение приобретает выбор и установление режи­мов поведения (защиты) людей (карантинных мероприятий) на зараженной территории. Режимы поведения (защиты) разрабатываются органами управления ГО в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и уста­новленных на военное время условии, предельно допустимых концентраций и доз.