ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОЬОГОНЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ,
МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ,
Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданскую оборону, требуют самого пристального внимания со стороны всех руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к вопросам подготовки к ведению ГО.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Комплекс планируемых и заблаговременно осуществляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.
Основными направлениями деятельности гражданской обороны по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются;
планирование мероприятий гражданской обороны;
создание и поддержание готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны;
накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;
создание необходимых запасов средств индивидуальной защиты, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;
организация и проведение обучения населения способам защиты ел опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил гражданской обороны, подготовка формирований сил гражданской обороны;
развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обороне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и экономического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по гражданской обороне в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планирование мероприятий гражданской оборонывключает оперативное планирование (в том числе разработку планов гражданской обороны и планов перевода на работу в условиях военного времени); разработку планов отмобилизования и мобилизационного развертывания, планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и информирование населенияоб опасностях, возникающих при ведении военных действии или вследствие этих действии, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действующих локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, общий перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации; установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования в интересах ГО общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.
Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями гражданской обороны включает:
сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны;
освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
строительство заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах;
проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.
Населению предоставляется право строить убежища и укрытия на правах личной и кооперативной собственности.
Накопление по установленным нормам имущества гражданской обороны (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации и созданием запасов па объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобилизационном резерве определяются правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов экономики - исходя из необходимости обеспечения имуществом персонала этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями).
Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов, а также население, проживающее в зонах возможного опасного заражения (загрязнения).
Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяется соответствующими инструкциями.
Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакооргаиов; подготовку транспортных средств для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; подготовку маршрутов эвакуации, развитие инфраструктуры загородной зоны и ее подготовку к размещению и жизнеобеспечению эвакуированных, хранению и использованию эвакуированных материальных средств.
Основными направлениями по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:
осуществление градостроительной деятельности и районной планировки, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, государственных стандартов, а также других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне;
заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий ГО;
разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки населенных пунктов и объектов экономики;
разработка и проведение, обусловленных особенностями объектов, подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны, их обучение) по обеспечению ликвидации последствий поражения городов и объектов современными средствами поражения и восстановлению их функционирования;
осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время;
осуществление мероприятий по инженерной и другим видам физической защиты зданий и сооружений;
организация защиты персонала объектов и его жизнеобеспечения.
Группировки сил гражданской обороны (сведенные в определенную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск ГО, гражданские организации ГО, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода ГО с мирного на военное время или с началом военных действий.
В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагается выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения окружающей природной среды, питьевой воды, продовольствия, пищевого сырья и фуража.
Обучение населенияспособам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.
Подготовка личного состава служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.
Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.
Для приобретения необходимых навыков руководящим составом и специалистами, а также в целях проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны регулярно проводятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится периодическое инспектирование органов управления и сил гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими начальниками гражданской обороны.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно - в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального противника, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки гражданская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение состоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы защиты населения и осуществляется ускоренная подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.
Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории России (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.
Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и мероприятии ГО, по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их.
Правительство Российской Федерации с началом военных действий (введением режима военного положения) и в ходе реализации Плана гражданской обороны Российской Федерации уточняет порядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочии уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий:
уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год;
создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию технические системы управления, объекты и силы ГО; в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей и развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования, запланированные на военное время; осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в ходе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и пункты управления; системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему.
Непосредственное управление гражданской обороной при ее приведении в высшую степень готовности осуществляют начальники гражданской обороны и подчиненные им органы управления. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.
Один из основных элементов системы управления гражданской обороны - это пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданской обороны называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплексы пли транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового поражения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки.
При угрозе применения вероятным противником ядерного оружия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются, согласно планам на расчетный год, строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.
При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться общая и частичная эвакуация населения с территорий городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, других заблаговременно назначенных населенных пунктов, а также с части территорий зон возможного катастрофического затопления. Решение о массовой эвакуации населения принимает Президент Российской Федерации. Эвакуационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком.
Частичным видом эвакомероприятий является рассредоточение в загородной зоне гражданского персонала отдыхающих работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.
В условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения обширных территорий особое значение приобретает выбор и установление режимов поведения (защиты) людей (карантинных мероприятий) на зараженной территории. Режимы поведения (защиты) разрабатываются органами управления ГО в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и установленных на военное время условии, предельно допустимых концентраций и доз.