ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Принятый в 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обо­роне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен­ностей от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значи­тельному материальному ущербу.

Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источ­ники военной опасности. Они проявляются, в частности, в про­должающемся расширении НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции, в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных специалистов прогнозирует к 2010-2015 гг. возможное резкое обострение военно-политической об­становки, существенный рост военных угроз для России.

Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и куль­турных ценностей страны на уровне, адекватном реальным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится граж­данской обороне.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых воз­можностей авиации. В пашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета рево­люционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения на­селения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздуш­ной и противохимической обороне в единую систему. Постанов­ление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объедине­ние. В результате была создана местная противовоздушная обо­рона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс орга­низационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В холе Великой Отечественной войны бойцы частей и подраз­делений МПВО, личный состав невоенизированных формирова­ний, комплектуемых из гражданского населения, оказывали ме­дицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, раз­бирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, воз­водили оборонительные укрепления, бомбо-и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерно­го оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.

В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, ко­торая становится составной "частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производствен­ный принцип ее построения,введена должность начальника Гражданс­кой обороны СССР. За время своего существованиягражданская обо­рона страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу защиты насе­ления при возможном массированном ядерном нападении против­ника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупней­шим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в за­городную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обес­печения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спаса­тельных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствова­лись войска ГО, создавались массовые невоенизированные спа­сательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972 - 1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строи­лось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и проти­ворадиационных укрытий на 3,0 – 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств инди­видуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обес­печения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на граж­данскую оборону.

С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны.

Этот период характеризовался следующими особенностями:

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Ар­мении, принесшие огромные человеческие жертвы и материаль­ный ущерб, заставили по-новому взглянуть на реальную готов­ность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и мес­то при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-по­литическаяобстановка в мире, значительноснизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объектив­но несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борь­бы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь - высокоточного оружия и оружия основанного на новых физических принципах.

В-четвертых, в условиях коренного политического реформи­рования общества и перехода к рыночной экономике кардиналь­но изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды гражданской обороны в прежних объемах.

В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, насохранение существующей сис­темы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, па определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

Гражданская оборона в январе 1992 г. выводится из структу­ры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ и объединяется с созданным в декабре 1991 г. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функ­ций, включая ведение аварийно-спасательных работ на аквато­риях и координацию работ в области мобилизационной подго­товки экономики.

Вступивший в силу в феврале 1998 г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обо­роны, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

 

 

Схема 4.2. Основные задачи гражданской обороны

 

Схема 4.3 Организация гражданской обороны Российской Федерации

 

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы - защиту тыла страны,граждан­ская оборона применяет в целях снижения людских иматериаль­ных потерь, присущие ей одной, большей частьюпассивные ме­тоды и средства.

Необходимо отметить, чтогражданская оборона нацелена на защиту в тылуВооруженных Сил в первую очередь мобилизаци­онных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если гражданская оборона не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заве­домо обречены на поражение.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обес­печении безопасности государства перечень решаемых граждан­ской обороной задач чрезвычайно широк. Основные из них при­ведены на схеме 4.2.

Организация гражданской обороны страныпредставле­на на схеме 4.3.

Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил граж­данской обороны также максимально полно соответствует тре­бованиям как мирного, так и военного времени.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство граждан­ской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальни­ками гражданской обороны.

Повседневное управление гражданской обороной осуществ­ляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы при начальниках гражданской обороны всех уровней: в федеральныхорганах исполнительной власти, в субъектах Российской Феде­рации, в муниципальных образованиях и в организациях.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданскойобороной МЧС России.

Основным» задачами МЧС России и области гражданской обороны являются:

реализация единой государственной политики в данной области;

осуществление по решению Президента Российской Федера­ции иправительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;

осуществление государственного управления икоординация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и объектов экономики;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации по гражданской обороне.

МЧС России имеет территориальные органы, созданные в ус­тановленном порядке - они показаны на схеме 4.3. Это регио­нальные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий. Гра­ницы регионов, в которых осуществляют свою деятельность ре­гиональные центры, практически совпадают с границамивоен­ных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами Российс­кой Федерации повсеместно созданы органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, Указанные орга­ны возглавляются икомплектуются военнослужащими войск гражданской обороны. Ими являются министерства, государ­ственные комитеты и комитеты по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создан­ные в составе или при соответствующих органах исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органах местно­го самоуправления.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры гражданской обороны образова­ны на территориях сельских районов, территориях городов, не отне­сенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов. Онивозглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий гражданской обо­роны, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы) специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Количество работников структурных подразделенийоргани­заций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, зави­сит от численности работников организации и составляет при численности работников организации: до 500 человек - один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек - 2-3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс, человек - 3-4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек - 5-6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чаетсяодин освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из работни­ков по совместительству.

Силы гражданской обороны, в соответствии с законодатель­ством, включают воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач в области гражданской обороны привлека­ются, в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные служ­бы и аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спа­сательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданс­кие организации гражданской обороны, которые создаются сей­час по территориально-производственному принципу из бывших невоенизированных формирований гражданской обороны. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписа­ний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежа­щие поставке в военное время в Вооруженные Силы.

Гражданские организации гражданской обороны - это форми­рования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты насе­ления, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Они предназначаются для выполнения основного объема ава­рийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Условия определения организаций, создающих гражданские организации гражданской обороны, а также порядок их создания и деятельности установлены Положением о гражданских организациях гражданской обороны, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. №620.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

Значительная часть гражданских организаций гражданской оборо­ны организационно сведена в службы гражданской обороны. Они пред­ставляют собой особый вид организационно-технического объедине­ния сил гражданской обороны, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой тех­нической оснащенности формирований и высокопрофессиональ­ной подготовки личного состава.

Постановлением правительства Российской Федерации в 1999 г. образованы 5 федеральных служб гражданской обороны (проти­вопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и защиты культурных ценностей) на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Кроме них в субъектах Российской Федерации, городах и районах созданы также идругие службы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и свето­маскировки, горючесмазочных материалов и другие. В среднем количество служб гражданской обороны на соответствующих территориях колеблется от13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических мероприятий зачастую невозможна деятельность гражданских организаций гражданской обороны и даже войск гражданской обороны по защите населения и проведению аварийно-спа­сательных и других неотложных работ.

Решение о создании федеральных служб принимаются прави­тельством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых служб - органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления и руководителями организаций.

Для создания служб гражданской обороны на соответствующей тер­риторииили на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделенийсходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к совместному про­ведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны.

Структура, задачи и деятельность службгражданской обороны оп­ределяются положениями о службах гражданской обороны, утвержда­емыми соответствующими начальниками гражданской обороны.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы,группы управления па маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил гражданской обороны в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения гражданской обо­роны в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

Все мероприятия гражданской обороны проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательностии неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов иобъектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по гражданской обороне); по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по граж­данской обороне. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

Для территорий и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасностии для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требованийпо ГО,которыедол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий гражданс­кой обороны должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления и организациями независимо отих организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятий ГО осуществляется в соответ­ствии сфедеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:

в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях -за счет средств федерального бюджета;

в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях - за счет бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

во внебюджетных организациях - за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по граж­данской обороне, понесенные органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются - при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа - за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств феде­ральногобюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

организациями (за исключением бюджетных учреждений) в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).