НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСЧС

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И

 

При нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической (бактериологической), сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемии, эпизоотии, эпифитотий и пожаров РСЧС функциони­рует в режиме повседневной деятельности.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или воз­никшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в преде­лах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повышенной готовности – при ухудшении производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликви­дации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В зависимости от режима функционирования основными ме­роприятиями, проводимыми РСЧС, являются:

в режиме повседневной деятельности:

наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной сре­ды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению чрезвычайных ситуации природного и тех­ногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению ус­тойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях природного и техногенно­го характера;

совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвы-чайных ситуациях природного и техно­генного характера, организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление целевых видов страхования;

участие в проведении заблаговременных мероприятий по под­готовке к ведению гражданской обороны.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осу­ществляется из пунктов постоянного расположения органов по­вседневного управления;

в режиме повышенной готовности:

формирование, при необходимости оперативных групп для вы­явления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерских служб:

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в чрезвычайных ситуациях;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предпо­лагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуще­ствляется из пунктов постоянного расположения органов повсед­невного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стаци­онарных);

в режиме чрезвычайной ситуации:

выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

организация ликвидации чрезвычайной ситуации, защиты на­селения и территорий, проведение аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ, эвакуация населения;

организация работ по обеспечению устойчивого функциони­рования отраслей экономики и промышленных объектов, перво­очередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказа­нию экстренной медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществля­ется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (под­вижных и стационарных) - в зависимости от развития чрезвы­чайной ситуации.

Информационное обеспечение РСЧС осуществляется инфор­мационно-управляющей системой, всостав которой входят:

центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

информационные центры федеральных органов исполни­тельной власти;

региональные информационно-управляющие центры;

информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российс­кой Федерации;

абонентские пункты городских и районных органов управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

информационные центры организаций;

средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайныхситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оп­ределяется правительством Российской Федерации.

Целевые функции РСЧС:

предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций (ко­торая может быть подразделена, в свою очередь, на функцию предотвращения чрезвычайных ситуаций и функцию снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций);

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуацийобеспечивается заб­лаговременным проведением органами управления, силами исредства­ми федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных си­туаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение разме­ров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и мате­риальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуацийзаключается в проведе­нии аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляе­мых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спа­сение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение дей­ствия характерных для них опасных факторов.

Решая задачи по защите населения и территорий от ЧС при­родного и техногенного характера, РСЧС является важным эле­ментом системы национальной безопасности страны. Основны­ми направлениями ее деятельности являются:

во-первых,разработка предложений по государственной по­литике в области защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций и их реализация. РСЧС осуществляет эту функ­цию, объединив органы управления, силы и средства страны, вкомпетенцию которых входило решение этих проблем, но рань­ше они занимались ими разрозненно.

Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций про­является в разработке и осуществлении государственных целе­вых программ по наиболее важным вопросам в данной области;

во-вторых, управление функционированием РСЧС. Руководя­щий орган - МЧС России - координирует деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправле­ния в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельнос­ти правительством Российской Федерации образована Межве­домственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирова­ния в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций. Ее решения являются обязательными для выполнения фе­деральнымиорганами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям;

в-третьих,контрольная функция. Контроль в РСЧС осуществ­ляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления и организациями законодательных, нормативных пра­вовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.

Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций является особым видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости - совместно с фе­деральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).

На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осу­ществляется органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления через со­ответствующие органы управления ГОЧС;

в-четвертых,производственная деятельность. Она заключается в том, что РСЧС проводит профилактические мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, умень­шение их масштабов,снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и другие неотложные ра­боты в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется ее органами управ­ления, силами и средствами.

в-пятых,функция обучения, включающая в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обуче­ние населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обяза­тельная функция органов управления РСЧС всех уровней.

Подготовка и повышение квалификации специалистов РСЧС осуществляются в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непос­редственно по месту работы.

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях осу­ществляется в учреждениях среднего и высшего образования, по месту работы в организациях и по месту жительства.

Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители учебных заведений, организаций и органов управления ГОЧС;

в-шестых, обеспечивающая функция, предусматривающая ма­териально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.

Финансирование содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий осуществляется: па федеральном уровне:

за счет средств федерального бюджета на основании бюджет­ной заявки и средств федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном и местном уровнях:

за счет средств бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании бюджетных заявок;

за счет средств бюджетов органов местного самоуправления; за счет собственных средств (внебюджетных фондов) - по реше­нию руководителей органов управления РСЧС:

-от взыскания штрафов за правонарушения в области защиты насе­ления и территории от чрезвычайных ситуаций;

-по договорам от страховых компаний и обществ взаимного страхо­вания из резерва на предупредительные мероприятия;

-целевых кредитов;

-добровольных взносов предприятий промышленности и транс­
порта на данной территории и других источников;

на объектовом уровне (в организациях) - за счет бюджетов организаций.

Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуации природного и техногенного харак­тера и в целях обеспечения возможности экстренного привлече­ния необходимых средств в случае их возникновения решениями правительства Российской Федерации, федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ад­министраций предприятий, учреждений и организаций создают­ся резервы материальных ресурсов:

федеральный резерв материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, накапливаемый в соста­ве государственного материального резерва за счет средств фе­дерального бюджета:

резервы материальных ресурсов федеральных органов испол­нительной власти - за счет средств федеральных органов испол­нительной власти:

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федера­ции – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов - за счет средств мест­ных бюджетов;

объектовые резервы материальных ресурсов - за счет собствен­ных средств организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имуще­ства, вещевого имущества, транспортных средств, средств свя­зи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются ис­ходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных си­туаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а так­же максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, на всех уровнях государственного управления со­здаются резервы финансовых ресурсов.

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материаль­ных ресурсов, порядок их создания, хранения, использования и восполнения определяются создающими их органами в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, законодатель­ством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенныхдля их хранения, в тех местах, откуда возмож­на оперативная их доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Использование ведомственного резерва МЧС России регла­ментируется специальной инструкцией министерства, в соответствии с которой материальные ресурсы резерва могут направ­ляться на:

усиление материально-технического обеспечения соединений и воинских частей ГО, участвующих в ликвидации ЧС;

усиление материально-технического обеспечения поисково-спа­сательных служб, участвующих в ликвидации ЧС;

усиление материально-технического обеспечения медицинских подразделений и организаций, оказывающих первую медицинс­кую и первую врачебную помощь при ликвидации чрезвычай­ных ситуаций;

расширение фронта работ воинских частей, поисково-спаса­тельных служб и аварийно-спасательных формирований при лик­видации ЧС, а также для восполнения естественной убыли мате­риальных ресурсов в ходе этих работ;

оказание помощи воинским частям и поисково-спасательным службам в быстром восстановлении способности к выполнению возложенных на них задач;

решение других внезапно возникших неотложных задач.

Для материально-технического обеспечения на всех уровнях РСЧС создается своя материальная база;

наконец, в-седьмых, международное сотрудничество. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интег­рацию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, ра­боты в рамках крупнейших специализированных международных организаций.