СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

 

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятель­ности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложен­ных на них задач и практическому их выполнению в повседнев­ной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Система управления РСЧС строится по территориально-про­изводственному принципу.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществля­ется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС Рос­сии. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются коорди­нирующие органы – комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера» созданы и функционируют:

на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК);

ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федераль­ных органах исполнительной власти;

на территориальномуровне – комиссии по чрезвычайным си­туациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (КЧС);

на местномуровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) – объектовые комис­сии по чрезвычайным ситуациям.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются прави­тельством Российской Федерации.

Основными задачами Межведомственной комиссии по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

формирование и проведение единой государственной полити­ки в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в уста­новленном порядке проектов указанных документов в правитель­ство Российской Федерации;

подготовка предложений по формированию системы экономи­ческих, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций;

определение основных направлений совершенствования и даль­нейшего развития РСЧС;

организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупрежде­ние чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций, и координация работ по вы­полнению этих программ;

координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-экономической и правовой защиты, меди­цинской реабилитации граждан, пострадавших в результате ава­рий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, прини­мавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение основных направлений международного сотруд­ничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами ведомственных комиссий по чрезвычай­ным ситуациям являются:

координация деятельности по разработке и осуществлению организационных и инженерно-технических мероприятии по пре­дотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС;

участие в разработке и выполнении федеральных целевых про­грамм и научно-технических программ в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие в обеспечении готовности ведомственных органов уп­равления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуаци­ях, координация действий при ликвидации чрезвычайных ситуа­ций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуа­цию персонала объектов;

координация действий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

создание и руководство использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении мероприятий по социальной защите на­селения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно уча­ствующих в их ликвидации;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, продукции, а также правил за­щиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций к действиям в ЧС;

организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

При ведомственных комиссиях по чрезвычайнымситуациям могут создаваться штатные структурные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством,организацией в за­висимости от возможных объемов работ по ликвидациивозникших чрез­вычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федера­ции иорганов местного самоуправления являются:

координация деятельности подсистем и звеньев РСЧС на подведом­ственных территориях;

участие в разработке государственных целевых и научно-техничес­ких программ по проблемам защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

участие в разработке и проведении мероприятии по предотв­ращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от по­следствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвы­чайных ситуациях;

организация формирования системы экономическихи право­вых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение за­щиты населения и территорий;

создание резервных фондов финансовых и материально-тех­нических ресурсов, используемых для покрытия расходов на пре­дупредительные мероприятия, содержания и обеспеченияаварий­но-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;

координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуа­циям на подведомственной территории;

организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, региональными центрами МЧС России, военным командованием и общественными организаци­ями по вопросам сбора и обмена необходимой информацией, а в случае необходимости – направление сил и средств для ликвида­ции ЧС;

координация действий сил в ходе возникновения, развития чрезвы­чайных ситуаций, а также в период их ликвидации; организация при­влечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстано­вительным и другим неотложным работам;

организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалифика­ции специалистов РСЧС.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:

организация разработки и проведения мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности по­тенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости фун­кционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию иподдержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

координация действий сил при ликвидации чрезвычайных си­туаций на объектах иэвакуации персонала объектов;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а так­же персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям яв­ляются соответствующие постоянно действующие органы управ­ления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются, а органами управления являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий, которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории во­енного округа. Размеры региональных центров определены Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Феде­рации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федера­ции» РЦ ГОЧС является органом управления, специально уполномо­ченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреж­дению и ликвидации ЧС.

На региональный центрвозлагаются следующие основные задачи:

реализация единой государственной политики в области граж­данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций на территории соответствующего региона;

участие, по решению МЧС России, в организации и ведении гражданской обороны, защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций на территории соответствующего региона;

координация функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке инфор­мацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

управление - в пределах своих полномочий - соединениями, воинскими частями и организациями гражданской обороны, дислоцированнымина территории соответствующего региона Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;

планирование в установленном порядке применения войск граждан­ской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;

закупка материально-технических средств для содержания соеди­нений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;

финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федераль­ного бюджета, а также организация финансирования органов уп­равления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;

обеспечение мероприятий по сохранению информации, состав­ляющей государственную тайну, по развитию специальной свя­зи и защите служебной информации.

Реализация этих задач РЦ ГОЧС осуществляется на основа­нии Временного положения о региональном центре, утвержден­ного министром МЧС России 29 марта 1999 года.

На территориальном уровне органами управления ГОЧС яв­ляются министерства,комитеты, главные управления, управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

наместном уровне - органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (спе­циально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрез­вычайным ситуациям организаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заме­стителями руководителей соответствующих органов исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создают­ся органы повседневного управления – дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (цент­ры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти, организа­ций.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС мо­гут создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы или оперативные группы.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).

В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктовуправления:

на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, по­левых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;

на региональном уровне - повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомо­билей высокой проходимости;

на территориальном и местном уровнях - повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собойорганиза­ционно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов опове­щения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на ста­ционарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориаль­ном и местном уровнях управления.

Федеральная система централизованного оповещения обеспечива­ет доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур централь­ного подчинения.

Непосредственное оповещение населения об угрозе или воз­никновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используют­ся электросирены, проводные средства связи и оповещения, мес­тные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

Составной частью территориальных систем оповещения яв­ляются создаваемые в районах размещения потенциально опас­ных объектов (атомных станций, гидроузлов, химически опас­ных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения воз­ложена на федеральные органы исполнительной власти, в веде­нии которых находятся такие объекты.

Создание локальных систем оповещения на потенциально опас­ных объектах осуществляется на основе Постановления прави­тельства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».