ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РСЧС

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ РСЧС, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ II ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЬГЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ГЛАВА4

Необходимость образования государственных систем защиты на­селения и территорий как в России, так и за рубежом была, в свое время, обусловлена ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (бывшем СССР) проблемы защиты населения и террито­рий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты сразу после гражданской войны, что было вызвано появлени­ем, а затем бурным развитием авиации и ее возросшими возможностя­ми нанесения ударов по тыловым объектам страны. Решение этих вопросов было возложено на систему местной противовоздуш­ной обороны, образованную в 1932 г.

Во время войны и в послевоенный восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население во время авиа­ционных и артиллерийских ударов противника, разбирали зава­лы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обез­вреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения, но и восстанавливали во­допровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, ко­мандные пункты и другие важные гражданские объекты.

С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты на­селения и территорий от оружия массового поражения. В связи с этим в 1961 г. МПВО была преобразована в систему гражданс­кой обороны.

В чем же в принципе состояло отличие системы гражданской обо­роны от МПВО?

Во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих фак­торов качественно нового оружия - оружия массового поражения.

Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.

В-третьих, совершенно по-иному должна была решаться зада­ча по ликвидации последствий нападения противника в виде ог­ромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

В-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был при­дан общегосударственный и общенародный характер, они пла­нировались и реализовывались на всей территории страны.

В стратегическом плане перед гражданской обороной (совместно с системой активной противовоздушной обороны страны)была постав­лена задача противостоять в будущей войне концепции «неприемлемо­го ущерба», т.е. воспрепятствовать противнику уничтожить более 25-30% населения и более 50-70% производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах страны.

В 80-е годы несколько уменьшилась международная напряженность, но стали быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия ко­личества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов, ког­да для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего го­сударства, ав некоторых случаях – помощь со стороны мирово­го сообщества.

О значительных масштабах чрезвычайных ситуаций, являю­щихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие факты:

в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Турк­мения), Тангшенском(Китай) и Спитакском (Армения) погибло со­ответственно 110,243 и 25 тыс. человек, а в Индийском (2000г.) -около 20 тыс. человек;

в результате аварий на Чернобыльской АЭС радиоактивному заг­рязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федера­ции, на которых проживало более 30 млн. человек, а также тер­ритории около 20 европейских государств;

в результате химической аварии накомбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный со­вокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций в России может составлять:

от стихийных бедствий – до 60-65 млрд. рублей;

от аварий и катастроф техногенного характера – до 40-60 млрд. руб.

Таким образом, ожидаемый совокупный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может достигать 125 млрд. рублей в год или 10-15%валового внутрен­него продукта.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР в структуре пра­вительства СССР был создан специальный орган - Государствен­ная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуа­циям, а15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила орга­ны управления, силы и средства, в компетенцию которых входи­ло решение задач по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление. Совет Министров РСФСР Постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного ко­митета РСФСР, а Постановлением ПрезидиумаВерховного Со­вета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спа­сателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после еще ряда преобразований в 1994 г. был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В результате указанных выше реорганизаций образовался фе­деральный орган исполнительной власти, специально уполномо­ченныйна решение задач защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» ос­новными задачами созданной системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организации, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конститу­ция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений пра­вительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера. Основными из них являются следую­щие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государ­ственном материальном резерве», «О радиационной безопасности на­селения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне» и другие.

К сожалению не все направления деятельности РСЧС имеют достаточное нормативное обеспечение, а следовательно дальней­шее развитие системы законодательства в сфере защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

 

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации.

Организационная структура системы представлена на схеме 4.1. Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из зве­ньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных обра­зованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функцио­нирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руко­водителями органов исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления по согласо­ванию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральны­ми органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятель­ности функциональных подсистем РСЧС определяются положе­ниями о них, утверждаемых руководителями соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС для реагиро­вания и ликвидации последствий аварий на РОО утверждается правительством Российской Федерации.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к феде­ральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер­ритории России по семи регионам. В состав РСЧС входят: Цент­ральный (г. Москва), Северо-Западный (г.Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Сама­ра), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охва­тывает территории нескольких субъектов Российской Федера­ции.

К территориальному уровню относятся органы исполнитель­ной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреж­дения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, по­стоянно действующие органы управления, специально уполно­моченные на решение задач в области защиты населения и тер­риторий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, опове­щения и информационного обеспечения.

 

 

Схема 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций