Результаты расчетов по оценке эффективности
Таблица 9. Показатели NPV денежных потоков инновационного проекта
в каждой экономической ситуации (коэффициент вероятности в скобках)
(тыс. грн.)
Прогнози-руемый уровень спроса | Решения принимаются без проведения маркетинговых исследований | Решения принимаются с учетом результатов маркетинговых исследований | ||||
Благоприятная ситуация на рынке (0,55) | Неблагоприятная ситуация на рынке (0,45) | |||||
Альтернативные решения | Альтернативные решения | Альтернативные решения | ||||
Продать другой фирме | Самостоятельно реализовать | Продать другой фирме | Самостоятельно реализовать | Продать другой фирме | Самостоятельно реализовать | |
Високий | +6120 | + 20400 (0,5) | +7625 | + 17000 (0,75) | + 1725 | + 17000 (0,2) |
Средний | +6120 | + 9600 (0,2) | +7625 | + 3475 (0,2) | + 1725 | + 3475 (0,75) |
Низкий | +6120 | - 8500 (0,3) | +7625 | - 10400 (0,05) | + 1725 | - 10400 (0,05) |
В ходе построения «дерева решений» рекомендуется использовать следующие символы: — точки принятия решений; – вероятности событий.
Используя данные аналитической таблицы, возможные экономические ситуации, их вероятности и обобщающие показатели можно представить схематически на рисунке.
- По результатам анализа можно сделать следующие выводы. Если компания решает продать свою инновационную разработку другой фирме, то:
- без предварительных исследований получим NPV: + 6120 тыс. грн.;
- с предварительными исследованиями NPV составит + 4970 тыс. грн. (7625 тыс. грн. х 0,55 + 1725 тыс. грн. х 0,45).
Если администрация компании примет решение самим реализовывать на рынке программный продукт, то:
- без предварительных исследований получим NPV: + 9570 тыс. грн.;
- с предварительными исследованиями NPV составит + 9578 тыс. грн. (12925 тыс. грн. х 0,55 + 5486 тыс. грн. х 0,45).
Очевидно, что в сложившейся экономической ситуации и с учетом вероятных событий в будущем наиболее целесообразно самим продвигать на рынке разработанный компанией продукт. В этом случае не играет существенной роли проведение более масштабных исследований рынка: экономический эффект в обоих случаях будет примерно одинаковый.
[1] В математике такая величина называется математическим ожиданием (, где - платеж i-той величины, - вероятность i-того платежа, n – количество вариантов платежей).