Влияние величины затрат на решения по ценам
Себестоимость ведения бизнеса — основной долгосрочный ограничивающий фактор при выработке общей ценовой политики компании. В конечном счете все затраты компании должны быть покрыты.
В некоторых случаях бизнесмены рассматривают возможность разделения компании на ряд соподчиненных центров затрат и прибыли для определения размера затрат, составления смет и учета затрат по центрам ответственности в рамках подхода, называемого системой учета с полным распределением затрат. Это очень полезный подход, так как он дает возможность непосредственно привязывать цены на продукты к затратам на их производство. Как правило, это достигается добавлением к себестоимости продукта заранее установленной надбавки (в процентном выражении), что гарантирует покрытие всех расходов и обеспечивает получение некоторой прибыли. Такая технология установления цены на продукт носит название ценообразование по принципу «затраты плюс прибыль».
Наряду с обеспечением полного покрытия всех затрат, связанных с производством продукта, что несомненно является его достоинством, ценообразование по принципу «затраты плюс прибыль» имеет и слабые стороны. Оно не обеспечивает учета позиционирования бизнеса, а между тем важно убедиться, что размер применяемой надбавки к себестоимости находится на том уровне, который обеспечивает достижение основных задач этого бизнеса. Это основной дополнительный фактор при выработке ценовых решений. Но наиболее важно то, что применение исключительно только этого метода ценообразования приводит к тому, что в краткосрочном плане могут быть упущены потенциально прибыльные возможности, что ухудшит общее состояние бизнеса и в долгосрочной перспективе.
Вернемся к технике выработки краткосрочных решений, описанной в предыдущем разделе. Можете ли вы указать ситуацию, в которой требуется принятие краткосрочных решений, при которых использование ценообразования по принципу «затраты плюс прибыль» неприемлемо, хотя можно обеспечить некоторую прибыль?
Примерами являются:
• использование свободных мощностей на производственном предприятии для выполнения малоценного заказа;
• распродажа скоропортящихся продуктов со скидкой;
• продажа по низким ценам модных товаров, которые были закуплены для распродажи;
• продажа специально выбранных в целях продвижения товаров, которые должны привлечь дополнительный контингент покупателей;
• использование продажи товара в убыток для привлечения дополнительного контингента покупателей, которые затем потратят деньги на приобретение товаров, обеспечивающих прибыль.
Этот перечень не полный и вы вполне может привести ряд аналогичных ситуаций. Все эти ситуации объединяет общая черта, а именно, валовая прибыль на каждую проданную единицу товара может быть достаточно низкой, фактически она, вероятно, ниже, чем требуется в рамках подхода «затраты плюс прибыль». Однако это может не иметь значения в обстоятельствах, схожих с теми, в которых принимаются краткосрочные решения. В этих условиях уже заданными являются структура постоянных затрат, имидж компании (продуктов), база потребителей, Долгосрочная ценовая стратегия компании. Единственное, что остается сделать, — подрегулировать ценовые решения на ограниченный набор продуктов, предназначенных для продвижения на рынке, чтобы в большей мере учесть краткосрочные условия рынка (т.е. сиюминутную конъюнктуру). При этом важным фактором является валовая прибыль от каждой отдельной продажи. В данном случае релевантным будет следующий вопрос: Во что обходится продажа дополнительного объема продукции?
Таким образом, предельные затраты определяются как дополнительные затраты, которые компания несет в связи с продажей одной дополнительной единицы продукта (она часто бывает эквивалентна переменным издержкам). До тех пор пока установленные на продукт цены позволяют не только покрыть предельные затраты, сопряженные с продажей дополнительных единиц продукта, но и обеспечить некоторую прибыль, бизнес будет устойчив. Этот подход к установлению цены на продукт называется ценообразованием на основе предельно высоких затрат.
Оба рассмотренных нами подхода к определению цен представлены в обобщенном виде в табл.4.