Вопросы ценообразования
Заключение
Упражнение
Упражнение 3.1
Недавно Семен Охапкин открыл магазин экологически чистой пищи. Он затратил 1500 грн. на переоборудование помещения (в котором раньше размещалась парикмахерская) и 500 грн. на кампанию по распространению рекламных листовок. Однако предприятие оказалось недостаточно успешным, и через шесть месяцев низких оборотов продаж и некоторых убытков Охапкин обеспокоился создавшейся ситуацией. Он должен ежемесячно платить 1000 грн. за аренду помещения, оплачивать местные налоги, телефон, отопление, освещение, а в итоге магазин едва получает прибыль.
Сейчас он решает, как поступить дальше. Его сын, студент, специализирующийся на изучении маркетинга, провел для отца маркетинговое исследование, естественно, бесплатно. Результаты исследования показали, что в данном районе будет спрос на готовую пиццу с доставкой. Покупка б/у мотоцикла в хорошем состоянии для доставки пиццы потребует затрат в 2500 грн.
Для того чтобы посвятить себя торговле, Охапкин сначала отказался от места преподавателя в местном университете. Он рассматривает возможность вернуться на преподавательскую работу почасовиком, что может принести ему 300 грн. в месяц, но тогда у него не будет времени заниматься новым отделом магазина по продаже пиццы.
Какие затраты будут приемлемыми для выработки решения? Какие затраты являются необратимыми? Имеются ли в данном случае прочие виды затрат и доходов, которые невозможно столь однозначно классифицировать?
В краткосрочном плане возможны три альтернативных решения:
• ничего не предпринимать и оставить все как есть;
• вернуться на почасовую преподавательскую работу, чтобы
обеспечить себе дополнительный доход;
• организовать в магазине продажу подогретой пиццы с доставкой.
Обратите внимание, что в число возможных вариантов действий не входит решение о закрытии магазина, поскольку такое решение серьезно повлияет на постоянные затраты и поэтому не может быть принято в краткосрочном плане.
Затраты на рекламную кампанию с листовками, естественно, являются затратами прошлого периода, необратимыми. Они не могут быть восполнены независимо от того, какой вариант будет выбран. Это же соображение касается и затрат на переоборудование помещения.
Затраты на оплату местных налогов, телефона, отопления, освещения также не могут быть приняты во внимание, поскольку принятое решение не окажет на их размер никакого влияния, - это так называемые косвенные затраты, и их следует игнорировать при выработке краткосрочных решений.
Таким образом, остаются только затраты в размере 2500 грн. на приобретение мотоцикла. Эта статья затрат относится к дифференцированным затратам и тем самым является приемлемой для принятия решения.
Но если будет организована доставка горячей пиццы, то дополнительного дохода от преподавания не будет вовсе, т.к. у Охапкина не останется времени на это. Дополнительный доход будет потерян; этот тип затрат известен под названием альтернативных затрат, и они также являются приемлемыми (релевантными) для принятия решения. Иными словами, для принятия данного краткосрочного решения необходимо аккуратно сопоставить затраты на организацию доставки горячей пиццы и потерянный доход от преподавания по вечерам с ожидаемыми доходами от продажи горячей пиццы с доставкой.
Следует также обратить внимание, что любое из принятых решений будет иметь долгосрочные последствия, которые в данный момент не рассматриваются.
В целом для принятия краткосрочного решения следует ответить на следующие вопросы:
• Являются ли данные затраты релевантными для принятия
решения?
• Если нет, то это необратимые затраты или косвенные затраты, и их следует игнорировать.
• Если же ответ на этот вопрос «Да», то это дифференцированные затраты или альтернативные затраты и вы должны основываться на них, принимая свое решение.
Производитель автомобилей должен принять решение о целесообразности закупки комплектующей части. Если эта комплектующая будет производиться предприятием-производителем автомобилей, то его затраты составят:
Гривни |
* Сырье 20
* Прямые затраты на труд основных производственных
рабочих 15
* Дополнительные накладные расходы 5
Кроме того, для производства одного компонента (комплектующей) потребуется 2 машино-часа, а это означает, что в течение этих часов оборудование, на котором обычно производится другой компонент, не будет использоваться по назначению. За каждый машино-час на этом оборудовании производится шесть единиц альтернативного компонента, и они приносят валовую прибыль в 5 грн. каждый. С другой стороны, поставщик комплектующих частей предложил поставку по цене 110 грн. за одну комплектующую.
Используйте методику принятия краткосрочного решения для оценки целесообразности налаживания производства комплектующей на самом предприятии или ее закупки у поставщика.
Мы рассмотрели различия между долгосрочными и краткосрочными аспектами принятия решений, а также дали определение ряду терминов в рамках процесса принятия краткосрочных решений.
При принятии краткосрочных решений затраты считаются релевантными (приемлемыми), если их размер непосредственно определяется принятым решением.
Релевантные затраты включают предельные или дифференцированные затраты, т.е. те, которые различны при различных альтернативных решениях. К релевантным относятся также альтернативные затраты, т. е. потенциальные выгоды, упущенные в результате непринятия альтернативного курса действий.
Косвенные затраты, определяемые как затраты, сохраняющие свою величину независимо от выбранного курса действий, а также затраты прошлого периода (необратимые затраты), то есть уже потраченные средства, которые не могут быть возмещены, при принятии краткосрочных решений не принимаются во внимание.
Изучив раздел, вы сможете:
• обсуждать краткосрочные и долгосрочные аспекты проблем ценообразования;
• оценивать важность корпоративной стратегии для решений по ценообразованию;
• сравнивать и противопоставлять последствия применения таких подходов, как проникновение на рынок и «снятие сливок» при установлении цены на новый продукт;
• понимать взаимоотношения между учетом затрат и установлением цены;
• дать определение термину ценообразование по принципу затраты плюс прибыль;
• определить основные достоинства и ограничения метода ценообразования по принципу затраты плюс прибыль;
• дать определение термину калькуляция себестоимости по предельным затратам;
• дать определение термину ценообразование на основе предельно высоких затрат;
• различать ситуации, в которых более правильно ценообразование на основании принципа затраты плюс прибыль, и ситуации, в которых целесообразнее ценообразование на основе предельно высоких затрат