ВВЕДЕНИЕ
Тема №1 Категории и понятия безопасности жизнедеятельности, таксономия опасностей.
Литература:
1. Желібо Є.П., Заверуха Н.М., Зацарний В.В. Ж516 Безпека життєдіяльності: Навч. посіб. / За ред. Є.П. Желібо. 6-е вид. - Київ.: Каравела, 2009. - 344 с.
2. Лапін В.М. Безпека життєдіяльності людини: Навч. посіб. – 6-те вид., перероб. І доп. К.:, 2007 р. – 332 с. (39 экз.)
3. Панкратов О.М. та ін. “Безпека життєдіяльності людини у НС” Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2005. – 232 с.
4. Цапка В.Г. Безпека життєдіяльності: - К, Знання, 2006. – 397 с.
5. Яремко В.Г. Безпека життєдіяльності: Навч. посіб. - Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 320 с.
Как всякая наука БЖД имеет свою цель, задачи, предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических (научных) задач.
Цель БЖД исходит из определения ее как науки, и она представляет собой, таким образом, достижение безопасности человека в среде обитания. Цель БЖД хорошо иллюстрирует рис. 1.1.
Рис. 1.1. Цель и задачи безопасности жизнедеятельности
Объектом изучения БЖД, как науки, является среда или условие обитания человека. Безопасность жизнедеятельности, как учебная дисциплина, не решает специальных проблем безопасности. Это задача специальных дисциплин - охраны труда, гражданской защиты, промышленной экологии и коммунальной гигиены.
Безопасность жизнедеятельности не является средством индивидуальной защиты. Она учит основам защиты личности, общества, государства, человечества. Специалист, который в совершенстве освоил предмет «Безопасность жизнедеятельности», способен осмысленно действовать в условиях опасности, защищая, таким образом, как свою жизнь и здоровье, так жизнь и здоровье других людей.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на интеграции теоретических и практических знаний, полученных ранее в общеобразовательных учебных заведениях (природоведение, физика, химия, биология, гражданская защита, физическая культура, трудовое обучение и т.п.), и приобретенном жизненном опыте.