Историческая справка
Историческая справка
На подготовку социальных работников в европейских странах также значительное влияние оказывала светская благотворительность. В Великобритании, в Лондоне, в 90-е гг. XIX в. в рамках Общества организованной благотворительности его активистки инициировали обучение тех, кто участвовал в оказании помощи бедным. Именно в русле филантропической традиции была открыта первая школа социальной работы в 1896 г. в Амстердаме, в Голландии, при Центре народного образования, которая в профессиональном смысле считается первой в Европе. Открытие этой школы было связано с движением образования для взрослых, известным под названием «народных домов», и являлось частью международного жилищного движения (ранней формы «развития сообщества»). В образовательной деятельности внутри этого движения акцент был сделан на «практическое обучение», что наложило отпечаток на всю систему образования в области социальной работы, которая имеет ярко выраженный прикладной характер (Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996. С. 112,113).
В разных странах степень централизации или самостоятельности социального образования варьируется, однако везде, где существуют государственные или национальные властные образовательные структуры, ответственность за принятие решений в сфере образования всецело возлагается на них.
Развитие социального образования в начале XX в. сопровождалось ростом новых школ социальной работы и появлением структуры, координирующей их деятельность. В 1928 году в Париже была создана Международная ассоциации школ социальной работы (IASSW). Уже к 1937 году функционировало 179 школ в 32 странах, но их международное сотрудничество было прервано Второй мировой войной и последующим разделением Европы.
Дальнейшая профессионализация практики социальной работы проходит в условиях послевоенной реконструкции, экономической экспансии и расширения государственных социальных служб. Однако все эти тенденции были нарушены экономическим кризисом 70-х гг. XX в., который разразился в западных странах, и его последствиями. К середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 1,7 тыс. школ социальной работы в 100 странах мира. Ежегодный набор в европейские школы составлял около 29 тыс. человек. Социальное образование вновь возродилось в Китае, в странах Восточной Европы, в России и республиках бывшего Советского Союза. Так, в нашей стране на сегодняшний день около 200 вузов осуществляют подготовку специалистов в области социальной работы. По данным на 1997 г., школы США за время своего существования подготовили 28 тыс. квалифицированных специалистов по 580 аккредитованным программам, тогда как в Великобритании лишь за один 1998 г. было выпущено 4,5 тыс. специалистов по 96 программам. Во многих странах большая часть квалифицированных специалистов -женщины. К примеру, в США и Великобритании они составляют 75%.
Организация обучения социальной работе в разных странах претерпела своеобразную эволюцию, апробируя различные модели образования: от традиционной образовательной системы к образованию, где акцент сделан на студенте, а затем к модели образования, основанного на компетенциях
В традиционной модели образованиявсе студенты осваивают учебные курсы в соответствии с учебным планом. Методы преподавания ограничиваются передачей преподавателем необходимых в рамках определенного курса знаний студентам. При этом каждый из учителей отлично владеет своим предметом, но слабо мотивирован на обращение к практике социальной работы. В свою очередь практика представлена в каждой дисциплине фрагментарно — насколько это необходимо для изложения преподаваемой дисциплины (особенно это касается общепрофессиональных предметов). Существенный недостаток данной системы преподавания заключается в том, что акцент в обучении в большей степени сделан на усвоении теоретических знаний социальной работы, а не на развитии навыков и способностей применять полученные знания на практике.
Атрибутами данной модели является контроль над успеваемостью студента в форме экзамена или зачета, обязательное посещение учебных занятий. Преподаватели не ориентируются на личностные особенности студента, его предшествующий жизненный опыт и знания.
Другим проблемным моментом данной системы обучения социальной работе является сложность включения в учебную программу уникальности и многообразия социальной практики в условиях постоянного ее изменения.
В модели, которую можно назвать «обучение, ведомое практикой»,акцент сделан на потребностях студентов как будущих профессионалов в изучении базовых проблем практики социальной работы. Такой подход к образованию изменил прежде всего теоретическую подготовку студентов. Модель основывается на принципах проблемно-ориентированного обучения и представляет собой аналог того, что в некоторых странах обозначают как «изучение случая» («case study») в социальной работе. Здесь теория рассматривается с позиции средства для решения практических проблем. Обучение организовано по принципу работы студентов в малых группах, которые нацелены на решение тех или иных случаев, заимствованных из реальной практики социальной работы. Данная форма обучения позволяет студентам учиться находить релевантные теории для разрешения того или иного практического случая. Одновременно они приобретают навыки работы в команде и привыкают к данной форме взаимодействия друге другом, поскольку в реальной практике деятельность социальных работников подразумевает работу в группе специалистов.
В рамках данной модели образования практика социальной работы представлена более целостно, а не отдельными примерами соответствующими тем или иным учебным дисциплинам. Это происходит благодаря реализации тематического подхода, в соответствии с которым при анализе того или иного случая и поиске решения студенты интегрируют полученные знания из разных предметов, а не наоборот. Организация учебного процесса подобным образом изменяет роль преподавателя: он перестает исполнять функцию «передаточного звена информации» и «критерия истины», а все больше занимает позицию наставника (тьютора), помогающего осваивагь профессию. Его задача состоит в том, чтобы помочь студентам выбрать или сконструировать обучающую ситуацию. Увеличивается и самостоятельность студентов в разных аспектах образовательного процесса. Они перестают быть пассивно воспринимающей стороной этого процесса и получают возможность проигрывать разные роли — лидера команды в процессе обсуждения, секретаря, систематизирующего информацию в ходе общей дискуссии, рядового участника команды. Не случайно неотъемлемым компонентом данной модели выступает мониторинг качества образования.
Третья образовательная модель — это образование, основанное на развитии компетентности.При организации обучения в рамках данной модели основное внимание фокусируется на развитии у студента определенной компетентности. Под компетентностью понимаются определенные знания, навыки и ценностные установки, необходимые для решения определенных профессиональных задач в определенной области социальной работы. Различают несколько уровней компетентности: компетентность при работе с клиентом (микроуровень), компетентность для работы в команде (мезоуровень), общепрофессиональная компетентность (макроуровень).
Важной задачей приверженцев данного подхода в обучении является определение имеющегося уровня компетентности студента и затем подготовка персонального плана его дальнейшего развития. Студенты самостоятельно решают, когда и какой навык они будут отрабатывать, и чему они будут обучаться на каждом курсе. Роль преподавателя заключается в поддержке студента и предоставлении гарантий, что необходимый студенту уровень будет достигнут. Данная модель обучения представляет собой интеграцию теории и практики, содержания и методов обучения, интересов студентов и преподавателей как участников образовательного процесса, междисциплинарную интеграцию. Не трудно определить, что этот подход к обучению предполагает довольно высокий уровень социальной зрелости и ответственности студента и одновременно формирует эти качества.