Каково современное состояние образования в мире?
IV.
III.
II.
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ
Лекция №3
Литература
1. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск, 2000.
2. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М., 2002.
3. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003.
4. Островский, Э.В. Психология и педагогика : учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышев ; под ред. Э.В. Островского. – М., 2007.
5. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. В.И. Жукова [и др.]. – М., 2004.
6. Столяренко, А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М., 2006.
7. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск, 2000.
[1] Образовательная парадигма – совокупность научно-теоретических и методологических установок, принятых педагогическим сообществом на определенном этапе развития образовательной науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели) при решении проблем образования.
Нормативно-правовая база энергосбережения
Нормативная база энергосбережения включает в себя нормативно-правовую и нормативно-техническую документацию. К настоящему моменту, в целом нормативная база энергосбережения насчитывает более 50 документов.
К нормативно-правовым документам относятся законы, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации в области энергосбережения.
Реформа всей энергетики и энергетики агропромышленного комплекса может основываться только на прочной нормативно-правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства.
Основным документом на сегодняшний день является Федеральный закон №28-Ф3 «Об энергосбережении» от 3.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Кроме того, этим законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, установлены требования к стандартизации, сертификации и метрологии в области энергосбережения, определены основы государственного управления энергосбережением (включая осуществление государственного надзора за эффективностью энергопотребления, проведение энергетических обследований организаций и учет энергетических ресурсов), определены основные финансовые и экономические механизмы и льготы.
В закон «Об энергосбережении» включены 19 статей, в которых отражены:
- области применения настоящего закона;
- основные принципы энергосберегающей политики государства, стандартизации, сертификации, метрологии;
- основные принципы управления в области энергосбережения, разработки энергосберегающей политики государства и осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов, проведения энергетических обследований, учета энергетических ресурсов;
- методы государственного статистического наблюдения за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием;
- источники финансирования программ в области энергосбережения;
- льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов;
- сферы международного сотрудничества в области энергосбережения;
- вопросы образования и подготовки кадров; необходимость информационного обеспечения энергосбережения и др.
В статье 14 «Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов» сказано, что производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и региональной энергетической комиссией.
Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по оценкам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональной энергетической комиссией.
Региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Помимо закона «Об энергосбережении», в качестве примера нормативно-правовой документации можно привести, например:
а) Федеральный закон № 41-ФЗ от 17.08.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;
б) Указы Президента РФ (№ 889 от 25.07.1998 г. «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию», № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.);
в) Постановления Правительства РФ (например, «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 28.07.1997 г.; «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 1234-р, от 28.08.2003 г. и др.).
Нормативно- техническая база энергосбережения
К нормативно-технической документации в области энергосбережения следует отнести:
а) нормативные документы по энергосбережению на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);
Пример
ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. М: Издательство стандартов, 2000.
б) технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;
Примеры:
СНИП 2.04.05-91.Отопление, вентиляция и кондиционирование. М.: Стройиздат, 1998.
СП 23-101-2000.Проектирование тепловой защиты зданий. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2001.
в) методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов (РД)
Пример:
Руководство по разработке энергетического паспорта потребителя энергоресурсов производственного назначения. Сб. 3. М: Московское агентство по энергосбережению, 1997.
г) методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения путем повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемой энергии и альтернативного топлива;
д) методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления.
На федеральном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-технического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с Законом РФ «Об энергосбережении».
На региональном (для субъектов РФ) уровне деятельность в области нормативно-технического обеспечения энергосбережения осуществляют:
- орган исполнительной власти субъекта РФ;
- региональные энергетические комиссии (РЭК);
- территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта России;
- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.
Существует несколько уровней нормативно-технической документации:
1) международный (ИСО, МЭК и др.);
2) межгосударственный (например, стандарт СНГ);
3) национальный (например, ГОСТ Р);
4) отраслевой (например, ОСТ);
5) территориальный (например, МГСН);
6) местный.
Стратегия развития отечественной энергетики
В стратегии развития энергетики России, разработанной по указанию Правительства на период до 2020 г. рассмотрен широкий комплекс технологических, экономических и правовых проблем. Материал содержит:
- прогнозы потребности России и ее регионов в электрической и тепловой энергии и цен на топливо;
- основные направления развития генерирующих мощностей и электрических сетей;
- оценки динамики роста стоимости производства электроэнергии и инвестиционных потребностей отрасли;
- предложения по совершенствованию принципов хозяйственного и технологического управления энергетикой России.
Стратегия включает методическую базу по обоснованию оптимальных вариантов развития энергетики страны в новых условиях хозяйствования. Выводы и рекомендации работы основываются на результатах широкого комплекса проведенных обосновывающих исследований.
Представлены три основных варианта роста уровня электро-и теплопотребления: высокий, низкий и средний.
Энергетическая политика Российской Федерации, основанная на Энергетической стратегии России до 2020 г., базируется на следующих приоритетах:
1) Устойчивое обеспечении населения и экономики страны энергоносителями;
2) Повышение эффективности использования ТЭР и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;
3) Поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;
4) Уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;
5) Поддержание экспортного потенциала ТЭК для решения макроэкономических и геополитических задач России;
6) Обеспечение энергетической безопасности России и ее регионов за счет использования межрегиональных энергетических связей, как связующего фактора единого государства.
Задачи государственной политики в области энергосбережения постоянно расширяются, в результате чего в настоящее время подготовлен новый проект «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030)». Согласно данному документу энергосбережение следует рассматривать в двух аспектах:
1) Cтруктурная перестройка российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, наукоемких производств.
К данным отраслям и производствам относятся производство медицинского оборудования, средств автоматизации, информационных технологий, авиационной и космической техники) и сферы услуг.
2) Реализация потенциала организационного и технологического энергосбережения. Получение эффекта от данного направления возможно за счет внедрения передовых технологий, технического перевооружения существующих производств, внедрения энергосберегающих мероприятий, позволяющих существенно снизить затраты энергии на выпуск единицы продукции.
Согласно проекту ЭС-2030 перестройка структуры экономики и технологические меры экономии энергии уменьшат энергоемкость внутреннего валового продукта в 2,1—2,3 раза к 2030 г. по отношению к уровню 2005 года. При этом прогнозируемый рост ВВП может быть получен за счет:
а) за счет структурной перестройки экономики без увеличения затрат энергии (увеличение ВВП на 50%);
б) технологического энергосбережения (увеличение ВВП на 20 %);
в) повышение расхода энергии (увеличение ВВП на 30%).
Экономия энергии неразрывна со сбережением ресурсов. На добычу руды и выплавку металла, на производство бумаги, ткани, пищевых продуктов требуется значительное количество топлива, тепловой и электрической энергии. Важнейшим ресурсом, который необходимо экономить, является пресная вода, потребляемая в огромных количествах. В стоимость пресной воды входит значительная энергетическая составляющая (затраты энергии на перекачивание, очистку и др.). Экономия ресурсов во всех отраслях хозяйственной деятельности влечет за собой существенную экономию первичного топлива.
Среди экономических мер, стимулирующих рациональное использование энергии, следует выделить:
1) обоснованное регулирование внутренних цен на энергоносители;
2) создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса.
В число социальных мер стимулирующих рациональное использование энергии можно отнести такие меры, как:
1) Широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения;
2) Массовое обучение персонала;
3) Пропаганда идей энергосбережения в средствах массовой информации.
Сегодня от направленности и эффективности образования в многом зависят перспективы развития человечества.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции.
■Стремление к демократической системе образования.
■Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования.
■Разрастание рынка образовательных услуг.
■Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий.
■Расширение сети высшего образования.
■В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.
■Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран.
■Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.
■Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования.
■Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
■Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.
Международное сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Согласно Болонской декларации, принятой министрами образования 29 государств Европы 19 июня 1999 г, предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности и конкурентоспособности специалистов.
Мировое образовательное пространствообъединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. По признаку взаимного сближения и взаимодействия этих систем выделяют следующие типы регионов.
Первый тип составляют регионы, являющиеся генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером служит Западная Европа, для которой идея единства стала стержнем образовательных реформ 1990-х гг. во всех расположенных на ее территории странах.
К данному типу можно отнести также США и Канаду, однако интеграционные усилия в сфере образования в них реализуются в иной ситуации. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия) характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.
Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы, в первую очередь страны Латинской Америки.
Третий тип объединяет инертные к интеграции образовательных процессов регионы: большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.
К концу XX в. выделились регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушилась последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таковым относятся арабские, восточно-европейские и страны бывшего СССР.
Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разработку международных
· на создание условий для расширения сотрудничества народов в области просвещения, науки и культуры;
· обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
· вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
· исследование состояния образования в мире;
· пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
· сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей XX — начала XXI в. Смысл ее заключается в создании условий для обеспечения каждому человеку постоянного развития и творческого обновления, что ведет к процветанию общества в целом. Именно поэтому многие государства ведут поиск собственной модели непрерывного образования.
Истоки данной идеи можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский, который утверждал, что для учебы подходит любой возраст; вся жизнь должна быть школой, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.
Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Позже появилась потребность в обучении и профессиональной подготовке, переподготовке взрослых. Эти и другие факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.
Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. С середины 1970-х гг. она нашла поддержку во всех странах, стала основным принципом образовательных реформ.