Система дистанционного образования
В Украине
Развитие системы последипломного образования
С целью повышения социальной защищенности граждан в Украине сформирована система последипломного образования, рассматривающаяся в качестве основной компоненты системы непрерывного образования взрослых в течение всей жизни. Ежегодно в 563 заведениях и подразделениях сети последипломного образования осуществляется переподготовка более чем 30 тыс. специалистов с высшим образованием и расширение профиля (повышение квалификации) более 300 тыс. специалистов.
Содержание программ системы последипломного образования учитывает содержание программ предшествующих уровней образования, потребности заказчика и, как правило, сориентировано на наиболее современные актуальные сферы деятельности. В частности, в системе формируется инфраструктура подготовки кадров по вопросам компьютерных технологий, банкротства, конкурентоспособности, охраны интеллектуальной собственности, корпоративного управления, специалистов по работе с ценными бумагами, аварийных комиссаров, арбитражных управляющих, а также других актуальных направлений профессиональной деятельности.
Отдельно сформирована сеть учебных заведений профессионального обучения государственных служащих, руководителей предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, таможенников и т.п. Открыты новые специализации направлений переподготовки для работы в новых хозяйственных структурах и сфере малого предпринимательства и бизнеса, банковской и страховой деятельности.
В 2004 году на рассмотрение Верховной Рады Украины представлен проект специального Закона Украины «Об образовании взрослых (непрерывное образование)», что установит новые возможности продолжения обучения как по программам профессиональной подготовки, так и по программам, создаваемым в соответствии с образовательными интересами населения.
Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования (ДО) показа, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Если в 1990 их насчитывалось 187, то в 2005 около 800.
В США в системе ДО обучается около 1 млн.человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более, чем половине университетов используется технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО используется телевидение: в рамках системы телевещания обучается более 1 млн. студентов. Обучение взрослых включает в себя курсы науки, бизнеса, управления.
Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых. Он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации , в частности, преподавателей средних школ.
Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира.
В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976) позволяет заочно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает дипломы и присуждает степени включая доктора наук. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей.
Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в вузе.
С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры ДО, а также летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.
В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей.
Аналогичное образовательное учреждение ДО функционирует в Австралии и находится в стадии становления в Швейцарии. Существует программа создания системы ДО в такой маленькой европейской стране, как Андорра.
ДО развивается и в других регионах мира. В качестве примеров мега-университетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет, Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд).
В Японии с начала 80-х годов функционирует «Университет в эфире». Это государственное учреждение, находящееся на бюджете и под строгим контролем министерства просвещения, имеющее несколько факультетов гуманитарного и естественнонаучного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы Открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.
Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.
Процесс развития ДО в Украине начался с 1998 г. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории Украины на 2000 г. составило более 50.
Процесс развития ДО в Украине сдерживается традиционными причинами - отсутствием материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей.
Большую активность при продвижении американских образовательных услуг на наш рынок проявляет BMI (Business Management International) - специализированная американская консалтинговая компания со штаб-квартирой в г. Сан-Франциско, штат Калифорния (США). Основные направления деятельности компании, среди прочего, общее образование и профессиональная подготовка для детей и взрослых, бизнес-образование. Все эти образовательные услуги предоставляются посредством использования технологий ДО.
Британские образовательные услуги уже несколько лет успешно продвигаются на наш образовательный рынок партнером Открытого Британского Университета.
Внедрение технологий ДО в образование успешно проводят негосударственные образовательные учреждения.
Быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Эта тенденция отмечается в банковских и др. системах. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и превосходят системы ДО вузов.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и эктернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволил отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:
1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Подразумевается экономическая эффективность ДО.
8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.
10. «НИТ» (новые информационные технологии). В СДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.
11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.
12.«Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности определяют и преимущества ДО перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.
Отношение научно-педагогической общественности к ДО можно представить себе, сославшись на результаты социологического опроса, проводимого в Украине. Эксперты оценили перспективность ДО по пятибалльной шкале в среднем как 4.45. Наибольшую поддержку в развертывании ДО, по оценкам экспертов, оказывает руководство вуза (ректорат, ученый совет)- (средний балл 4.24). За ними следуют студенты (3.78), а затем преподаватели (средний балл 3.67).
В определенной степени «отрицательное» отношение преподавателей к ДО характерно для отечественной педагогической практики и вызвано, по нашему мнению, значительным усложнением педагогической деятельности в СДО без соответствующей материальной и моральной компенсации и неосведомленностью, хотя имеется снижение напряженности по отношению к ДО. Так, социологический опрос, проведенный Межвузовским центром ДО показал, что отрицательное отношение к ДО со стороны преподавателей в 1998 г. наблюдалось 38%, а в 1999 - 30% опрошенных преподавателей.
Таким образом, мнения известных экспертов и экспериментальные практические результаты внедрения технологий ДО в традиционный учебный процесс подтверждают предположение о том, что существующие формы получения образования с закономерной необходимостью асимптотически стремятся к некоторой идеальной гуманистической, универсальной, синтетической, интегральной форме, изоморфной современному ДО. Другими словами, они сливаются в одну форму получения образования. Можно отметить, что дистанционное обучение в идеальном случае:
· предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;
· обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
· предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
· предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
· предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
· значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;
· снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
· позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
· позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;
· удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;
· повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;
· способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;
сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население. Итак, :
Основными подсистемами системы дистанционного обучения являются:
· подсистема учебно-методического обеспечения;
· подсистема технического обеспечения и поддержки;
· организационная подсистема.
Цель применения системы дистанционного обучения:
Основная цель применения системы дистанционнного обучения (СДО) - это повышение квалификации и профессионального роста персонала компании на основе повышения качества обучения, унификации знаний и подведения к единым корпоративным стандартам, использования современных информационных технологий.
Принципы, на которых базируется система дистанционного обучения:
· Доступность обучения
· Простые входные требования
· Cвобода планирования обучения
· Свобода выбора сроков и темпа обучения
· Свобода в выборе места обучения
· Свобода развития профессиональной индивидуальности
Радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:
· Четкая структуризация информации
· Регламентируемый объем избыточной информации
· Эмоциональная загруженность, которая достигается введением иконографического материала, видео- и анимационных фрагментов
· Использование рейтинговой технологии общения, позволяющей обеспечить оперативный контроль знаний
· Учет психологических особенностей организации зрительного восприятия
· Достоверность сертификации знаний.
Методическое обеспечение дистанционного обучения
Методическое обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг.
Основные моменты процесса обучения, требующие специального методического обеспечения:
Методическое обеспечение дистанционного обучения:
1. Учебно-практические пособия в бумажном варианте. Метод. разработки для авторов
2. Методичка тренировочного, промежуточного и итогового тестирования
3. Методическое обеспечение сетевого тестирования
4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
5. Методическое обеспечение профессионального тренинга на учебных фильмах
6. Методические рекомендации по проведению государственных аттестацион. мероприятий
7. Методическое обеспечение разработки УПП в электронном виде
8. Разработка каталогов существующих курсов. Регулярное обновление
9. Метод.обеспечение использования информационных технологий в процессе обучения
10. Методическое обеспечение подготовки и сертификации тьюторов
сторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает сто
Организация и управление учебным процессом
В данном случае речь идет о системе педагогической и организационной поддержки учебного процесса. На протяжении всего дистанционного обучения, работу Слушателя регламентирует специалист системы дистанционного обучения.
Это может быть: тьютор; преподаватель + куратор, который помогает Слушателю решить все насущные проблемы, консультирует по вопросам работы в учебной среде, делает процесс дистанционного обучения легким и удобным.
Необходимо постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе дистанционного обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для этого могут использоваться очные встречи, традиционная телефонная связь, IP-телефония, электронная почта, доска объявлений, чаты, конференции.
Кроме этого, у слушателя есть возможность консультации с преподавателем по вопросам курса в любое необходимое ему время. Общение с преподавателем не ограничивается индивидуальными консультациями, слушатели могут задавать вопросы преподавателю во время проведения on-line семинаров и форумов.
При дистанционной форме обучения обучающемуся помогает тьютор. Это представитель учебно-вспомогательного персонала, ведущего всю переписку с обучающимися, отслеживающего выполнения им учебного графика, организующего консультации студента по его просьбе. Тьютор проводит социологическое анкетирование среди слушателей, выясняет их мнение о форме и содержании различных курсов и передает разработчикам, помогает обучающемуся в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору. Практика показывает, что эффективное тьюторство может осуществляться при количестве 50 обучающихся на одного тьютора. При этом никакими другими обязанностями, кроме курирования своих слушателей, тьютор не обременяется, но спрос с него идет постоянно за каждого обучающегося.
Деятельность слушателя оценивается преподавателем с помощью контрольных работ к каждому из разделов дистанционного курса, в основе которых лежат задания, требующие разбора и анализа конкретной ситуации, подготовки ответа на поставленные вопросы.
Контроль за учебным процессом
Дистанционное обучение является независимым и требует высокой степени приверженности и участия для достижения успеха. Чтобы такое обучение действительно влияло на результаты работы, требуется больше чем просто пройти обучающий курс.
Любая организация прежде всего должна определить, почему они применяют такое обучение. Все вовлеченные в обучение работники должны знать, на решение каких деловых задач нацелен курс, необходимо доносить это понимание с помощью значимых для каждого обучающегося событий. Когда предполагаемый результат тесно связан с выполнением работы, обязательность обучения легче принимается, и повышается вероятность достижения целей обучения. Эта взаимозависимость является аспектом, который часто упускается в процессе дистанционного обучения. Обучение без постановки четких задач неэффективно и является нерациональным использованием времени, а также существует высокая вероятность того, что немногие из начавших обучение дойдут до конца.
Таким образом возникает необходимость контроля как за ходом учебного процесса, так и за его результатами. Для этого в системе дистанционного обучения существует система взаимодействия и контроля, предписывающая распределение функциональных обязанностей субъектов системы дистанционного обучения, исходя из потребностей организации, предоставление отчетности службе компании по учебной деятельности объектов дистанционного обучения.