Ступенчатое образование в Украине

 

Одним из основных системообразующих признаков системы высшего образования Украины является профессиональная квалификация как результат получения гражданами высшего образования.

Для структуры и формы системы высшего образования Украины характерным является одновременное получение академических (образовательных) и профессиональных квалификаций – профессиональное высшее образование.

Для любой ступени образования может быть определена профессиональная и/или академическая (образовательная) квалификация, приобретаемые гражданами одновременно во время выполнения соответствующей образовательно-профессиональной программы определенного образовательно-квалификационного уровня и соответствующего ему образовательного уровня. Их приобретение подтверждается дипломом – документом о высшем образовании, являющимся одновременно и сертификатом, и, в большинстве случаев, лицензией.

Начиная с 90-х годов минувшего столетия подготовка кадров в системе высшего образования Украины осуществляется по ступенчатой системе. Законом Украины «Об образовании» в Украине была введена система высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра, наряду с традиционными специальностями образовательно-квалификационного уровня специалиста.

В Украине реализован 3–4-летний цикл подготовки кадров образовательно-квалификационного уровня бакалавра на основе полного общего среднего образования, что дает им право на получение соответствующей направлению подготовки профессиональной квалификации и на занятие соответствующих вакансий на рынке работы. Одновременно бакалавры приобретают образовательный уровень базового высшего образования, то есть образовательную квалификацию.

Подготовка кадров образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра представляет собой другую ступень профессионального высшего образования, и имеет преимущественно профессиональную направленность. Цикл подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра не превышает 1–2 лет.

Квалификация высшего образования (академическая квалификация) в системе ступенчатого образования Украины определяется в соответствии с разделом 1 «Конвенции о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе» (Лиссабон, 1997 год). Это любой документ о присвоении степени, диплом или другое свидетельство, выданное уполномоченным органом и удостоверяющий успешное завершение программы высшего образования - курса обучения, признаваемым уполномоченным органом государства как составная часть его системы высшего образования, по завершению которого студент получает квалификацию высшего образования.

В системе ступенчатого образования Украины образовательный уровень высшего образования – это характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, отвечающей определенному образовательно-квалификационному уровню. Законом Украины «О высшем образовании» установлены такие образовательные уровни: • неполного высшего образования – характеристика интеллектуальных качеств лица, определяющих его развитие как личности и достаточных для получения квалификаций образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста; • базового высшего образования – характеристика интеллектуальных качеств лица, которые определяют его развитие как личности, и достаточных для получения квалификаций образовательно-квалификационного уровня бакалавра; • полного высшего образования – характеристика интеллектуальных качеств лица, определяющих его развитие как личности и достаточных для получения квалификаций образовательно-квалификационных уровней специалиста или магистра.

Согласно Закону Украины «О высшем образовании» в дипломах о высшем образовании термин квалификация используется в значении, используемом в документах национальной и международной систем труда, где соответственно Государственному классификатору профессий Украины и Международной стандартной классификации занятий квалификация (профессиональная квалификация) определяется как способность работника выполнять конкретные задания и обязанности, которые выполняются или должны быть выполнены одним лицом.

В системе ступенчатого образования Украины профессиональные квалификации высшего образования установлены Государственным стандартом высшего образования Украины в Перечне квалификаций соответствующих образовательно-квалификационных уровней. В этом Перечне указаны названия квалификаций, которые, согласно закону Украины «О высшем образовании», определяются через профессиональные названия работ, которые должны выполнять работники определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях. Перечень профессиональных названий работ определяется на основании требований основного документа национальной системы труда - Государственного классификатора профессий Украины, который разработан с учетом требований Международной стандартной классификации профессий.

• Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, получившего на основе полного общего среднего образования базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта деятельности (работы), достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ), предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности, на эксплуатационном уровне профессиональной деятельности.

• Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, получившего на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ), предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности, на технологическом уровне профессиональной деятельности.

• Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, получившего на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных заданий и обязанностей (работ) инновационного характера, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности, на исследовательском уровне профессиональной деятельности.