Основные пути реформирования
Система дистанционного образования
Развитие системы последипломного образования в Украине
Ступенчатое образование в Украине
Развитие системы высшего образования Украины
Развитие системы профессионально-технического образования Украины
Основные пути реформирования профессионального образования в Украине
Характеристика современной системы
Лекция 7.
ВЫВОДЫ
Развитие государственного начального образования в Крыму в указанный период шло быстрее, чем в северных уездах Таврической губернии. Среди учеников были дети представителей разных национальных групп и конфессий. Начиная с 70-х гг. XIX в. Таврическое губернское земство активно способствовало росту количества школ. Самое большое количество учеников обучалось в начальных народных училищах. Городские училища давали более высокий уровень образования, хотя они также принадлежали к системе начального обучения.
В отличие от северных уездов Таврической губернии сеть начальных школ в Крыму формировалась интенсивнее. В сравнении с материковыми уездами, в Крыму в процентном отношении количество учеников и учителей начальных школ росло быстрее, количество отказов при приёме в начальную школу было незначительным. На одного учителя крымских уездов приходилось меньшее количество учеников, чем в северных уездах. В Крыму проходило становление женского начального образования.
Состояние школ в материальном и учебном отношении был признано «хорошим» и «отличным». Оплата педагогов в Крыму была выше, чем в северных уездах. Педагогический состав начальных школ пополнялся за счёт выпускников учительского института Феодосии. Учебные заведения были ограничены в средствах, но, начиная с 50-х– 60-х гг., финансовое положение улучшилось.
Развитие сети начальных школ в Российской империи к началу ХХ века (и в Крыму в частности), позволял ввести всеобщее начальное образование. Этому процессу помешала Первая мировая война.
профессионального образования в Украине
профессионального образования в Украине
В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение роли государства в обществе и другие составляющие – неотделимые атрибуты гражданского общества.
На протяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Украина осуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основам общественного развития. В социально-политической сфере – это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы планового хозяйства к социально ориентированной рыночной экономике, в жизни каждого человека – это переход от потребительских, созерцательных позиций к функциям самодавлеющего субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности.
Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. В этих условиях для Украины особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования.
В новых социально-экономических условиях образование получает высокий статус, поскольку именно оно будет оказывать содействие переходу к информационному обществу и формированию приоритетов развития государства. Высокообразованная молодежь – главный стратегический резерв социально-экономических реформ в Украине, без которого невозможно дальнейшее развитие общества.
В этой связи концептуальные основы и государственные приоритеты развития образования Украины рассматриваются в первую очередь с позиций его роли и места в обеспечении жизнедеятельности общества, непосредственной взаимосвязи со сферой труда.
Для обеспечения в Украине образования высшего качества и вхождения в европейское образовательное сообщество необходимо разрешение как минимум двух стратегических задач:
– направленности педагогической науки на разработку и реализацию стратегии развития образования, перспектив реформирования и развития национальной образовательной системы;
– разработки и внедрения в учебный процесс передовых интеллектуальных информационных технологий.
В реформировании образования в Украине в значительной мере учитывается объективное влияние общих для современной цивилизации тенденций развития.
Первая тенденция – усиление процесса глобализации экономики, взаимосвязи и взаимозависимости государств мира. Эта тенденция обусловлена развитием науки, технологий, производства, что приводит к формированию общего мирового экономичного пространства и планетарного информационного поля и интенсивному обмену результатами материальной и духовной деятельности.
Вторая обусловлена формированием положительных условий для индивидуального развития личности, ее самореализации в мире.
Подходы и практические действия реформирования и развития образования в Украине базируются на концепции построения независимого демократического государства, которое основано на государственных приоритетах:
– доступ к образовательной и профессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности, мотивацию и адекватную подготовку;
– использование образования и профессиональной подготовки для защиты социальных интересов общества и стратификации членов по ролям и статусам;
– уменьшение монопольных прав государства в образовательной сфере за счет создания на равноправной основе негосударственных учебно-воспитательных, профессионально-технических и учебных заведений, формирование многовариантной инвестиционной политики в области образования.
С учетом этого стратегическими приоритетными задачами реформирования системы образования в Украине являются:
– построение национальной системы образования, формирование образованной творческой личности, обеспечение приоритетного развития человека;
– функционирование и развитие национальной системы образования на основе принципов гуманизма, демократии, приоритетности общественных и духовных ценностей;
– выход системы образования в Украине на уровень систем образования развитых стран мира путем коренного реформирования его концептуальных, структурных и организационных основ.
Приоритетными направлениями реформирования системы образования при этом определены:
– обеспечение всесторонней готовности граждан к получению образования любого уровня;
– достижение качественно нового уровня в освоении базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного и профильного циклов;
– создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей личности и возможностей ее совершенствования на основе непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации.
Основными путями реформирования системы образования являются:
– создание в обществе атмосферы общегосударственного содействия развитию образования;
– преодоление девальвации общечеловеческих и гуманистических ценностей, отрыва от национальных истоков;
– обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрения передовых технологий и научно-методических достижений;
– отход от основ авторитарной педагогики, подготовка новой генерации педагогических кадров;
– интеграция образования и науки, активное привлечение к учебному процессу научного потенциала учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, мотивация обучающихся к участию в научных исследованиях и разработках;
– реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных, профессионально-технических и учебных заведений нового поколения, радикальная реконструкция управления сферой образования.
Опыт реформирования системы образования в Украине показал, что качество образования – это, в первую очередь, функция качества стандартов образования и профессиональной подготовки, инфраструктур внутренней и внешней среды, управления учебным заведением.
Для Украины с разветвленной сетью учебных заведений государственной и негосударственной форм собственности характерно управление отраслью образования, которое объединяет элементы централизованной и децентрализованной систем с развертыванием горизонтальных и вертикальных связей между разными уровнями и субъектами управления. В этой связи положительную роль в повышении качества управления должны сыграть намеченные меры по:
– расширению фактора децентрализации, что создает лучшие условия для демократизации управления, развития творчества и инициатив коллективов учебных заведений;
– подготовке управленцев сферы образования;
– созданию и развитию открытых университетов.
За годы независимости Украины на государственном уровне реализован ряд мероприятий, повлиявших на стабилизацию состояния системы образования и ее дальнейшее развитие в сложных условиях переходного периода.
В первую очередь к ним относится создание законодательного образовательного правового поля. С принятием Конституции Украины, законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании» были определены основные правовые нормы демократического функционирования и развития системы образования Украины.
В развитии национальной системы образования и демократизации образовательной деятельности за годы независимости сделаны существенные шаги. К ним следует отнести, кроме разработки новой законодательной базы отрасли, введение непрерывного ступенчатого образования, создание отечественных учебников, педагогической литературы, обновление содержания образования, прежде всего в социально-гуманитарной сфере, вариативность сети учебных заведений и образовательно-профессиональных программ.
Образование в Украине имеет сложную структуру европейского типа и включает дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование. Установлены образовательные уровни: начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование, профессионально-техническое образование, базовое высшее и полное высшее образование. Установлены образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.
Наличие такой многоступенчатой по уровням схемы имеет принципиальное значение, поскольку гарантирует личности свободный выбор и дает возможность получения образования в соответствии с умственными и профессиональными способностями. Такие возможности дополнительно расширяют право граждан на получение образования благодаря возможности выбора формы обучения: очной, вечерней, заочной, экстернатной, дистанционной.
Осуществлены шаги по вхождению украинской высшей школы в европейское образовательное пространство. Приведены в соответствие с международными требованиями образовательно-квалификационные уровни, ступенчатость высшего образования и контроль за его качеством, завершается работа над соответствующими стандартами образования и профессиональной подготовки, приближающих отечественное образование к образовательным системам наиболее развитых стран Европы и мира.
В основу развития системы образования Украины, выбора ее приоритетов положены резолюции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам образования, в частности: «Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод» (Париж, 19 ноября 1974 года); Всеобщая Хартия Университетов (Болонья, 18 сентября 1988 года); «Всемирная программа действий в области образования по правам человека и демократии» (Монреаль, 1993 год); «Декларация и Программа действий Всемирной конференции ООН по правам человека» (Вена, 1993 год); «Декларация Министров образования» (44 сессия Международной конференции по вопросам образования, Женева, 1994 год); «Интегрированные рамки действий в области образования в духе мира, прав человека и демократии» (28 сессия Генеральной конференции, Париж, 1995 год); «Декларация принципов толерантности» (Париж, 1995 год); «Декларация и Стратегия действий Всемирной конференции по вопросам прав женщин» (Беджинг, 1995 год); Лиссабонская конвенция (11 апреля 1997 года); Сорбонская декларация (Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года); Болонская декларация (19 июня 1999 года); Декларация о науке и использовании научных знаний (Будапешт, июнь-июль 1999 года); Пражское коммюнике министров высшего образования европейских стран (19 мая 2001 года); «Саламанкское обращение» Европейской ассоциации университетов (март-апрель 2001 года); Коммюнике конференции министров высшего образования европейских стран (Берлин, сентябрь 2003 года) и т.п.