Структура и задачи Единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера

Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти обеспечивают органы управления по делам ГЗ: транспортными средствами, служебными, хозяйственными и подсобными помещениями, складскими площадями. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Украины по вопросам гражданской защиты, несут ответственность согласно законодательству Украины.

В пятом разделе Закона определяется порядок международного сотрудничества в области гражданской защиты.

Сотрудничество с другими государствами в области гражданской защиты осуществляют Кабинет Министров Украины и центральный орган по чрезвычайным ситуациям и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) в пределах прав и полномочий, предусмотренных законодательством.

Сотрудничество осуществляется по вопросам обмена опытом гражданской защиты и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание и оснащение сил ГЗ, совместных действий в случае ЧС.

В целях обеспечения защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГС) - это государственная система, включающая центральные органы исполнительной власти, СМ Автономной Республики Крым, государственные администрации областей, городов Киева и Севастополя и районов, исполнительные органы Советов народных депутатов, государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирования в случае их возникновения в целях защиты населения и окружающей среды, уменьшения материальных потерь.
Главной целью ЕГС ЧС является обеспечение реализации государственной политики на всей территории Украины в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защиты населения и территорий от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основными задачами ЕГС ЧС является:

• обеспечение предотвращения возникновения ЧС;

• обеспечение готовности органов управления, сил и средств ГЗ;

• проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

• разработка нормативно-правовых актов, государственных норм и стандартов;

• осуществление целевых и научно-технических программ;

• обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики;

• сбор и обработка информации о ЧС;

• определение потребности в силах, материальных и финансовых ресурсах;

• осуществление государственного надзора, экспертизы и контроля;

• создание и рациональное использование материально-технических ресурсов;

• своевременная и достоверная информация населения об обстановке и принятых мерах;

• оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС;

• социальная защита пострадавшего населения;

• защита населения в чрезвычайных ситуациях;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой создания ЕГС ЧС являются Законы Украины "О чрезвычайном положении", "О Гражданской защите Украины", дополнения и изменения в них, другие законодательные акты, указы Президента Украины о создании структур Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Территориальная подсистема ЕГС ЧС - это составная часть единой государственной системы.
Функциональная подсистема ЕГС ЧС - это составная часть единой государственной системы, которая создается на базе министерств и других центральных органов исполнительной власти. Органы управления ЕГС ЧС - это органы исполнительной власти или их структурные подразделения, предназначенные для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции.

Органы управления ЕГС ЧС делятся: на координирующие, постоянные повседневные.

Системы обеспечения включают:финансовые, материальные, транспортные, оповещения и связи

ЕГС может функционировать в следующих режимах:

• повседневной деятельности, повышенной готовности, деятельности при ЧС,

деятельности при чрезвычайном положении.

Главными этапами деятельности ЕГС ЧС является:

предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, реагирование на ЧС, острый период ликвидации чрезвычайных ситуаций, плановый;программный периоды ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Взаимодействие органов управления ЕГСЧС и подчиненных им сил организуется в целях своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Определяются центральные и территориальные органы управления, которые взаимодействуют в кризисных ситуациях, состав и количество сил и средств реагирования на чрезвычайную ситуацию. Согласовывается порядок совместных действий сил реагирования на чрезвычайную ситуацию, решаются вопросы всестороннего обеспечения.

Базовыми принципами создания ЕГСЧС являются: государственный характер системы, ориентация на общечеловеческие ценности, соблюдение международных норм, приоритет требований обеспечения безопасности при деятельности человека, открытость для международного сотрудничества.

На деятельность ЕГСЧС оказывают влияние факторы: внешние (трансграничный характер ЧС, социально-экономические изменения в мире, наличие мирового опыта и рынка) и внутренние (высокий уровень техногенной и природной безопасности в Украине, необходимость противостояния ЧС, социально-экономические изменения в Украине, высокий научно-технический уровень в Украине, ограниченность имеющихся материально-технических ресурсов и финансовых резервов).

ЕГС ЧС обладает уникальными свойствами: глобальность действия, постоянная готовность, многофункциональное применение, высокая наукоемкость, большая информативность, высокая оперативность.

Основной целью создания территориальных подсистем в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе является обеспечение реализации на соответствующей территории государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты населения.