Характеристика образования в Украине
Правильный отбор содержания образования определяет качество обучения и его влияние на личность. В процессе усвоения содержания образования осуществляется всестороннее развитие умственных и физических сил, формируется активная жизненная позиция, которая помогает будущему специалисту освоить совокупность наук, техники, искусства, культуры общественной жизни.
На разных этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов. Оно зависит от социально-экономических условий, уровня развития производства, науки, техники и культуры, развития в стране образования и педагогической теории, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями разного типа, а также от перспективы развития самого общества.
В 1991 году Украина стала независимым государством. Изменения в социально-экономическом развитии страны выдвинули новые требования и подходы к содержанию образования, которые нашли свое отражение в Государственной национальной программе ”Образование (Украина XXI столетия), а именно: выработка государственных стандартов и соответствующих систем знаний, умений и навыков, творческой деятельности и других качеств личности на разных уровнях развития; выбор структур учебно-воспитательного материала на основе дифференциации, интеграции, гуманитаризации, обеспечение альтернативных возможностей для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями; изучение украинского языка во всех учебно-воспитательных учреждениях; оптимальное сочетание гуманитарных и естественно-математических дисциплин, теории и практики.
В Законе Украины Об образовании от 23 марта 1996 года отмечается, что система образования в нашей стране является основой интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Она состоит из учреждений образования, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и региональных (местных) органов, а также самоуправления в области образования.
Главной целью образования является всестороннее развитие личности как наивысшей ценности общества, развитие ее умственных и физических способностей, таланта, воспитание высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального и культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.
Выделяют следующие принципы построения образования в Украине:
• научный и светский характер системы образования;
• доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
• равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
• гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
• независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;
• органическая связь с мировой и национальной культурой, традициями;
• взаимосвязь с образованием других стран;
• интеграция с наукой и производством;
• гибкость, прогностичность, единство и непрерывность, разнообразие образования;
• объединение государственного управления и самоуправления в образовании;
• приоритетность бесплатного образования в Украине;
• обязательность полного общего среднего образования.
Требования, предъявляемые к содержанию образования
Содержание образования рассматривается как модель социального заказа, в соответствии с которым разработана следующая система научных требований к содержанию образования:
1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование развитой, активной личности.
Из этого требования следует, чтобы содержание образовательной работы в учебном заведении обеспечивало умственное развитие учащихся, профессиональную и специальную подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
Эта задача может успешно решаться только при условии, если по каждой из названных сторон развития учащихся будут изучаться соответствующие учебные предметы и будет отводиться достаточное количество времени на их усвоение и практическую подготовку. Поэтому содержание обучения включает в себя цикл естественно - математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов, а также предметов профессиональной и специальной подготовки.
2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе.
Требование научности образования имеет ряд аспектов.
Оно, во-первых, касается отбора образовательного материала для изучения. B соответствии с этим требованием в каждый учебный предмет должны включаться только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения. Во-вторых, содержание учебного материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки.
Для этого необходимо периодически обновлять содержание образования в соответствие с новейшими научными достижениями.
3. Содержание образования по учебному предмету должно соответствовать логике науки.
Это значит, что образовательный материал необходимо располагать так, чтобы он отвечал логической системе соответствующей науки.
4. Необходима взаимосвязь между отдельными учебными предметами.
Это требование обусловлено двумя основными факторами. Один из них состоит в том, что изучение некоторых учебных предметов невозможно без предварительной подготовки по другим предметам. Второй фактор заключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и поэтому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания образования.
5. В содержании образования должны находить отражение связь теории с практикой.
В чем же конкретно должна выражаться связь теории с практикой? В содержании образования должна предусматриваться необходимость практической подготовки учащихся по применению теоретических знаний, выполнение практических работ и проведение трудовых практик.
6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Осуществление этого требования связано с решением вопроса об объеме и степени сложности учебного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся.
Часто качество обучения снижается, если учащимся приходится изучать перегруженный по объему или усложненный учебный материал.
Для выполнения этого требования применяются следующие методы:
— диагностирующие контрольные работы;
— анализ результатов вступительных экзаменов в вузы,
— лабораторный эксперимент, доказывающий отсутствие повышенной утомляемости учеников при усвоении темы за отведенное время.
7. Соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
Для выполнения данного требования применяются: лабораторный эксперимент с учетом затрат времени на усвоение материала; контрольные работы с фиксированием затрачиваемого времени на выполнение задания.
8. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической, материальной базе учебного заведения.
9. Учет международного опыта построения содержания образования.
Структура, виды и уровни образования
Структура образования в Украине включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное; профессионально-техническое; высшее; последипломное образование; аспирантура; докторантура; самообразование.
В зависимости от характера подготовки учащихся к жизни или к труду различают следующие виды образования – общее и профессиональное образование.
Общее образование — имеет своей целью овладение обучающимися основами важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора. Общее образование является основой для профессионального образования. Основными путями получения общего образования являются: обучение в средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, средних профтехучилищах, самообразование. Уровни общего образования: начальное, неполное среднее, среднее.
Профессиональное образование — это совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определенной профессией в качестве рабочего или специалиста средней или высшей квалификации Начальное профессиональное образование дается в профессионально-технических училищах. Среднее профессиональное образование осуществляется в средних специальных учебных заведениях (техникумах, училищах) на базе восьмилетней или средней общеобразовательной школы. Подготовка специалистов высшей квалификации проводится в высших учебных заведениях (университетах, институтах, училищах, академиях).
Образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий; младший специалист; бакалавр; специалист; магистр.