Гудзий Н. К. История древней русской литературы
Вопрос №60
Название "акмеизм" произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.
Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.
АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
Предлагаемый курс в хронологической последовательности обозревает основные явления истории древней русской литературы на протяжении от XI до XVII в включительно. Выбор материала, привлеченного к изучению, определяется — при наличии в этом материале специфически литературных элементов — преимущественно степенью отражения в нем существенных сторон исторической действительности. Изложение материала сопровождается библиографическими ссылками на важнейшую литературу вопроса
Гудзий Н. К. История Древней Русской Литературы.. 1
О Николае Каллиниковиче Гудзии И Его Учебнике. 2
Введение. 10
Древнейшая Устная Поэзия На Руси. 16
Древнехристианская Книжность На Руси. 18
Библейские Книги. 19
Апокрифы.. 21
Житийная Литература. 25
Историческая, «Естественнонаучная» И Патристическая Литература. 27
Литература Киевской Руси. 30
Древнейшее Летописание. 31
Церковное Ораторство. 48
«Поучение» Владимира Мономаха. 54
Житийная Литература. 56
Паломническая Литература. 63
«Слово О Полку Игореве». 65
Переводные Повести. 79
Литература Периода Феодальной Раздробленности Xiii-Xiv Вв. 92
«Моление Даниила Заточника». 92
Повести О Татарском Нашествии. 97
«Слово О Погибели Рускыя Земли». 102
Житие Александра Невского. 103
Проповеди Серапиона Владимирского. 105
Галицко-Волынская Летопись. 107
Другие Памятники Этой Поры.. 111
Переводные Повести. 113
Литература Периода Объединения Северо-Восточной Руси И Образования Русского Централизованного Государства (С Конца Xiv До Начала Xvi В.) 115
Литература С Преобладающими Общерусскими Тенденциями, Возникшая Преимущественно На Московской Почве. 116
Летописная Повесть О Мамаевом Побоище. 117
«Задонщина». 118
«Сказание О Побоище Великого Князя Дмитрия Ивановича». 121
«Слово О Житии И О Преставлении Великого Князя Дмитрия Ивановича, Царя Русьскаго». 123
Житийная Литература Конца Xiv— Xv Вв. 125
Московское Летописание. 129
Повесть Нестора-Искандера О Взятии Царьграда. 130
Повести О Вавилонском Царстве, «Сказание О Князех Владимирских». 132
Повесть О Мутьянском Воеводе Дракуле. 136
Повесть О Грузинской Царице Динаре. 139
«Хожение За Три Моря» Афанасия Никитина. 140
Повесть О Петре И Февронии. 142
Церковные И Противоцерковные Направления Во Второй Половине Xv В. 145
Литература С Преобладающими Областническими Тенденциями. 148
Сказание О Знамении От Иконы Богородицы.. 149
Повесть О Путешествии Иоанна Новгородского На Бесе В Иерусалим.. 149
Повесть О Новгородском Посаднике Щиле. 150
Сказания О Конце Новгорода. 151
Повесть О Новгородском Белом Клобуке. 153
Инока Фомы «Слово Похвальное» Великому Князю Борису Александровичу. 156
Повесть О Меркурии Смоленском.. 157
Повесть О Псковском Взятии. 159
Литература Периода Укрепления Русского Централизованного Государства (Xvi-Xvii Вв.) 162
Литература Xvi В. 162
Идейные Направления В Первой Половине Xvi В. И Их Литературное Выражение. 163
Литературные Произведения, Возвеличивавшие И Закреплявшие Московские Политические И Церковные Традиции. 167
«История О Казанском Царстве». 171
Публицистическая Литература Xvi В. 173
Сказание О Киевских Богатырях, Повесть О Сухане. 177
Литература Xvii В. 181
Повести О «Смутном Времени». 184
Житие Юлиании Лазаревской. 191
Русская Историческая И Бытовая Повесть Преимущественно Второй Половины Xvii В. 192
Повесть Об Азовском Осадном Сидении Донских Казаков. 193
Повесть О Еруслане Лазаревиче. 197
«Повесть О Горе И Злочастии». 199
Повесть О Савве Грудцыне. 203
Повесть О Фроле Скобееве. 205
Повести О Происхождении Табака, О Бесноватой Соломонии, О Начале Москвы, Об Основании Тверского Отроча Монастыря 208
Сатирическая Литература. 211
Повесть О Ерше Ершовиче. 211
Повесть О Шемякином Суде. 213
Азбука О Голом И Небогатом Человеке. 214
Повесть О Куре И О Лисице. 215
Повесть О Бражнике. 216
Калязинская Челобитная. 217
Сказание О Попе Саве. 218
Повесть О Карпе Сутулове. 219
Праздник Кабацких Ярыжек. 220
Сказание О Крестьянском Сыне. 222
Переводы И Переработки На Русской Почве Западной Повести. 223
Западная Рыцарская Повесть На Русской Почве. 223
Сборники Анекдотических И Шуточных Рассказов, Басен И Пр. 231
Сборники Нравоучительных Повестей И Рассказов. 233
Старообрядческая Литература. 236
Протопоп Аввакум И Его Сочинения. 236
Стихотворство В Xvii В. 246
Досияпабические Вирши. 246
Силлабическое Стихотворство. 248
Начало Русского Театра И Русской Драматургии. 253