Гудзий Н. К. История древней русской литературы

Вопрос №60

Название "акмеизм" произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.

Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.

 

АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

 

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.

 

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.

 

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.

 

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

 

Эстетика акмеизма:

— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;

— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;

— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:

1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;

2) традиции Рабле в воспевании тела;

3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;

4) традиции Готье в воспевании силы искусства.

 

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

 

Отличительные черты акмеизма:

— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

— лирический сюжет и изображение психологии переживания;

— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

Предлагаемый курс в хронологической последовательности обозре­вает основные явления истории древней русской литературы на протяже­нии от XI до XVII в включительно. Выбор материала, привлеченного к изучению, определяется — при наличии в этом материале специфически литературных элементов — преимущественно степенью отражения в нем существенных сторон исторической действительности. Изложение мате­риала сопровождается библиографическими ссылками на важнейшую литературу вопроса

 

Гудзий Н. К. История Древней Русской Литературы.. 1

О Николае Каллиниковиче Гудзии И Его Учебнике. 2

Введение. 10

Древнейшая Устная Поэзия На Руси. 16

Древнехристианская Книжность На Руси. 18

Библейские Книги. 19

Апокрифы.. 21

Житийная Литература. 25

Историческая, «Естественнонаучная» И Патристическая Литература. 27

Литература Киевской Руси. 30

Древнейшее Летописание. 31

Церковное Ораторство. 48

«Поучение» Владимира Мономаха. 54

Житийная Литература. 56

Паломническая Литература. 63

«Слово О Полку Игореве». 65

Переводные Повести. 79

Литература Периода Феодальной Раздробленности Xiii-Xiv Вв. 92

«Моление Даниила Заточника». 92

Повести О Татарском Нашествии. 97

«Слово О Погибели Рускыя Земли». 102

Житие Александра Невского. 103

Проповеди Серапиона Владимирского. 105

Галицко-Волынская Летопись. 107

Другие Памятники Этой Поры.. 111

Переводные Повести. 113

Литература Периода Объединения Северо-Восточной Руси И Образования Русского Централизованного Государства (С Конца Xiv До Начала Xvi В.) 115

Литература С Преобладающими Общерусскими Тенденциями, Возникшая Преимущественно На Московской Почве. 116

Летописная Повесть О Мамаевом Побоище. 117

«Задонщина». 118

«Сказание О Побоище Великого Князя Дмитрия Ивановича». 121

«Слово О Житии И О Преставлении Великого Князя Дмитрия Ивановича, Царя Русьскаго». 123

Житийная Литература Конца Xiv— Xv Вв. 125

Московское Летописание. 129

Повесть Нестора-Искандера О Взятии Царьграда. 130

Повести О Вавилонском Царстве, «Сказание О Князех Владимирских». 132

Повесть О Мутьянском Воеводе Дракуле. 136

Повесть О Грузинской Царице Динаре. 139

«Хожение За Три Моря» Афанасия Никитина. 140

Повесть О Петре И Февронии. 142

Церковные И Противоцерковные Направления Во Второй Половине Xv В. 145

Литература С Преобладающими Областническими Тенденциями. 148

Сказание О Знамении От Иконы Богородицы.. 149

Повесть О Путешествии Иоанна Новгородского На Бесе В Иерусалим.. 149

Повесть О Новгородском Посаднике Щиле. 150

Сказания О Конце Новгорода. 151

Повесть О Новгородском Белом Клобуке. 153

Инока Фомы «Слово Похвальное» Великому Князю Борису Александровичу. 156

Повесть О Меркурии Смоленском.. 157

Повесть О Псковском Взятии. 159

Литература Периода Укрепления Русского Централизованного Государства (Xvi-Xvii Вв.) 162

Литература Xvi В. 162

Идейные Направления В Первой Половине Xvi В. И Их Литературное Выражение. 163

Литературные Произведения, Возвеличивавшие И Закреплявшие Московские Политические И Церковные Традиции. 167

«История О Казанском Царстве». 171

Публицистическая Литература Xvi В. 173

Сказание О Киевских Богатырях, Повесть О Сухане. 177

Литература Xvii В. 181

Повести О «Смутном Времени». 184

Житие Юлиании Лазаревской. 191

Русская Историческая И Бытовая Повесть Преимущественно Второй Половины Xvii В. 192

Повесть Об Азовском Осадном Сидении Донских Казаков. 193

Повесть О Еруслане Лазаревиче. 197

«Повесть О Горе И Злочастии». 199

Повесть О Савве Грудцыне. 203

Повесть О Фроле Скобееве. 205

Повести О Происхождении Табака, О Бесноватой Соломонии, О Начале Москвы, Об Основании Тверского Отроча Монастыря 208

Сатирическая Литература. 211

Повесть О Ерше Ершовиче. 211

Повесть О Шемякином Суде. 213

Азбука О Голом И Небогатом Человеке. 214

Повесть О Куре И О Лисице. 215

Повесть О Бражнике. 216

Калязинская Челобитная. 217

Сказание О Попе Саве. 218

Повесть О Карпе Сутулове. 219

Праздник Кабацких Ярыжек. 220

Сказание О Крестьянском Сыне. 222

Переводы И Переработки На Русской Почве Западной Повести. 223

Западная Рыцарская Повесть На Русской Почве. 223

Сборники Анекдотических И Шуточных Рассказов, Басен И Пр. 231

Сборники Нравоучительных Повестей И Рассказов. 233

Старообрядческая Литература. 236

Протопоп Аввакум И Его Сочинения. 236

Стихотворство В Xvii В. 246

Досияпабические Вирши. 246

Силлабическое Стихотворство. 248

Начало Русского Театра И Русской Драматургии. 253