I) Предпусковое (предэксплуатационное) обследование.

III.

II.

I.

ОБСЛЕДОВАНИЯХ И ЭНЕРГОАУДИТЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ

 

I. Общие положения

II. Нормативная база энергоаудита

III. Виды энергетических обследований организаций

IV. Виды энергоаудита.

 

Общие положения

При решении задачи рационального использования энергии важное место занимает всестороннее комплексное обследование потребителей энергоресурсов, к которому относится энергетическое обследование и энергоаудит.

Энергетическое обследование — это обязательная процедура контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, осуществляемая органами Госэнергонадзора и независимыми энергоаудиторами в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г.

Энергетический аудит — это добровольная процедура контроля специализированными независимыми организациями (энергоаудиторами) за соблюдением потребителями ТЭР установленных норм расхода энергоресурсов, требований нормативных документов и действующего законодательства в сфере энергосбережения.

Цель энергетического обследования и энергоаудита одна— это оценка эффективности использования энергетических ресурсов и разработка рекомендаций по снижению затрат на топливо- и энергообеспечение.

Рассмотрим более подробно процедуру энергоаудита предприятий.

Энергоаудит и его отдельные фазы являются составной частью процесса энергосбережения.

Место энергоаудита в длинной цепочке достижения реального энергосберегающего эффекта схематически показано на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Схема реализации энергосберегающих мероприятий

 

Среди основных задач энергоаудита можно выделить:

- установление фактического состояния энергопотребления и энергоис пользования на предприятии;

- определение рационального энергопотребления при генерировании и транспортировке энергии, а также в производственных процессах и установках;

- выявление причин возникновения потерь, определение значений и резервов экономии ТЭР;

- разработка рекомендаций по повышению эффективности нспользования ТЭР.

Степень решения поставленных задач и объем необходимой для этого информации зависят от уровня проводимого энергоаудита, который определяется во многом конкретным видом энергоаудита.

Законодательно устанавливается необходимость независимого и компетентного энергоаудита, проводимого сторонними специалистами (энергоаудиторами).

Специалисты, проводящие энергоаудит, должны обладать рядом профессиональных навыков:

- знанием наиболее распространенных технологий, принципов работы и схемных решений основного энергпотребляющего и энергогенерирующего оборудования (котлов, турбин, рекуперативных, геплообменных аппаратов, систем отопления, вентиляции н др.);

- умением проводить расчеты энергетических балансов предприятий и отдельных погребителей, а также выполнять поверочные и конструктивные расчеты энергетического оборудования.

 

Нормативная база энергоаудита

Энергоаудит логически является частью аудита хозяйственно-финансо­вой деятельности обследуемых предприятий. При этом решаются общие для них задачи, такие как

- анализ эффективности потребления ресурсов и себестоимости продукции,

- анализ затрат и регулирования себестоимости товаров и услуг.

Для осуществления энергоаудита как хозяйственной, так и эко­номической деятельности необходима нормативная база, включающая в себя как нормативно-правовую, так и нормативно-техническую составляю­щую. Обе составляющие должны иметь несколько уровней: федеральный, региональный и уровень потребителя ТЭР.

Принятый в России в марте 1996 г. Федеральный закон «Об энергосбережении» является одним из главных нормативно-правовых актов для проведения энергоаудита, поскольку статья 10 предписывает обязательность подобной деятельности: «Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6000 тонн условного топлива или более одной 1000 тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.

Опираясь на нормативную базу энергосбережения в целом (см. лецию «Актуальность энергосбережения в России», вопрос №3) основными документами, которыми руководствуются при проведении энергоаудита являются:

- правила проведения энергетических обследований;

- состав энергетического паспорта промышленного потребителя ТЭР (ГОСТ Р 51379—99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя ТЭР. Основные положения. Типовые формы»);

- методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов;

- номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР (ГОСТ Р 51541—99 «Энергетическая эффективность. Состав показателей»);

- методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения;

- нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения; методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции (например, РД 153-39.0-112—2001 «Методика определения норм расхода и нормативной потребности в природном газе на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа»);

- требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;

- требования обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР;

- требования к использованию вторичных энергетических ресурсов.

 

Работа в области совершенствования нормативно-технической документации для проведения энергоаудита осуществляется:

1) На федеральном уровне (органами исполнительной власти, ответственными за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, а также других нормативных и методических документов в соответствии с Законом РФ «Об энергосбережении»).

2) На региональном (для субъектов РФ) уровне следующими инстанциями:

- органом исполнительной власти субъекта РФ;

- региональными энергетическими комиссиями (РЭК);

- территориальными органами Ростехнадзора и Госстандарта России;

- научно-техническими центрами и агентствами по энергосбережению.

Разработка энергосберегающих стандартов (для отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций) производится вышеуказанными субъектами самостоятельно в пределах своей компетенции.

 

Виды энергетических обследований организаций

Правовая и нормативная базы энергосбережения федерального, регио­нального и муниципального уровней предусматривают шесть видов энерге­тических обследований организаций:

Согласно «Правилам проведения энергетических обследований организаций» перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования региональные (территориальные) государственные органы технического надзора России или энергоаудиторы (например, в случае предэксплуатационных энергетических обследований объектов ОАО «Газпром») проводят обследование смонтированного оборудования в целях проверки его соответствия после монтажных и наладочных работ требованиям государственных стандартов, СНиПов и проектной документации по показателям энергоэффективности.

По полученным результатам предпускового обследования:

- составляется акт обследования;

- делаются выводы о соответствии (несоответствии) подготовленного к пуску и эксплуатации топливо- и энергопотребляющего оборудования (объекта) нормативным показателям энергоэффективности;

- выдается разрешение (или налагается обоснованный запрет) на пуск и эксплуатацию оборудования потребляющего ТЭР.