Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.
В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.
При направлении такого рода специальных игрушек в экспертную комиссию в обязательном порядке необходимо представить инструкцию по их применению с указанием возрастной адресованности, специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.
Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия и т. п.
Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.
Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.
Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.
Требования II уровня состоят в следующем:
1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.
Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка отвечает требованиям II уровня. Эта позиция заключения является основанием для создания режима особого благоприятствования в производстве и торговле.
[1] Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. – С. 575.
[2] В ситуации, когда ребенок не достиг возраста 6,5 лет на 1 сентября текущего года (п.2.9.5. Санитарных правил и норм – СанПиН 2.4.2. 576-96), оценка его как «неготового» или «условно готового» к началу школьного обучения позволяет отказать родителям (законным представителям) в приеме ребенка в школу.