МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ИГР И ИГРУШЕК
1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.
2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические
требования к играм и игрушкам (в дальнейшем – игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.
3. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.
4. К Методическим указаниям прилагается Общесоюзный классификатор «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Раздел «Игрушки и украшения елочные» (М.: Издательство стандартов, 1985).
Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней.
Требования I уровня являются обязательными (исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике) для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии соответствия образцов требованиям I уровня.
Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.
Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек посредством требований I уровня основан на принципе «не навреди».
Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:
1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.
1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).
1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.