ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ
ВИДЫ ПРОГРАММ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации
Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19-15
1.1. Настоящие Рекомендации адресуются Федеральному экспертному
совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.
1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества
дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.
1.3. Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.
2.1. Программы подразделяются на комплексные и парциальные.
2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.
2.3. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
3.1. Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.
3.3. Программы должны строиться на принципе личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
3.5. Программы должны быть нацелены на:
Ø развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
Ø развитие способностей ребенка;
Ø формирование творческого воображения;
Ø развитие коммуникативности.
3.6. Программы должны обеспечивать:
Ø охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
Ø эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Ø интеллектуальное развитие ребенка;
Ø создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Ø взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
Ø занятия как специально организованная форма обучения;
Ø нерегламентированные виды деятельности;
Ø свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.