ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ

ВИДЫ ПРОГРАММ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации

 

Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19-15

 

1.1. Настоящие Рекомендации адресуются Федеральному экспертному
совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональ­ным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспер­тным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества
дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

2.1. Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3. Парциальная программа включает одно или несколько направле­ний развития ребенка.

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной про­граммы или набора парциальных программ.

3.1. Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечелове­ческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть нацелены на:

Ø развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

Ø развитие способностей ребенка;

Ø формирование творческого воображения;

Ø развитие коммуникативности.

3.6. Программы должны обеспечивать:

Ø охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

Ø эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Ø интеллектуальное развитие ребенка;

Ø создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Ø взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

Ø занятия как специально организованная форма обучения;

Ø нерегламентированные виды деятельности;

Ø свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развиваю­щей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.