Примерная структура Кодекса корпоративной этики
Раздел | Содержание |
Введение. | Формулируется деловая философия компании, основные ценности компании и принципы взаимоотношений с персоналом, клиентами, партнерами и т.д. |
Назначение. | Определяется цель документа, например, описание принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию компании. |
Взаимоотношения сотрудников. | Формулируются основные принципы взаимоотношений компании и её сотрудников, а также сотрудников между собой. Например, соблюдение трудовой дисциплины, запрет любых форм дискриминации и т.д. |
Конфликт интересов. | Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда сотрудник компании имеет личную заинтересованность, которая противоречит интересам компании. В разделе описываются возможные ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, например, получение личной материальной выгоды, деятельность членов семьи и т.д. и правила поведения в таких ситуациях. |
Взаимодействие с контрагентами (клиентами). | Формулируются правила общения с контрагентами, партнерами, клиентами компании, в том числе и по телефону. |
Рабочее время сотрудников. | Формулируется отношение компании к опозданиям, работе во внеурочное время и т.д. |
Внешний вид сотрудников. | Определяются принципы и правила дресс-кода компании. |
Рабочее место. | Определяется отношение компании к приему пищи, употреблению алкоголя, курению, игре на компьютере на рабочем месте, а также использованию сотрудниками Интернета, офисной техники, служебного телефона и другого оборудования в личных интересах. |
Конфиденциальная информация. | Формулируются правила работы с конфиденциальной информацией. |
Для разработки Кодекса целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут сотрудники всех ключевых подразделений компании. На стадии разработки полезно вынести проект Кодекса на обсуждение, организовав для этого специальные семинары, совещания, круглые столы с участием рядовых сотрудников компании.
Как правило, Кодекс очень подробно описывает корпоративные нормы и ценности компании, а также правила деловой этики. При разработке Кодекса необходимо уделить особое внимание четкому и понятному формулированию положений, чтобы сотрудники однозначно понимали нормы и ценности, принятые в компании. Единого стандарта того, каким должен быть Кодекс делового поведения сотрудников, не существует, так как этот документ очень специфичен, и его содержание зависит от особенностей каждой конкретной компании.
При подготовке к внедрению Кодекса в организационную практику нужно планировать и формировать коммуникативные потоки, грамотно выстраивать внутренний PR. Опыт показывает, что на стадии внедрения Кодекса в практику компании большую роль играет разъяснительная работа. В противном случае положения Кодекса не будут приняты сотрудниками и останутся существовать лишь «на бумаге».
3. Основные этапы формирования кодекса корпоративной этики
№ | Содержание работы | Результат |
1. | Формирование рабочей группы для участия в разработке Кодекса, согласование графика работы. | Список участников рабочей группы. График работы. |
2. | Определение структуры Кодекса. Распределение заданий участникам рабочей группы. | Структура Кодекса. |
3. | Описание истории Компании, традиций, атрибутов и т.д. | История Компании, традиции, атрибуты. |
4. | Разработка и утверждение Миссии, Цели, Задач, Принципов, Ценностей Компании. | Миссия, Цель, Задачи, Принципы, Ценности Компании. |
5. | Разработка Правил и норм поведения, требований к внешнему виду. | Правила, нормы поведения, требования к внешнему виду. |
6. | Разработка Правил взаимодействия с Клиентами, с Партнерами, в коллективе. | Правила взаимодействия с Клиентами, с Партнерами, в коллективе. |
7. | Внедрение Кодекса (Конституции) в деятельность Компании (собрание коллектива, совещания в подразделениях, тренинги). | Понимание, принятие и соблюдение каждым сотрудником Кодекса (Конституции). |
Не следует также забывать, что исполнение положений Кодекса обязательно для всех сотрудников компании независимо от статуса и занимаемого положения в организационной иерархии. Иначе в компании сформируются «двойные» стандарты, а Кодекс превратится в декларативный документ, играющий незначительную роль в жизнедеятельности компании.
Самое главное при внедрении этического кодекса — учесть основные принципы, соблюдение которых поможет сделать эти процедуры менее болезненными и более эффективными.
Во-первых, стоит разъяснить сотрудникам, что такое кодекс, для чего он вводится, и как конкретно он будет работать.
Во-вторых, организовать обратную связь на фазах создания и внедрения правил.
И, в-третьих, разработать систему исполнения кодекса и научить людей пользоваться им.
Цель всех мероприятий по внедрению корпоративного кодекса — сделать его понятным инструментом. Так как этот управленческий инструмент, хоть и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться.
Важно не просто ознакомиться с книжкой под названием «Кодекс корпоративной этики», а научиться использовать ее для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения этического кодекса в организации, значимость этих норм как для предприятия, так и для работника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании. Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание и запустить ее в живое обсуждение. Сделать это можно, например, в форме интерактивного семинара. Желательно также назначить ответственных лиц, в функциональные обязанности которых входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на них. Эту роль могут выполнять, например, специалисты управления персоналом или PR-менеджеры.
И главное. Корпоративный кодекс должен быть единым для всех: вне зависимости от должности, стажа и тому подобного. Крайне важна трансляция общих правил через менеджмент, особенно через первых лиц — именно они становятся «проводниками этики», демонстрирующими модели «правильного» поведения. Руководство должно не только говорить о важности исполнения кодекса, но и собственным примером доказывать его действие. Недаром все нормы транслируются «сверху вниз». Только открытый диалог между компанией и сотрудниками по поводу общих правил и норм взаимодействия, ценностей и целей развития может стать условием формирования сильной внутренней корпоративной культуры.
Только ясность, прозрачность и доходчивость Корпоративного кодекса может сделать его эффективным инструментом в управлении организацией. Только личный пример топ-менеджмента следования принципам корпоративной этики способен доказать каждому сотруднику, что КК — не просто надуманный документ, а неотъемлемая часть корпоративной культуры, соблюдать который — значит, быть частью команды.
Источник: hr-portal.ru
http://www.rabotairkutsk.ru/articles/view/38