Построение планов скоростей и ускорений
Лекция № 3
Планом скоростей (ускорений) называют рисунок, на котором в масштабе изображены векторы, равные по модулю и направлению скоростям (ускорениям) различных точек механизма в данный момент времени.
Планы скоростей и ускорений строятся по векторным уравнениям, которые составляются отдельно для каждой группы Ассура в порядке присоединения их к ведущему звену и к другим звеньям механизма.
Построение планов скоростей и ускорений рассмотрим на примере шарнирного четырехзвенника (рис.1, а).
Рис. 1. Построение планов скоростей и ускорений для шарнирного четырехзвенного механизма
Известными являются:
а) размеры звеньев , , ;
б) положение механизма;
в) закон движения ведущего звена .
Построение планов ведется в порядке построения механизма.
Для ведущего звена определяем величину скорости в точке :
. (3.1)
Вектор перпендикулярен радиусу, т.е. отрезку , и направлен в сторону, определяемую направлением .
Задаемся масштабом плана скоростей и вычисляем отрезок , изображающий в выбранном масштабе вектор ,
.
Из произвольной точки , называемой полюсом плана скоростей, откладываем в указанном направлении отрезок (рис. 1, б).
Составим векторные уравнения для группы Ассура . Точка принадлежит звеньям и , поэтому
, (3.2)
.(3.3)
В нашем случае уравнение (3.2) превращается в тождество, т.к. скорость точки равна нулю, поэтому обходимся одним уравнением (3.2).
Скорость точки известна по направлению: так как точка движется по окружности радиусом , то она перпендикулярна радиусу –, величина ее нам неизвестна. Скорость точки относительно точки также известна по направлению – . Величина ее нам неизвестна.
Решая векторное уравнение графическим способом, получим план скоростей, т.к. векторное уравнение эквивалентно двум скалярным уравнениям.
В соответствии с векторным уравнением (3.2) через конец вектора (точку ) проводим направление вектора , а через полюс – направление вектора . Пересечение этих направлений (точка ) определяет отрезки ] и , изображающие в выбранном масштабе скорости соответственно и . Величины этих скоростей равны:
;
.
Пользуясь построенным планом скоростей, можно определить угловые скорости звеньев и :
;
.
Для определения направления переносим вектор в точку механизма и рассматриваем движение этой точки относительно точки по направлению скорости . Из рисунка видно, что направлена против часовой стрелки.
Аналогично определяем направление угловой скорости . Перенеся вектор в точку, видно, что направлена по часовой стрелке.
Построим план ускорений. Ускорение точки состоит только из нормального ускорения, т.к. звено движется равномерно и оно равно
= = (3.4)
Вектор направлен по радиусу к центру – от точки к точке .
Задаемся масштабом плана ускорений и вычисляем длину отрезка , изображающего вектор в этом масштабе.
.
Из произвольной точки , называемой полюсом плана ускорений, в направлении вектора откладываем отрезок (рис.,).
Переходим к группе Ассура .
Векторные уравнения для точки группы имеют вид:
= + , (3.5)
= + . (3.6)
Так как точка неподвижна, то ее ускорение равно нулю и уравнение (3.6) превращается в тождество. Поэтому можно ограничиться только уравнением (3.5).
Ускорения и слагаются из нормальных и касательных составляющих:
= + , (3.7)
= + (3.8)
Подставляя значения и в уравнение (3.5), получим
+ = + + (3.9)
В уравнении (3.9) три вектора известны полностью – и по величине и по направлению, а два – только по направлению:
ускорение по величине равно
= ¤ , (3.10)
вектор направлен вдоль звена от точки к точке – оси вращения звена;
вектор направлен перпендикулярно звену ;
ускорение известно полностью;
ускорение по величине равно
= / ,(3.11)
направлен вектор вдоль звена АВ от точки к точке ;
вектор направлен перпендикулярно звену .
Построим план ускорений. Согласно правой части уравнения (3.9), из конца вектора , (отрезка ) откладываем в масштабе в указанном выше направлении вектор , представляемый отрезком , который вычисляется по формуле
= / .
Из конца вектора (точки ) проводим направление вектора ().
Согласно левой части уравнения (3.9) из полюса плана ускорений откладываем в указанном ранее направлении вектор , изображаемый отрезком , который вычисляется по формуле
= / mа .
Из конца вектора (точки) проводим направление вектора (^ ). Пересечение направлений и (точка ) дает решение векторного уравнения: отрезок изображает вектор , а отрезок - вектор . Величины этих ускорений равны:
= ×mа; = × mа.
Складывая векторы и , т.е. соединяя точку с точкой , получим отрезок , который изображает вектор полного ускорения точки - .
Складывая векторы и , т.е. соединяя точки и , получим отрезок, который изображает вектор ускорения точки - .
Величины этих ускорений равны:
= × mа; = × mа.
Определяем угловые ускорения звеньев и :
e2 = / ; e3 = / .(3.12)
Для определения направления этих ускорений переносим векторы и в точку механизма. Рассматривая движение точки относительно точки в направлении ускорения , устанавливаем, что e2 направлено против часовой стрелки. Рассматривая движение точки относительно точки в направлении , устанавливаем, что e3 также направлено против часовой стрелки.
Векторы абсолютных скоростей и ускорений точек всегда направлены от полюса к данным точкам.
Векторы относительных скоростей и ускорений каких – либо точек всегда соединяют концы векторов соответствующих абсолютных скоростей и ускорений и также направлены к данной точке.