Романтизм как литературное направление в Европе конца XVIII -начала XIX в. История термина.
РАЗДЕЛ 4. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ
РАЗДЕЛ 3. РОМАНТИЗМ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ.
РАЗДЕЛ 2. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Вопросы к экзамену
1. Фольклор. Паремии, песни и былины (с примерами).
2. Сказка. Особенности жанра и жанровые разновидности. Структура волшебной сказки. Сказка и миф.
3. Древнерусское житие – по выбору.
4. Повесть временных лет (примеры погодной записи, летописного сказания и летописной повести).
5. Красноречие Древней Руси (1 текст – по выбору). «Слово о полку Игореве».
6. Оды Ломоносова в их многожанровости.
7. А.П. Сумароков-драматург. «Дмитрий самозванец» как образец классицистической трагедии.
8. Ирои-комическая поэма. «Елисей, или раздраженный Вакх» В.И. Майкова, «Душенька» Богдановича - по выбору.
9. Оды Г.Р. Державина.
10. Просветительский реализм. Фонвизин «Недоросль».
11. Сентиментализм. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».
12. И.А. Крылов. Характеристика жанра басни. Басни – по выбору.
13. Герой и поэт Денис Давыдов. Творчество.
14. Особенности метода В.А. Жуковского. Элегии и баллады В.А. Жуковского – по выбору.
15. Лирика А.С. Пушкина. Периоды и их характеристика. «Руслан и Людмила» - новое слово в русской литературе.
16. «Южные поэмы» А.С. Пушкина. Особенности пушкинского романтизма.
17. Жанр трагедии в творчестве Пушкина.
18. Проза Пушкина. «Повести Белкина». «Капитанская дочка». «Пиковая дама».
19. Роман в стихах «Евгений Онегин». Особенности жанра.
20. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри».
21. Лирика Лермонтова.
22. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
23. Первые циклы Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».
24. Тема Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.
25. Особенности комедии «Ревизор».
26. «Мертвые души»: законы построения произведения.
27. Творчество И.С. Тургенева. Повести. «Записки охотника».
28. Типология тургеневского романа. Роман «Рудин».
29. Типология тургеневских героев. Сильная и средняя личность в романе «Отцы и дети».
30. Драматургия А.Н. Островского. Общая характеристика. Ранние пьесы. «Гроза»: типажи и символика. Пьеса А.Н. Островского «Лес» в контексте позднего творчества писателя. (Или, по желанию, – драматургия А.В. Сухово-Кобылина).
31. Лирика середины XIX века. Направления. Творчество Н.А. Некрасова.
32. Лирика середины XIX века. Направления. Лирика А. Фета.
33. Лирика середины XIX века. Направления. Ф. Тютчев. Понятие «философской лирики».
34. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, общая характеристика. «Господа Головлевы»: структура романа. Необычность «Сказок».
35. Раннее творчество Достоевского. Типология романа. Преступление и наказание»: эволюция идеи Раскольникова в романе.
36. «Братья Карамазовы» как итог «великого пятикнижия» Достоевского.
37. Жанровые особенности романов Л. Толстого. «Война и мир» и «Воскресение». Общая характеристика. Анализ одного из романов – по выбору.
38. Роман «Анна Каренина». Общая характеристика. Смысл эпиграфа.
39. Проза А.П. Чехова. Поэтика. Периоды. Анализ произведений – по выбору.
40. Чехов-драматург. Эволюция. Анализ – по выбору.
41. Начало XX века. Символизм. Характеристика. Два течения в русском символизме.
42. Начало XX века. Акмеизм. Характеристика, основные понятия.
43. Футуризм. Особенности. Два течения в футуризме.
44. Пролетарская культура. Соцреализм. Понятия. Основные темы и произведения.
45. ОБЭРИУ как литературный эксперимент.
46. «Мастер и Маргарита». Художественные и структурные особенности.
47. Влияние эпохи оттепели на литературу. «Деревенская проза» и «лейтенантская проза».
48. Постмодернизм как художественное направление. Анализ одного произведения.
Романтизм как литературное направление в Европе конца XVIII -начала XIX в. История термина. Философские, исторические и эстетические основы романтизма.
Выдвижение категории «живописного» как источника поэзии. «Записках о живописном» (1787) Гильпина, «Опыт о живописном по сравнению с прекрасным» (1794) Прайса. Идея возвышенного в трактате Эдмунда Берка «О возвышенном и прекрасном».
Роль готического средневековья как неисчерпаемого источника поэзии. Пробуждение интереса к народному творчеству. Поэмы Оссиана как провозвестники романтического миросознания. Туманный и призрачный мир героческих преданий Севера – вместо упорядоченной и гармонизированной классицистами античной мифологии. Готический роман.
Романтизм в живописи и музыке.
Иенская школа романтиков. Литературный быт йенских романтиков. Основные эстетические категории раннего немецкого романтизма в “Фрагментах” Ф.Шлегеля и Новалиса (понятие романтической иронии, эстетической жизни, новой мифологии, теория жанров Ф.Шлегеля). “Экспериментальный роман” Ф.Шлегеля (“Люцинда”), Л.Тика (“Странствование Франца Штернбальда”) , Новалиса (“Генрих фон Офтердинген).
Гейдельбергская школа романтиков, ее эстетические и философские основы (философия истории, проблема соборности, категория народного духа). Собирательская деятельность А. фон Арнима, Клеменса Брентано («Волшебный рог мальчика») и братьев Гримм («Детские и домашние сказки»).
Особенности позднего этапа немецкого романтизма. Расцвет лирики (поэзия Уланда, Эйхендорфа и Гейне). Двоемирие поздних романтиков (манихейская картина мира). Творческий путь Э.Т.А.Гофмана, особенности его поэтики: гротеск, антитетичность, тема двойничества, тема кукол и автоматов.
Тема художника и музыканта в творчестве ранних и поздних немецких романтиков. Развитие жанра “Künstlerroman” (“Житейские воззрения кота Мура” Гофмана и “Сердечные излияния отшельника, любителя изящного” Вакенродера).
Особенности и этапы английского романтизма. Влияния готического романа, поэзии Оссиана в становлении романтизма. Озерная школа.
Новый поэтический язык “лейкистов” (“Лирические баллады” Вордсворта и Кольриджа), поэтическое “просторечие” Вордсворта. Баллады Соути в переводе В.Жуковского.
Исторический роман В.Скотта на фоне антикварных романов XVIII в. и его воздействие на европейскую историографию (Мишле, Гизо, Нибур).
Байрон и явление байронизма в английской и европейской культуре 20-30-х годов XIX в. “Поэтический темперамент” Байрона (трактовка Гете - II часть “Фауста”). Поэтика восточных поэм Байрона (“Корсар”, “Гяур”, “Лара”), их воздействие на русскую литературу.
Жанр путешествия в европейской литературе романтизма ("Дон-Жуан", "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона). «Паломничество Чайльд Гарольда» как род путевого дневника и псевдоавтобиографии.
Творчество Шелли и Китса. Романтическое мифотворчество. Трагедия индивидуализма и нарциссизма (“Эластор, или Дух одиночества”, “К жаворонку”; элегия на смерть Китса “Адонаис”; “Эпипсихидион” как вид идеализированной автобиографии; поэмы Китса “Эндимион”, “Гиперион”). Красота как смысл существования, тема прекрасной дамы (La belle dame sans merci, “Ламия”, “Ода к соловью”, “Ода к греческой урне”).
Американский романтизм: Эдгар По и Вашингтон Ирвинг.
Национальные особенности французского романтизма. Раннее романтическое движение во Франции. Г-жа де Сталь и Шатобриан. Романтическая реконструкция христианства в «Рене» и «Гении христианства».
Кружки и манифесты французских романтиков. Малый и большой сенакль В.Гюго и Ш.Нодье. Литературный салон г-жи де Рекамье. "Предисловие к "Кромвелю" В.Гюго и требование “тотального” театра: революция в драматургии.
Поэзия французского романтизма: Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго, Ж. Нерваль.
Историческая проза французских романтиков (“Сен-Мар” А.де Виньи, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, “Жакерия” Мериме).
Роман о современном герое во французской литературе первой половины XIX в. (“Оберман” Сенанкура, “Адольф” Б.Констана, “Исповедь сына века” А.де Мюссе)
Контрольные вопросы