ЗАЩИТЫ ПАРОВЫХ ТУРБИН
Органы защиты турбины предназначены для предохранения агрегата от ненормальных режимов, способных вызвать -повреждение оборудования.
Важнейшей защитой является защита, предохраняющая турбину от повреждений, вызванных чрезмерным повышением частоты вращения ротора.
В современных турбинах напряжения от центробежных сил в лопатках и дисках очень велики, и в некоторых деталях при нормальной частоте вращения запас прочности по отношению к пределу текучести составляет лишь 1,6—1,8. Поскольку напряжения от центробежных сил при увеличении частоты вращения возрастают пропорционально ее квадрату, чрезмерное увеличение частоты вращения ротора может вызвать разрушение лопаток и дисков от центробежных сил. Эта авария относится к разряду наиболее тяжелых, вследствие чего защита от опасной частоты вращения должна быть особенно надежной.
В систему защиты от недопустимого повышения частоты вращения входят: автомат безопасности, золотники или клапаны автомата безопасности, стопорные и регулирующие клапаны ЧВД, стопорные и регулирующие клапаны ЧСД и сбросные клапаны для турбин с пром -перегревом, органы парораспределения на регулируемых отборах (регулирующие клапаны и поворотные диафрагмы) для турбин с регулируемыми отборами, обратные клапаны на трубопроводах регулируемых и нерегулируемых отборов пара, гидравлические и рычажные связи между автоматом безопасности и исполнительными органами.
В турбинах отечественного производства в качестве предохранительных выключателей применяются автоматы безопасности пальцевого и кольцевого типа.
На рис. 4-16 представлен автомат безопасности кольцевого типа. При увеличении частоты вращения сверх предельной кольцо под действием центробежных сил смещается на определенную величину, вызывая расцепление рычагов системы защиты или перемещение золотников или клапанов автомата безопасности и в конечном итоге быстрое закрытие стопорных клапанов. Одновременно с закрытием закрываются регулирующие клапаны, поворотные диафрагмы или перепускные клапаны турбин с регулируемым отбором пара, обратные клапаны на регулируемых и нерегулируемых отборах. В установках с промперегревом должны закрыться стопорные и регулирующие клапаны ЧСД и открыться сбросные клапаны на горячих нитках промперегрева. Изменяя натяжение пружины, можно настроить автомат безопасности на срабатывание при различных частотах вращения.
Согласно ПТЭ автомат безопасности должен 'быть отрегулирован на срабатывание при повышении частоты вращения ротора турбины на 10—12% сверх номинальной или до величины, указанной заводом-изготовителем.
В турбинах большой мощности для повышения надежности применяются два бойка автомата безопасности, действующих независимо друг от друга. Кроме того, на некоторых агрегатах действие центробежных выключателей дублируется дополнительной защитой от регулятора скорости.
В системах защиты имеется также устройство для ручного отключения турбины по месту и со щита, а также электромагнитное устройство (одно или два) для ввода команд л а отключение турбины от различных электрических датчиков защиты.
Необходимым условием надежной работы системы защиты турбины от разгона является систематическая проверка работы ее элементов. Сроки проверки системы защиты определяются ПТЭ.
Проверка производится на остановленной турбине, на холостом ходу и при работе турбины под нагрузкой.
Проверка на остановленной турбине производится с целью определения быстродействия защиты, а также надежности закрытия стопорных и регулирующих клапанов путем визуального наблюдения или с помощью электросекундомеров. При пуске турбины после монтажа, после реконструкции защиты или в случае ухудшения ее действия проверка производится с осцилло-графированием перемещения всех основных органов защиты и давления жидкости в линиях регулирования и защиты. При этом время запаздывания закрытия и время закрытия стопорных, регулирующих и обратных «л а панов не должно превышать величин, указанных заводом-изготовителем.
Испытания защиты на холостом ходу турбины производятся отключением турбины кнопкой или рычагом ручного отключения (дважды), поочередным р а осаживанием бойков (колец) автомата безопасности путем подачи рабочей жидкости (по 2 раза), поочередной проверкой срабатывания бойков (колец) при повышении частоты вращения, причем в случае проверки защиты повышением частоты вращения предварительное расхаживание автомата безопасности маслом не производится. Испытания проводятся «при полностью открытых стопорных клапанах ЧВД и ЧСД, открытых байпасах ГПЗ, закрытых ГПЗ (на турбинах, байпасы ГПЗ которых не обеспечивают необходимый расход пара на холостом ходу, ГПЗ полностью открываются, а их байпасы закрываются). Перед испытаниями проверяется готовность к пуску пускового маслонасоса и насоса смазки и производится расстановка дежурного персонала: у кнопки (рычага) ручного отключения турбины, у привода механизма возвращения защиты в рабочее положение, у ключа пуска пускового маслонасоса. В опытах с повышением частоты вращения — дополнительно у механизма повышения частоты вращения и для замера частоты вращения. Замер частоты вращения производится тахометром с ценой деления не более 20 об/мин или лабораторным электрическим частотомером.
В последнем случае на генератор подается возбуждение.
Если автомат безопасности при нужной частоте вращения не срабатывает, то турбину необходимо остановить и произвести настройку автомата изменением натяжения удерживающей пружины. Все данные о результатах испытания заносятся в специальный журнал проверки автомата безопасности.
Перед опробованием автомата безопасности блочных турбин защита по закрытию стопорных клапанов должна быть отключена во избежание срабатывания защиты блока.
Испытание защиты от разгона турбины (повышением частоты вращения является наиболее надежным методом проверки как самого автомата безопасности, так и остальных узлов защиты в условиях, предельно приближающихся к натурным. Однако для -крупных агрегатов этот метод заключает в себе ряд отрицательных моментов. Прежде всего такое испытание связано с выводом из параллельной работы крупного агрегата, что может создать определенные трудности -з энергосистеме. Кроме того, увеличение центробежных сил в тяжело нагруженных элементах турбоагрегата даже при периодических испытаниях крайне нежелательно.
Отметим, что разгрузка мощной блочной турбины до холостого хода и ее 'последующее нагружение требуют времени и определенных потерь тепла. Эти операции также связаны с изменением термического состояния агрегата. В связи с этим проверка защиты повышением частоты вращения производится согласно ПТЭ только после разборки автомата безопасности, перед испытанием на сброс нагрузки и после длительного простоя (более 1 мес.) турбины. После же разборки системы регулирования и не реже чем через каждые 4 мес. допускается проверка защиты без увеличения частоты вращения. При этом расхаживание бойков (колец) автомата безопасности подачей рабочей жидкости под боек (либо на заполнение полости в кольце для увеличения центробежной силы) при работе турбины под нагрузкой может производиться только на турбинах, где имеется возможность поочередно отключать боек (кольцо) или его золотник от системы защиты, и в том случае, если восстанавливающая частота вращения бойков выше номинальной частоты вращения.
Перед расхаживанием дополнительно к перечисленной расстановке персонала ставится дежурный у механизма управления турбиной. Это необходимо для быстрого восстановления режима 1во избежание разогрева -проточной части турбины в случае, если произойдет закрытие стопорных и регулирующих клапанов.
Как было указано .выше, этот метод позволяет проводить опробование только бойков автоматов безопасности и не может заменить комплексного испытания всей системы защиты, проводимого путем повышения частоты вращения.
Для обеспечения безотказной работы системы защиты турбины от недопустимого повышения частоты вращения необходимо постоянно поддерживать все узлы этой защиты в работоспособном состоянии. Для этого следует систематически производить не только расхаживаняе бойков (колец) автомата безопасности, но и расхаживание клапанов автоматического затвора (а на некоторых турбинах по указанию завода-изготовителя и регулирующих клапанов). А также проверку посадки обратных клапанов нерегулируемых отборов пара, проверку плотности стопорных и регулирующих клапанов ЧВД и ЧСД, парораспределительных органов, обратных и предохранительных клапанов регулируемых отборов. Расхаживание клапанов перемещением шпинделя на часть хода должно производиться ежедневно. На турбинах с двумя и более параллельными потоками свежего пара и
пара промперегрева и, соответственно двумя и более стопорными и регулирующими клапанами ЧВД и ЧСД производится поочередное расхаживание стопорных и регулирующих клапанов .на полный ход ,1 раз в 2 недели или в сроки, указанные заводами-изготовителями. Проверку посадки обратных клапанов всех отборов необходимо производить 1 раз в месяц. Проверка плотности стопорных и регулирующих клапанов ЧВД и ЧСД производится перед остановом в капитальный ремонт и при пуске после капитального ремонта, но не реже 1 раза в год.
Для оценки плотности стопорных и регулирующих клапанов после монтажа или реконструкции турбины снимается эталонная кривая выбега с номинальной частоты вращения холостого хода при закрытых запорной арматуре и обратных клапанах на паропроводах регулируемых отборов и закрытых ГПЗ, байпасе ГПЗ и стопорных клапанах. В процессе выбега частота замеряется по ручному тахометру.
Плотность стопорных и регулирующих клапанов проверяется раздельно, за исключением тех типов турбин, системы регулирования и защиты которых не допускают независимое закрытие этих клапанов. При проверке плотности клапанов давление свежего пара поддерживается номинальным, а остальные параметры по турбине устанавливаются на уровне, имевшем место при снятии эталонной кривой выбега.
Проверка плотности заключается в определении кривой выбега с номинальной частоты вращения до 50% номинальной частоты при закрытии только стопорных клапанов ЧВД и ЧСД и открытых регулирующих или наоборот. При этом плотность клапанов считается удовлетворительной в том случае, если время выбега до 50% поминальной частоты «е больше, чем на 15—20% времени, зафиксированного при снятии эталонной кривой выбега. Плотность двухседельных клапанов считается удовлетворительной в том случае, если при их полном закрытии частота вращения турбины снижается до 50% номинальной.
Совместная плотность стопорных и регулирующих клапанов проверяется при тех же условиях, что и раздельная, и считается удовлетворительной, если обеспечивает полный останов ротора турбины. Если установившаяся частота вращения превышает 50% ее номинального значения, эксплуатация турбины не допускается.
Проверка плотности парораспределительных органов ЧСД и ЧНД турбины с регулируемыми отборами пара производится в те же сроки, что и проверка стопорных и регулирующих клапанов. Проверка органов ЧСД и ЧНД выполняется последовательно на холостом ходу при номинальной частоте вращения и номинальных параметрах свежего и отработавшего пара. Предварительно проверяются предохранительные клапаны отборов. При этом плотность парораспределительных органов отборов считается достаточной, если в камере соответствующего регулируемого отбора яри. закрытии парораспределительного органа с -помощью маховика регулятора давления или рукоятки его переключателя создается номинальное или указанное в формуляре завода-изготовителя давление. Если во время опыта давление в камере отбора возрастет до уровня настройки предохранительного клапана и последний не сработает, опыт необходимо прекратить, а клапан проверить и устранить причину отказа.
Не менее важным обстоятельством, обеспечивающим надежность и безопасность турбины при сбросе нагрузки, является плотность обратных клапанов на трубопроводах регулируемых отборов. При недостаточной плотности обратных клапанов или их зависании во время сброса может произойти недопустимое повышение частоты вращения турбины из-за попадания в нее пара из отборов. Проверка плотности производится на холостом ходу при номинальной частоте вращения и возбужденном генераторе. Параметры свежего и отработавшего пара поддерживаются номинальными; регуляторы давления пара в отборах отключены, а парораспределительные органы ЧСД и ЧНД полностью открыты. Для проверки плотности в трубопровод регулируемого отбора подается пар от постороннего источника с давлением, не превышающим максимально допускаемого в отборе. При этом, если частота вращения ротора не увеличивается, клапан считается плотным. Плотность обратных клапанов регулируемых отборов проверяется последовательно.
Вторым по своему значению элементом защиты является реле осевого сдвига. Это устройство предохраняет турбину от аварии .вследствие недопустимого осевого сдвига ротора, причиной которого может быть выплавление или чрезмерный износ баббитовой заливки колодок упорного подшипника.
При недопустимом смещении ротора в осевом направлении реле вызывает закрытие стопорных и регулирующих клапанов турбины. В практике турбостроения нашли применение реле золотникового, струйного типа, однако наибольшее распространение получило реле осевого сдвига индукционного типа (см.рис.), отличающееся большой надежностью работы.
Принцип действия указанного прибора основан на индуктивном методе измерения малых перемещений. Реле снабжено указывающим прибором, позволяющим во время работы турбины следить за осевым перемещением вращающегося ротора в пределах его разбега между колодками упорного подшипника, а также за износом колодок.
Проверка реле осевого сдвига должна производиться после каждого ремонта турбины или смены колодок упорного подшипника. Правильность показаний указывающего прибора проверяется щупом. Работу защиты можно проверить сдвигом электромагнита в осевом направлении (фиктивное смещение). Такую проверку необходимо производить перед каждым пуском турбины. При длительной безостановочной работе агрегата проверку работы реле осевого сдвига необходимо производить I раз в 3 мес. с выводом импульса на сигнал.
44. Испытание защит паровой турбины. Проверка плотности парозапорных и парораспределительныхорганов
Органы защиты паровой турбины предназначены для предохранения агрегата от режимов, способных вызвать повреждение оборудования. Важнейшей защитой является защита, предохраняющая турбину от повреждений, вызванных чрезмерным повышением частоты вращения ротора. Система зашиты турбины от разгона включает в себя: автомат безопасности, золотники или клапаны автомата безопасности; стопорные и регулирующие клапаны ЧВД; стопорные и регулирующие клапаны ЧСД и сбросные клапаны для турбин с промежуточным перегревателем; органы парораспределения ЧСД и ЧНД (регулирующие клапаны или поворотные диафрагмы) для турбин с регулируемыми отборами пара; обратные клапаны на трубопроводах регулируемых и нерегулируемых отборов пара; гидравлические и рычажные связи между автоматом безопасности и исполнительными органами.
Согласно ПТЭ автомат безопасности должен быть отрегулирован на срабатывание при повышении частоты вращения ротора турбины на 10—12 % выше номинальной или до значения, указанного заводом-изготовителем .
На современных турбинах для повышения надежности применяются два бойка автомата безопасности, действующих независимо друг от друга. Кроме того, на некоторых агрегатах действие автоматов безопасности дублируется дополнительной защитой от регулятора скорости.
Необходимым условием надежной работы системы защиты турбины от разгона является систематическая проверка работы ее элементов. Сроки проверки системы защиты определяются ПТЭ.
Испытание защиты от разгона турбины путем повышения частоты вращения является весьма ответственной операцией и должно проводиться в присутствии начальника котлотурбинного цеха или его заместителя по турбинному отделению.
Перед повышением частоты вращения до срабатывания автомата безопасности необходимо на холостом ходу дважды отключить турбину рычагом (кнопкой) ручного отключения или дистанционно. Убедившись в том, что после этих операций частота вращения снижается, приступают к испытанию автомата безопасности. Для этого с помощью разгонного золотника плавно повышают частоту вращения до срабатывания защиты. Частота измеряется тахометром с ценой деления не более 20 об/мин или лабораторным электрическим частотомером. Испытания проводятся дважды. Значения частоты вращения, при которых срабатывает автомат безопасности, не должны различаться в обоих испытаниях более чем на 10— 20 об/мин, что будет свидетельствовать о правильной работе системы защиты. Результаты испытания фиксируются в специальном журнале проверки автомата безопасности. Если автомат безопасности при нужной частоте вращения не срабатывает, то турбину необходимо остановить и изменить натяжение удерживающей пружины автомата.
Испытание защиты от разгона турбины путем повышения частоты вращении является наиболее надежным методом проверки как самого автомата безопасности, так и остальных узлов защиты. Однако для крупных агрегатов этот метод испытания не всегда целесообразен. Прежде всего, такое испытание связано с выводом из параллельной работы крупного агрегата, что может создать определенные трудности в энергосистеме. Кроме того, увеличение центробежных сил в тяжело нагруженных элементах турбины даже при периодических испытаниях крайне нежелательно.
В связи с этим проверка такой системы защиты проводится согласно ПТЭ только после разборки автомата безопасности, перед испытанием на сброс нагрузки и после длительного простоя турбины (более одного месяца). После же разборки системы регулирования и не реже чем через каждые 4 мес. допускается проверка защиты без увеличения частоты вращения. Это испытание может проводиться только на турбинах, где имеется возможность поочередно отключать боек (кольцо) или его золотник от системы защиты.
Для обеспечения безотказной работы системы защиты турбины от недопустимого повышения частоты вращения необходимо постоянно поддерживать все узлы этой защиты в работоспособном состоянии. Для этого следует систематически проводить не только расхаживание бойков (колец) автомата безопасности, но и расхаживание стопорных клапанов (а на некоторых турбинах по указанию завода-изготовителя и регулирующих клапанов), проверку посадки обратных клапанов нерегулируемых отборов пара, проверку плотности стопорных и регулирующих клапанов ЧВД и ЧСД, парораспределительных органов, обратных и предохранительных клапанов регулируемых отборов. Стопорные и регулирующие клапаны свежего пара и пара после промежуточного перегрева должны расхаживаться: на полный ход перед пуском турбины, на часть хода — ежедневно во время работы турбины. На турбинах с двумя и более параллельными потоками свежего пара и пара промежуточного перегрева и соответственно двумя и более стопорными и регулирующими клапанами ЧВД и ЧСД производится поочередное расхаживание стопорных и регулирующих клапанов на полный ход 1 раз в две недели или в сроки, указанные заводами-изготовителями. Стопорные и регулирующие клапаны свежего пара и пара после промперегрева должны быть плотными, т. е. при их закрытом состоянии и номинальных параметрах свежего пара и противодавления (вакуума) ротор турбины не должен вращаться.
При полном закрытии только стопорных или только регулирующих клапанов установившаяся частота вращения ротора турбины за счет протечек пара при тех же параметрах пара не должна превышать значения, определенного заводом-изготовителем. Если это значение не указано в инструкции по эксплуатации, то предельная частота вращения ротора при этих условиях не должна превышать 50 % ее номинального значения.
Проверка плотности клапанов должна проводиться перед остановом турбины в капитальный ремонт, при пуске после монтажа, после капитального ремонта и перед испытанием автомата безопасности повышением частоты вращения, но не реже чем 1 раз в год. Проверка плотности обратных клапанов регулируемых отборов и срабатывания предохранительных клапанов этих отборов должна выполняться не реже чем 1 раз в год и перед испытанием турбины на сброс нагрузки. Посадка обратных клапанов всех отборов должна проверяться перед каждым пуском и остановом турбины, а при нормальной работе — 1 раз в месяц.
Второй по своему значению защитой является защита, предохраняющая турбину от осевого сдвига ротора, причиной которого может быть выплавление или чрезмерный износ баббитовой заливки колодок упорного подшипника.
Основной элемент этой защиты—реле осевого сдвига, проверяется после каждого ремонта турбины или смены колодок упорного подшипника. Правильность показаний указывающего прибора проверяется щупом, Работу защиты можно проверить сдвигом электромагнита в осевом направлении (фиктивное смещение). Такую проверку можно проводить на остановленной турбине. При длительной безостановочной работе агрегата проверку работы реле осевого сдвига необходимо проводить 1 раз в 3 мес. с выводом импульса на сигнальное устройство.
Помимо вышеуказанных защит все крупные турбины имеют защиты: от падения вакуума в конденсаторе, от падения давления масла на смазку, от повышения уровня воды в ПВД и ряд других. Сроки и способы проверки этих защит указываются в инструкциях по эксплуатации оборудования.
4.5. Эксплуатация масляной системы
Элементы системы маслоснабжения. Надежность системы обеспечивается тщательным уходом за оборудованием и внимательным наблюдением за параметрами её работы. В инструкциях по эксплуатации обязательно указываются давление в системе регулирования, смазки и на всасе маслонасосов.
МАСЛОБАК должен правильно функционировать, чтобы нормально работала турбина. К таким функциям относятся:
Маркировка турбинных масел; их свойства и восстановление
В системе смазки и регулирования турбины используются турбинные масла следующих марок(ОСТ108.004.0281)-турбинноеТ-22. турбинное Тп-22, турбинное Тп-22СУ
В настоящее время применяется буквенно-цифровая маркировка масел: буква Т обозначает, что масло относится к группе турбинных масел, индекс «п» указывает на наличие стабилизирующих присадок, буква «С» означает, что масло изготовлено из сернистых нефтей, цифра представляет собой кинематическую вязкость масла, в Ст, при температуре 50 °С.
Физико-химические свойства турбинного масла приведены в табл. 2.1.
Старение масла. Условия работы масла в масляной системе турбоагрегата осложняются действием целого ряда неблагоприятных факторов, таких как воздействие высокой температуры, распыление масла вращающимися деталями, воздействие воды и конденсирующегося пара,
контакт с металлическими поверхностями. Все эти постоянно действующие неблагоприятные условия вызывают старение масла, т. е. изменение физико-химических свойств турбинного масла в сторону ухудшения его эксплуатационных качеств.
Признаками старения масла являются: увеличение вязкости масла и кислотного числа; понижение температуры вспышки; появление кислотной реакции водной вытяжки; появление шлама и механических примесей; уменьшение прозрачности.
Интенсивность старения масла зависит от качества залитого масла, уровня эксплуатации маслохозяйства и конструктивных особенностей турбоагрегата и маслосистемы.
Масло, имеющее признаки старения, согласно нормам еще считается годным к эксплуатации, если: кислотное число не превышает 0,5 мг КОН/г масла; вязкость масла не отличается от первоначальной более чем на 25°;«; температура вспышки понизилась не более чем на 10°С от первоначальной; реакция водной вытяжки — нейтральная; масло прозрачно и не содержит воды и шлама.
При отклонении от норм одной из перечисленных характеристик масло в кратчайший срок подлежит замене или регенерации.
СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МАСЛА
Регенерация — восстановление первоначальных физико-химических свойств бывших в эксплуатации масел.
Выбор способа регенерации определяется характером старения масла, глубиной изменения его эксплуатационных качеств, а также требованиями, предъявляемыми к качеству регенерации масла. При этом наибольшее предпочтение отдается способам регенерации на работающем оборудовании, не связанным со сливом масла из маслобака.
Рассмотрим подробнее основные способы очистки и регенерации турбинного масла.
Отстой. Наиболее простым и дешевым методом отделения от масла воды, шлама и механических примесей является отстой масла в специальных баках-отстойниках с коническими днищами. В этих баках с течением времени происходит расслоение сред с различной плотностью. Чистое масло, имеющее меньшую плотность, перемещается в верхнюю часть бака, а вода и механические примеси скапливаются внизу, откуда и удаляются через специальную задвижку, установленную в самой нижней точке бака.
Недостатком этого метода является значительное время отстоя турбинных масел. Такие отстойники занимают много места и увеличиваю т пожароопасность помещения.
Сепарация. Более производительным методом очистки масла от воды и примесей является сепарация масла, заключающаяся в отделении взвешенных частиц и воды от масла под действием центробежных сил, возникающих в барабане сепаратора, вращающегося с высокой частотой. На рис. 2.1 приводится схема тарельчатого сепаратора.
С помощью сепаратора очистку масла можно вести на работающей турбине. Такая необходимость обычно возникает при значительном обводнении масла. В этом случае всасывающий патрубок сепаратора присоединяется к самой нижней точке грязного отсека маслобака, а очищенное масло направляется в чистый отсек.
Фильтрация — вид обработки, при которой происходит отделение нерастворимых в масле примесей посредством, пропуска (продавливания) через пористую фильтрующую среду. В качестве фильтрующего материала применяют фильтровальную бумагу, картон, войлок, мешковину, белыинг и др. Для фильтрации турбинных масел широко используется рамочный фильтр-пресс с маслонасосом ротационного или вихревого типа,, который под давлением 0,294— 0,49 МП а (3—5 кгс./сма) пропускает масло через фильтрующий материал, зажатый между специальными рамками. Загрязненный фильтрующий материал систематически заменяется новым. Фильтрация масла с помощью фильтр-пресса обычно сочетается с очисткой его в сепараторе. Сильно обводненное масло нерационально пропускать через фильтр-пресс, поскольку картон и бумага быстро теряют механическую прочность. Целесообразно использовать схему, по которой масло пропускается сначала через сепаратор, а затем через фильтр-пресс. При этом очистку масла можно производить на работающей турбине.
Адсорбция. В основу этого метода очистки турбинных масел положено явление поглощения растворенных в масле веществ твердыми высокопористыми материалами (адсорбентами). Посредством адсорбции производится удаление из масла органических и низкомолекулярных кислот, смол и других растворенных в нем примесей.
В качестве адсорбента применяются различные материалы: силикагель (SiOj), оксид алюминия и различные отбеливающие земли, химический состав которых в основном характеризуется содержанием Si02 (бокситы, диатомиты, сланцы, отбеливающее глины).
Процесс фильтрования заключается в пропускании масла, нагретого до 60—80°С, через слой зернистого адсорбента, загруженного в специальные аппараты (адсорберы).
Адсорбер передвижного типа (рис. 4.2) представляет собой сварной цилиндр, заполняемый гранулированным адсорбентом. Крышка и дно адсорбера съёмные. В верхней части адсорбера установлен фильтр для задерживания мелких частиц адсорбента. Фильтрование масла происходит снизу вверх. Это обеспечивает наиболее полное вытеснение воздуха и уменьшает засорение фильтра. Для удобства выемки отработанного адсорбента аппарат может поворачиваться вокруг своей оси на 180°.
Адсорбент обладает свойством поглощать не только продукты старения масла, но и воду. Поэтому прежде чем подвергнуться обработке адсорбентом, масло должно быть тщательно очищено от воды и шлама. Без этого условия адсорбент быстро теряет свои поглощающие свойства и очистка масла будет некачественной. В общей схеме обработки масла адсорбция должна стоять после очистки масла в сепараторах и фильтр-прессах.
Использованный адсорбент может быть восстановлен путем продувки через него горячего воздуха с температурой около 200 °С.
Промывка конденсатом. Этот вид обработки масла применяется при увеличении кислотного числа масла и появлении в нем низкомолекулярных водорастворимых кислот.
Промываемое масло и конденсат для улучшения растворимости кислот надо подогреть до температуры 70 -800С. Количество конденсата, необходимого для промывки, составляет 50- 100% количества промываемого масла. Необходимыми условиями качественной промывки являются хорошее перемешивание масла с конденсатом и создание возможно большей поверхности их соприкосновения. Для обеспечения этих условий удобно пользоваться сепаратором, где вода и масло находятся в мелкодисперсном состоянии и хорошо перемешиваются. Кислоты переходят при этом пром из масла в воду, с которой они потом и отводятся из сепаратора. Шлам и примеси, находящиеся в масле, увлажняются, их плотность увеличивается, тем самым улучшаются условия сепарации.
Также промывку можно делать в отдельном бачке, где циркуляция воды и масла осуществляется с помощью пара или специальным насосом. Такую промывку обычно делают во время ремонта турбины.
Обработка щелочами применяется при глубокой изношенности масла, когда все предыдущие методы восстановления масла оказываются недостаточными.
Щелочь применяется для нейтрализации в маслах органических кислот, удаления эфиров и других соединений, которые при взаимодействии с щелочами образуют соли, переходящие в водный раствор и удаляемые последующей обработкой.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИСАДОК
Применение присадок является наиболее современным и аффективным методом сохранения физико-химических свойств масла в процессе длительной эксплуатации.
Присадками называются высокоактивные химические соединения, добавляемые в масло в незначительном количестве и позволяющие поддерживать основные эксплуатационные характеристики масла на требуемом уровне в течение длительного срока работы.
Главной по своему значению является антиокислительная присадка, стабилизирующая кислотное число масла. Именно по этому показателю при неблагоприятных условиях эксплуатации масло стареет быстрее всего.
Наиболее эффективным антиокислителем, получившим широкое распространение, является ДБ К (ионол). Эта присадка легко растворяется в масле без осадка, не извлекается из масла адсорбентами, не разрушается при обработке масла щелочью. Применение присадки ДБ К в 2—5 раз удлиняет срок работы хорошо очищенного масла.
Антикоррозийные присадки применяются с целью защиты металла от действия кислот, содержащихся а свежем масле, а также продуктов окисления масла. Антикоррозийный эффект сводится к образованию на металле пленки, защищающей его от коррозии. Одной из наиболее эффективных антикоррозийных присадок является присадка В-15/41, представляющая эфир алкенил-янтарной кислоты.
Д е э м у л ьг и ру ю щ и е присадки (деэмульгаторы) — вещества, применяемые для разрушения нефтяных и масляных эмульсий. Наиболее эффективным деэмульгатором является дипроксамин-157 (ДПК-157).
Применение огнестойких жидкостей в системе маслоснабжения турбин.
Вопросы пожарной безопасности современных паровых турбин.
С ростом мощности турбин и увеличением начальных параметров пара существен но увеличилась пожароопасность масляной системы турбины. Если у агрегатов сравнительно небольшой мощности, работающих на средних параметрах пара, загорания масла были довольно редким явлением, то с переходом на высокие параметры пара количество пожаров стало резко возрастать, что заставило тщательно проанализировать их причины и перейти к изысканию новых эффективных мер борьбы с загоранием масла.
Основными причинами возросшей пожароопасности современных турбин являются повышение давления масла в системах регулирования, увеличение протяженности маслопроводов, усложнение схемы регулирования и защиты, повышение температуры паропроводов, корпуса турбины и паровых клапанов, использование водорода в системе охлаждении электрогенератора.
Немаловажным обстоятельством, усиливающим пожароопасность, является повышение начальной температуры свежего пара. При попадании масла на горячие поверхности турбины происходят быстрое испарение и воспламенение масла.
Для снижения пожароопасности турбин применяются определенные конструктивные решения, такие как размещение сервомоторов и других элементов системы регулирования, находящихся под большим давлением, в стуле подшипников, организация аварийного слива масла из маслобака. Однако полностью эти мероприятия проблемы пожаробезопасности оборудования не решают. Радикальным решением этого вопроса является переход на использование негорючих и огнестойких жидкостей в системах регулирования и смазки турбин.
Свойства отечественных огнестойких жидкостей и вопросы их эксплуатации.
Разработка огнестойких жидкостей для использования в системах регулирования и смазки качалась в нашей стране в конце 50-х годов с освоения агрегатов на сверхкритические параметры. Основная задача заключалась в том, чтобы получить жидкость, по своим свойствам мало отличающуюся от нефтяного масла, но обладающую высокой температурой самовоспламенения. Это позволило бы без значительных переделок применить уже существующие схемы и элементы системы регулирования.
Исходя из этих соображений, лабораторией нефти и масла ВТИ разработан ряд модификаций огнестойкой жидкости типа «иввиоль» и ОМТИ.
Огнестойкие жидкости в основном удовлетворяют требованиям, предъявляемым к турбинным маслам (см. табл. 2.1). Важнейшая характеристика этой жидкости' — вязкость — соответствует ГОСТ на этот показатель, вследствие чего огнестойкие жидкости могут быть использованы и в системе смазки. Первые промышленные эксперименты по использованию этих жидкостей в системах смазки турбин дали положительные результаты, однако широкого распространения этот опыт не получил. Это объясняется высокой стоимостью огнестойких жидкостей и, кроме того, высокой токсичностью жидкости «иввиоль», содержащей фосфорные соединения, которые при попадании в дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт человека могут вызвать отравления нервно-паралитического характера. Эти же вещества могут проникать и через неповрежденную кожу человека. Все это заставляет считать уменьшение токсичности огнестойких жидкостей первостепенной задачей. В настоящее время ВТИ разработана огнестойкая жидкость ОМТИ, токсичность которой значительно ниже и находится на уровне токсичности нефтяного масла.
В отличие от жидкости «иввиоль» жидкость ОМТИ не обладает паралитическим действием и кумулятивными свойствами. Предельная допустимая концентрация (ПДК) аэрозоля ОМТИ (5 мг/м3) в 3 раза выше ПДК жидкости «иввиоль» и находится на уровне ПДК минерального масла. Это позволяет, не ухудшая условий труда обслуживающего персонала, широко использовать жидкость ОМТИ в системах смазки мощных паровых турбин. Однако высокая стоимость и малое количество выпускаемой нашей промышленностью данной огнестойкой жидкости не привели пока к массовому использованию этого соединения в системах смазки турбин. Поэтому до сих пор все турбины ЛМЗ мощностью 300— 1200 МВт, работающие на огнестойкой жидкости в системе регулирования, имеют разделенные контуры регулирования и смазки.
Раздел 5
.ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ТУРБИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНДЕНСАЦИОННЫХ УСТАНОВОК
В понятие эксплуатация конденсационной установки входит следующее:
1) пуск в работу конденсационной установки;
2) останов конденсационной установки;
3) контроль работы конденсационной установки.
1. Пуск и останов конденсационной установки
Пуск конденсационной установки начинается до пуска самой турбины, так как необходимо создать пусковой вакуум ещё в подготовке к пуску турбоустановки. В конденсационную установку входит следующее оборудование:
- конденсатор;- конденсатные насосы; - циркуляционные насосы;- эжекторная установка.
Всё это оборудование включается в работу в определенной последовательности и по соответствующим правилам.
1.Включается в работу циркуляционный насос. Он прокачивает техническую воду по трубной системе конденсатора.
2.Конденсатор заливается химочищенной водой до определённого уровня. Пускается конденсатный насос, который откачивает воду, залитую в конденсатор в линию рециркуляции, то есть откачивает и обратно сбрасывает в конденсатор.
3.Создание пускового вакуума обеспечивает пусковой одноступенчатый эжектор. Основной эжектор пускается по мере пуска турбины.
2.. Контроль за работой конденсационной установки.:
- контроль вакуумной плотности для поддержания вакуума
- контроль гидравлической плотности для сохранения качества конденсата;
- контроль чистоты поверхностей трубок для хорошего теплообмена и хорошей конденсации пара.
Характеристики конденсатора
Основными показателями, характеризующими работу конденсатора, являются давление отработавшего пара и температурный напор при заданных значениях паровой нагрузки, расхода и температуры охлаждающей воды на входе в конденсатор. Давление в конденсаторе определяют как разность показаний барометра (В) и вакуумметра (Н). Абсолютное давление в конденсаторе меньше атмосферного примерно в 20 раз (глубокий вакуум).
Для контроля за работой конденсационной установки в эксплуатационных условиях производится периодическое измерение следующих величин: разрежения в конденсаторе ;; барометрического давления ; температуры воды на входе в конденсатор ; температуры воды на выходе из конденсатора; температуры пара на входе в конденсатор ; температуры конденсата на выходе из конденсатора ; давления пара перед соплами пароструйного эжектора или давления рабочей воды перед соплами водо- струйного эжектора; давления воды до и после конденсатора; солесодержания конденсата; содержания кислорода в конденсате. Анализ значений измеренных величин позволяет судить о режиме работы конденсатора и об имеющихся отклонениях от нормального режима.
Общепринятым методом контроля за работой конденсационной установки является регулярное сравнение фактических эксплуатационных показателей его работы с нормативными показателями, полученными на основании испытаний однотипного оборудования при заведомо исправном и чистом состоянии всех элементов установки. Такими показателями являются давление в конденсаторе . нагрев воды в конденсаторе, температурный напор.
Воздушная плотность конденсатора
Воздух и другие неконденсирующиеся газы попадают в конденсатор двумя путями: с паром и через неплотности вакуумной системы турбоустановки. Количество неконденсирующихся газов, поступающих в конденсатор с паром, невелико и составляет несколько процентов общего количества удаляемого из конденсатора воздуха. Таким образом, основной состав газов, удаляемых из конденсатора, — это воздух, проникающий из атмосферы через неплотности элементов турбоустановки, находящихся под разрежением.
Воздух в конденсатор проникает через фланцевые соединения, штоки клапанов, штуцера водомерных стекол и другие узлы конденсатора, не обладающие достаточной герметичностью, а также через дефекты сварных соединений. Помимо герметичности собственно конденсатора плотность вакуумной системы зависит также от герметичности всех остальных элементов турбоустановки, находящихся под вакуумом: регенеративных подогревателей, корпуса турбины, концевых уплотнений, продувочных линий и т. д.
Проникновение воздуха в вакуумную систему турбоустановки ухудшает работу конденсатора, вызывая целый ряд нежелательных явлений. Прежде всего воздух, попадая в паровой объем конденсатора, существенно ухудшает коэффициент теплоотдачи от конденсирующегося пара к стенке конденсаторных трубок, уменьшая этим общий коэффициент теплопередачи в конденсаторе.
Значительные присосы воздуха могут вызвать перегрузку воздухоудаляющих устройств и ухудшение вакуума по этой причине.
Еще одной причиной тепловых потерь в турбинной установке вследствие подсоса воздуха в вакуумную часть является переохлаждение конденсата при конденсации пара из паровоздушной смеси.
При значительном проникновении воздуха в вакуумную часть турбины наблюдается переохлаждение конденсата, в особенности когда пароструйный эжектор начинает работать с перегрузкой. В этих условиях деаэрирующая способность конденсатора резко падает и конденсат сильно насыщается кислородом.
Неблагоприятное влияние воздуха на рабочие процессы в конденсаторе требует от обслуживающего персонала турбинных цехов проведения серьезных работ по поддержанию плотности вакуумной системы на высоком уровне. Полной герметизации вакуумной части турбинной установки добиться невозможно, но следует всегда стремиться к предельно возможному сокращению присосов воздуха в конденсаторы турбины. Присос воздуха в вакуумную часть турбины нормируется «Правилами технической эксплуатации электростанций и сетей». Согласно этим нормам количество воздуха, поступающего в вакуумную систему турбоагрегата, не должно превышать следующих значений:
Мощность турбины. МВт .... 25 50 100 150 200 Присос воздуха,
кг/ч........ 5 10 15 18 20
Мощность турбины, МВт .... 250 300 500 800 Присос воздуха,
кг/ч........ 25 30 40 60
Существует ряд качественных и количественных способов определения воздушной плотности вакуумной системы турбоагрегатов. Качественной характеристикой герметичности вакуумной системы может служить скорость падения вакуума при отключенном эжекторе. Этим способом следует пользоваться лишь тогда, когда нельзя по той или иной причине воспользоваться прямым измерением количества воздуха, выбрасываемого эжектором.
Более целесообразным и надежным контролем воздушной плотности является непосредственное измерение количества отсасываемого из конденсатора воздуха. Для этого современные эжекторы пароструйного типа снабжаются _всздухомерами, устанавливаемыми на выхлопном патрубке эжектора. В турбоустановках с водоструйными эжекторами такой метод определения присосов неприменим, поскольку в таком эжекторе воздух вместе с водой сбрасывается в сливной канал.
Определение мест присоса воздуха в вакуумную систему турбины
Наряду с оценкой воздушной плотности вакуумной системы турбоустановки очень важно для качественной эксплуатации иметь надежные способы определения мест присосов воздуха.
Имеются методы определения неплотностей в вакуумной системе на остановленной турбине. К ним относится гидравлическая и воздушная опрессовки системы. При гидравлической опрессовке паровое пространство конденсатора заливается вода до расточек уплотнений выхлопного патрубка. При этом все задвижки элементов н узлов, находящихся под разрежением, должны быть открыты, концевые уплотнения турбины должны быть герметизированы. Места неплотностей при этом определяются по вытекающей из иих_ воде. Для увеличения внутреннего давления при опрессовке в верхнюю часть турбины подают от компрессора воздух под давлением'0,0196—0.0294 МПа (0.2—0.3 кгс/см2). "
Воздушная опрессовка осуществляется путем подачи в цилиндры турбины воздуха под избыточным давлением. Места неплотностей определяются по отклонению пламени свечи или путем покрытия подозрительных мест мыльной пеной.
Наиболее совершенным и современным способом отыскания неплотностей в вакуумной системе турбины является использование галоидных течеискателей атмосферного и вакуумного типов. С помощью этих приборов удается обнаружить самые незначительные присосы воздуха в любых местах турбо-установки, находящихся под разрежением.
Принцип действия галоидных течеискателей основан на свойстве платины в раскаленном состоянии испускать ионы. Эмиссия ионов возрастает, когда в среде, в которой находится разогретая платина, присутствует галоидсодержащий газ (фреон, четыреххлористый углерод и др.).
Если какой-либо узел (фланец, сальники др.), имеющий неплотность, обдувать галоидосодержа- щим газом, а в месте отсоса воздуха из конденсатора поставить датчик прибора, то газ вместе с воздухом попадает в вакуумную "систему турбины и будет отсасываться из нее эжектором. Появление галоидов в отсасываемом воздухе будет отмечено прибором. Отсутствие сигнала на приборе будет указывать на воздушную плотность испытуемого элемента вакуумной системы.
В качестве пробного газа обычно применяется фреон-12. Он достаточно дешев, нетоксичен, не вступает во взаимодействие с металлами. Для обдувки фреоном мест возможных присосов используется переносной баллон со шлангом, из которого и производится обдувка, Измерительный блок галоидного течеискателя соединяется гибким шлангом с датчиком атмосферного или вакуумного типа. Датчик атмосферного типа (ГТИ-3) предназначен для использования в турбоустановках, снабженных пароструйными эжекторами. В этом случае датчик устанавливается в потоке воздуха, выходящего из парового эжектора после последней секции холодильника (рис. 3.2, а).
Значительно большие трудности для получения пробы воздуха имеются в турбоустановках с водоструйными эжекторами, поскольку отсасываемая из конденсатора паровоздушная смесь смешивается с рабочей водой эжектора и сбрасывается в отводящие каналы циркуляционной системы. В этом случае проба воздуха на наличие фреона должна забираться из всасывающей линии к водяному эжектору. Для этой цели служит датчик вакуумного типа (галоидный течеискатель типов ВАГТИ-4 и ГТИ-6).
Как видно из схемы рис. 3.2, б датчик и холодильник подсоединяются параллельно основному трубопроводу паровоздушной смеси. Прохождение некоторого количества паровоздушной смеси через параллельную ветвь осуществляется за счет работы воздушного элеватора, создающего необходимую циркуляцию паровоздушной смеси в ответвлении. Применение холодильника для конденсации пара из паровоздушной смеси повышает концентрацию галоидов в смеси, проходящей через датчик, и тем самым усиливает сигнал.
Как показал опыт, применение галоидных течеискателей для нахождения мест присосов воздуха позволяет поддерживать высокую воздушную плотность вакуумной системы турбины, что особенно важно для крупных энергетических блоков.