Скорость точки
Способы задания движения
КИНЕМАТИКА ТОЧКИ
Движение точки по отношению к избранной системе отсчета считается заданным, если известен способ, при помощи которого можно определить положение точки в любой момент времени. Существуют три способа задания движения точки: векторный, координатный и естественный.
3.1.1. Векторный способ. Положение точки М, движущейся по отношению к системе отсчета Oxyz, можно определить, задав ее радиус-вектор , проведенный из начала координат О в точку М, т.е. (рис. 3.1).
При движении точки М вектор будет с течением времени изменяться по модулю и по направлению, т.е. он будет вектор-функцией, зависящей от аргумента : . (3.1) Уравнение (3.1) определяет закон движения материальной точки в векторной форме. Непрерывная линия, которую описывает движущаяся точка относительно | Рис. 3.1. |
данной системы отсчета, называется траекторией точки. Если траекторией точки является прямая линия, движение точки называется прямолинейным, а если кривая – криволинейным.
При векторном способе задания движения траектория точки представляет собой годограф радиуса-вектора .
Введением радиуса-вектора, определяющего положение точки, мы не связываем себя с конкретной системой координат, что позволяет широко использовать задание радиуса-вектора как функции времени для получения основных кинематических характеристик движения. Для решения же конкретных задач обычно переходят от векторного способа к координатному и естественному способам задания движения.
3.1.2. Координатный способ задания движения заключается в представлении координат точки в виде известных, непрерывных, дважды дифференцируемых функций времени. Выбор конкретной системы координат определяется содержанием решаемой задачи. Предпочтительнее та система координат, использование которой наиболее целесообразно для данной задачи.
В прямоугольной декартовой системе координаты точки М (рис. 3.1) задаются как известные функции времени, т.е.
, , . (3.2)
Уравнения (3.2) движения точки представляют одновременно и уравнения траектории в параметрической форме, где роль параметра играет время . Если требуется определить уравнение траектории в координатной форме, то нужно исключить каким-либо образом из этих уравнений время .
Во многих случаях бывает предпочтительнее использовать цилиндрические или сферические координаты.
В цилиндрических координатах (рис. 3.2 а) положение точки определяется радиусом , углом (азимут) и аппликатой . Следовательно, движение будет задано, если , , и z будут известными функциями времени
, , . (3.3)
Рис. 3.2. |
В сферических координатах (рис. 3.2 б) положение точки определяется полярным радиусом , углом и углом (полюсный угол). Движение будет задано, если
, , (3.4)
– известные функции времени.
Формулы, связывающие цилиндрические и сферические координаты с декартовыми, соответственно будут
, , ;
, , .
При движении точки в плоскости иногда целесообразно использовать полярные координаты. В этом случае нужно задать в виде функций времени координаты и (рис. 3.3): , . | Рис. 3.3. |
Связь этих координат с декартовыми дается формулами
, .
3.1.3. Естественный способ. При естественном способе задания движения указываются (рис. 3.4):
· траектория точки;
· закон движения точки по траектории
; (3.5)
· начало отсчета (точка М0 на рис. 3.4);
· направление положительного отсчета дуги по траектории.
Рис. 3.4. | Если движение происходит в сторону возрастания дуги , то дифференциал дуги , если же движение происходит в сторону убывания дуги, то дифференциал дуги будет . |
Путь s, проходимый точкой, всегда будет возрастать и, следовательно, положителен, т. е.
.
Естественным способом задания движения удобно пользоваться, когда траектория точки заранее известна.
Все рассмотренные способы задания движения взаимосвязаны.
Рис. 3.5. | Пусть, например, движение задано координатным способом в виде (3.2). Очевидно, что при этом проекции радиуса-вектора (рис. 3.5) на оси координат равны координатам точки М и, следовательно, можно записать . (3.6) Модуль найдется по формуле |
, (3.7)
а направление определится направляющими косинусами
, , . (3.8)
Рис. 3.6. | От задания движения в декартовых координатах можно перейти к его заданию естественным способом. Закон движения точки по траектории в дифференциальной форме выражается через декартовы координаты в виде (рис. 3.6) |
Интегрируя это выражение в промежутке от (начало движения) до какого-либо момента времени , получим закон движения
.
Знак «плюс» или «минус» перед интегралом ставится в зависимости от выбора направления положительного отсчета дуги; если движение точки начинается в сторону выбранного положительного отсчета дуги, то следует брать знак «плюс», в противном случае – знак «минус».
Пусть в момент времени положение точки определяется радиусом-вектором , а в момент радиусом-вектором . Вектор
будем называть вектором перемещения точки за время (рис. 3.7).
Рис. 3.7. | Отношение вектора к промежутку времени М называется средней скоростью точки за промежуток времени . Скоростью в данный момент времени называется предел отношения вектора |
перемещения точки к промежутку времени, за который произошло это перемещение, когда этот промежуток времени стремится к нулю, т.е.
. (3.9)
Из этого определения видно, что скорость точки равна производной радиуса-вектора точки по времени. На рис. 3.7 показаны средняя скорость и скорость точки М. Как следует из общей теории, скорость точки – этор вектор, направленный по касательной к траектории в сторону движения точки.
3.2.1. Скорость точки при координатном способе задания движения