Свойства планов скоростей и ускорений

 

На основании анализа планов скоростей и ускорений можно сформулировать следующие свойства.

1. Полные абсолютные скорости (ускорения) точек механизма изображаются отрезками, выходящими из полюса плана скоростей (ускорений). Полные относительные скорости (ускорения) не начинаются в полюсах.

2. Точки механизма, абсолютные скорости (ускорения) которых равны нулю, изображаются в полюсе плана скоростей (ускорений).

3. Неизменяемой фигуре на плане механизма (звену) на плане скоростей (ускорений) соответствует фигура подобная и сходственно расположенная.

4. Имея планы механизма, скоростей и ускорений можно определить:

а) абсолютные скорости и ускорения любой точки механизма по модулю и направлению, соединив полюс с изображением этой точки на планах скоростей и ускорений;

б) относительные скорости и ускорения любых точек механизма по модулю и направлению, соединив изображения соответствующих точек на планах;

в) угловые скорости и ускорения любых звеньев механизма по модулю и направлению;

г) характер движения любого звена или точки механизма (замедленное или ускоренное);

д) положение касательной и нормали к траектории любой точки механизма;

е) радиус и центр кривизны траектории любой точки механизма;

ж) положение мгновенного центра скоростей (ускорений) любого звена механизма.

Рассмотрим свойства планов скоростей и ускорений по пунктам д, е, ж. Выделим звено 2механизма (рис. 1). Вектор абсолютной скорости любой точки механизма направлен по касательной к траектории точки. Через точку D звена 2 проведем линию, параллельную абсолютной скорости VD. Это и будет касательная τ – τ в данном положении механизма к траектории точки D. Проведя перпендикуляр к τ - τ через точку Dмы получим нормаль n – n к траектории точки Dмеханизма.

Определим радиус и центр кривизны траектории точки D.

Нам известны модуль и направление вектора абсолютного ускорения точки D – aD. Приложим вектор aD в точку D механизма и разложим полное ускорение точки D на нормальное и тангенциальное, спроектировав его на нормаль n - n и касательную τ - τ.

 
 


VD aD
Зная, чтоaD = = ω2·ρD , определяем ρD – радиус кривизны траектории:

 
 


n
ρD = .

 

 

n

n
τ

aD

τ D τ

aD aD

B C

ρD

n

M

Рисунок 1 – Определение радиуса кривизны траектории и положения мгновенного центра ускорений

 

 
 
n


Нормальное ускорение aDнаправлено к центру кривизны траектории. Отложив от точки D отрезок ρD определяем положения центра кривизны траектории точки в заданном положении.

Определим положение мгновенного центра ускорений звена 2 механизма. Для этого воспользуемся теоремой о подобии. Изображение мгновенного центра ускорений на плане ускорений находится в полюсе Pa. Абсолютные ускорения точек В и С механизма на плане ускорений изображены отрезками Pab и Pac. На плане механизма на отрезке ВС строим треугольник ∆BCM подобный и сходственно-расположенный треугольнику ∆bcPa на плане ускорений. Точка М – мгновенный центр ускорений звена 2.

Положение мгновенного центра скоростей любого звена механизма определяется аналогичным образом.