Занятие 16. Русский роман второй половины XVIII века: традиции, жанровые разновидности

Занятие 15. «Ябеда» В.В. Капниста: «высокая» комедия в обличении общественных язв

Занятие 14. Комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль»: конфликт, жанр, проблематика

Тексты

Д.И. Фонвизин. Бригадир http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/002.htm

Недоросль http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/003.htm

Вопросы

1. Каковы основные этапы становления Фонвизина – драматурга, поэта, прозаика?

2. В чем смысл и функции заглавий пьес «Бригадир» и «Недоросль» и каковы их жанровые особенности?

3. В чем состоит конфликт пьес и каковы этапы его разрешения? Назовите и проанализируйте кульминационные сцены.

4. Каковы приемы комического в пьесах Фонвизина и в чем их художественные функции, как, в частности, высмеивается галломания?

5. Как индивидуализируется речь действующих лиц (приведите конкретные примеры)?

6. Каков дидактический пафос пьесы «Недоросль» и как он соотнесен с героем резонером?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 134-143.

2. Т.А. Алпатова. Д.И. Фонвизин // Русские писатели. XVIII век. Биобиблиографический словарь. М., 2002. С. 194-205.

3. Н.Д. Кочеткова. Д.И. Фонвизин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10380.

Тексты

В.В. Капнист. Ода на рабство http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0030.shtml

Ябеда http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0090.shtml

Вопросы

1. Каковы традиции жанра «высокой» комедии и их проявление в комедии В.В. Капниста «Ябеда»?

2. Каковы смысл заглавия и проблематика комедии? Проведите параллели с другими произведениями В.В. Капниста («Ода на рабство»).

3. Как строится система образов? Какова роль «говорящих» имен и фамилий?

4. Как в комедии соотносятся любовная и общественная интриги?

5. Проанализируйте кульминационные сцены произведения. Как в них проявилось художественное мастерство Капниста-драматурга?

6. В чем состоят особенности разрешения конфликта в пьесе?

7. Каковы традиции пьесы В.В. Капниста в русской литературе XIX века?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 194-196.

2. К.Ю. Лаппо-Данилевский, Г.Н. Моисеева. В.В. Капнист // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=476.

3. П.Н. Берков. В.В. Капнист как явление русской культуры XVIII века // XVIII век. Сб. 4. М.;Л., 1959. С. 257–268 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6289.

4. И.З. Серман. В.В. Капнист и русская поэзия начала ХIХ века // XVIII век. Сб. 4. М.;Л., 1959. С. 289–303 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6291.

Тексты

Ф.А. Эмин. Письма Эрнеста и Доравры (фрагменты) http://az.lib.ru/e/emin_f_a/text_0020.shtml

М.Д. Чулков. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины http://az.lib.ru/c/chulkow_m_d/text_1770_progozhaya_povariha.shtml М.М. Херасков. Кадм и Гармония (фрагменты)

Вопросы

1. Каковы предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе второй половины XVIII века?

2. Каковы основные источники и жанровые доминанты первых русских романов?

3. Какими художественными средствами Ф.А. Эмину удается создать яркую картину развития любовных переживаний героев в «Письмах Эрнеста и Доравры»?

4. Как авантюрное начало трансформируется в романе М.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины»? Как строится и углубляется образ главной героини?

5. Какими художественными приемами пользуется М.М. Херасков для переосмысления античного мифа в романе «Кадм и Гармония»? Какие черты культурного стиля эпохи проявились в этом произведении?

Литература

1. Ю.И. Минералов. История русской словесности XVIII века. М., 2003. С. 119-120.

2. В.П. Степанов. Ф.А. Эмин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.

3. В.П. Степанов. М.Д. Чулков // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10377.

4. М. Феррацци. «Письма Эрнеста и Доравры» Ф. Эмина и «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо: подражание или самостоятельное произведение // XVIII век. Сб. 21, СПб., 1999. С. 162–172.http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7619.

5. М.Г. Фраанье. Об одном французском источнике романа Ф.А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» // XVIII век. Сб. 21, СПб., 1999. С. 173–176 http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7620