III Последний период
II Революционная публицистика
I Ранний период
Литературная деятельность
Началась в 70-х гг. Связана с интересом к историческим сочинениям.
1772-1773гг. – интерес к историческим сочинениям. Р.изучает Повесть Временных Лет Нестора. Внимание к истории Древней Руси сказалось и в дальнейшем тв-ве Р.(поэма «Бова»)
1773г. – интерес к просветительской философии. Р.переводит сочинение Мабли «Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков». Снабжает своими политическими примечаниями (поясняет слово «самодержавство как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние»)
В раннем периоде своего тв-ва Р. обращается и к любовной лирике. Ранние стихи («Ах, как я счастлив был») отличаются большой чувствительностью и несут в себе черты автобиографизма.
К раннему периоду относится и «Дневник одной недели» (прибл.1773). Автобиографизм, психологическое пр-е с чертами сентиментализма. Это исповедь человека, оказавшегося вдали от друзей и испытавшего отчаяние от одиночества. Эмоциональность, лиризм, много восклицаний и вопросов.
8 августа 1782г. – «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»(напечатано в собственной типографии Р.). Посвящено открытию памятника Петру Э.Фальконе. Р.видит Петра не только как великого реформатора, но и как «властного самодержавца»
1789 – «Житие Федора Васильевича Ушакова», напечатано анонимно. В нем Р. рассказывает об идейном формировании будущего революционера. Критическое отношение к идее Руссо об индивидуализме. Р. всю жизнь доказывал зависимость человека от общества.
80-е гг. – расцвет творческой деятельности Р. Раздумья о судьбах русского народа, философских, экономических (записки «О податях петербургской губернии», «О земледелии Петербургской губернии») и т.д.
80-е гг. – работа над очерком «Слово о Ломоносове», дань гению. В отличии от др. Р. воссоздает образ человека из народа, творческий гений кот-го является залогом будущего рус.народа.
1781-1783гг. – ода «Вольность». Впервые здесь теория народной рев-ции получает публ.и худ.воплощение. Подробнее см.билет 54
1789г.-«Беседа о том, что есть сын Отечества».Главное условие, истинный сын Отечества – «существо свободное» Подробнее см.билет 50
середина 80-х-конец мая 1790г. – работа над «Путешествием из Петербурга в Москву»
Основная тема – тема народа и признание его главной движущей силой истории. Подробнее см. билет 52
В ссылке в Илимске(1792-1801гг.) Р. изучает экономику края, природу Сибири, учит грамоте местных детей. Работает над философским трактатом «О человеке, о его смертности и бессмертии»(издан в 1809) Трактат написан в материалистическом духе
Создание ряда стихотворных произведений. Р.хотел, чтобы стихи были понятны демократическим читателям, выражали мировоззрение народа. Пытался искать народную, нац.основу стиха, противостоял сентиментализму.
«Памятник дактилохореическому витязю» - о заслугах Тредиаковского, Р. ставит ему в особую заслугу разработку русского гекзаметра.
1798 – незаконченная «повесть богатырскими стихами» «Бова», где сделана попытка на фольклорной основе дать полит.сатиру. Написана белым 4стопным хореем.
Особое внимание уделял историческому прошлому славянских племен(1800-1803гг. – «Песнь историческая», «Песни петые на состязаниях в честь древним славянским божествам»)
1801г. – «Осьмнадцатое столетие» Написано «древним элегическим размером»( о веке, вольности, надеждах, тирании – ну все как всегда…)
Пушкин очень высоко оценивал творчество Р., писал, что «стихи его лучше прозы» гы)
Стихи Р.невозможно пересказать, поэтому то, что нам надо:
Осьмнадцатое столетье –
http://www.litera.ru/stixiya/authors/radischev/urna-vremyan-chasy.html
Ты хочешь знать, кто я?(пять строчек, но оно почему-то есть в списке) написал его перед ссылкой, показать императрице, что ее не боится - http://www.litera.ru/stixiya/authors/radischev/ty-xochesh-znat.html
58. Журнал Новикова "Живописец
Апрель 1772– начало издания Новиковым 3го сатирического журнала «Живописец».
Повод: на сцене поставлена сатир. комедия Екатерины «О, время!», чем Н. воспользовался (все могут писать сатиру). Он ставит журнал под защиту «неизвестного автора комедии «О, время!» и заявляет, у него он научился социальной сатире (хотя это обычная «улыбательная» сатира). «Порочный человек во всяком звании равного достоин презрения» - такова программа «Живописца».
Следуя традиции «Трутня», Н. Помещает в Ж.ряд сатирических портретов. Содержат более тонкую психол.и соц.хар-ку. Авторское повествование перемежается с высказываниями персонажей, наделенных речевой хар-кой. Вносит в жанр словесного портрета социальное содержание.
Другие произведения «Живописца»
«Опыт модного словаря щегольского наречия». Жанр словаря – не новый, но Новиков, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, раскрывает психологию, обычаи, нравственный облик «благородных невежд». Нападает на распущенность нравов столичной знати.
1775г. – третье издание Живописца, куда входят избранные статьи:
- «Отрывок путешествия в *** И** Т** » Авторство спорно: то ли Радищев, то ли Новиков. Татаринова склоняется к НовиковуJ
Кратко:Повествование ведется от лица путешественника, который 3 дня останавливает ся во всяком селе и нигде не находит ничего «похвалы достойного». В отрывке мы видим деревню Разоренную. Непаханые поля, худой урожай, деревня из двух десятков полуразвалившихся хижин, крытых соломой. Никого не видно. Путешественник решает остановиться в более зажиточной избе. Он входит туда и его поражает «жужжание бесчисленных мух». Он заходит в дом и видит трех плачущих младенцев. Покормив одного, перевернув другого и спеленав третьего, автор ужасается и сравнивает детей с бедными крестьянами, которые просто хотят жить, а им даже этого не дают. Крестьяне работали в поле. Суть в том, что их барин считает, что вначале они должны убрать барское поле, пока погода хорошая, а уже потом свое, поэтому они мрут с голоду. Автор видит, что в бедствиях крестьян виноваты жестокие помещики. Тяжесть впечатления усиливается от встречи с крестьянскими ребятишками. Они при виде коляски и «барина в красном кафтане» испугались и разбежались, потому что их «жестокосердечный тиран» ходит в красном кафтане.
В очерке «Английская прогулка» Н.помещает разговор с благонастроенным читателем, обещая показать ему «жителей Благополучной деревни». Но это лишь тактический ход, чтобы Екатерина не злилась.
- Переписка между частными лицами. «Письма к Фалалею»,5 очерков. Н.стремится к условной документальности
Кратко*пересказ МашиП, немного добавленный: картина жизни провинциального помещика, его диких нравов, быта. Есть сходство с будущими Простаковыми и Скотиниными. Фалалей – сын уездного дворянина, находится на службе в Петербурге. Его родственники (отец, мать, дядя) пишут ему письма, которые Фалалей «отдает» издателю «Живописца». Отец Трифон Панкратьевич жалуется на попов, которые дерут деньги за обряды, что нельзя продавать собственное вино, что нет вольности дворянской, потому что хапать чужую землю нельзя, везде немцы, а они нехристи, просит Фалалея бросать поскорее службу и приезжать в деревню. Жалуется, что крестьян можно заставить работать только 5 раз в неделю. Еще он считает, что взятки брать не грех, потому что о том не написано в «Кормчей книге», его самого же выгнали с гражданской службы за взятки. Он ругает «Живописца», который пишет, что нельзя мучить крестьян. Трифон возмущается «отрывком путешествия» из Ж.В других письмах он хочет женить сына на родственнице воеводы, чтобы хапать землю безнаказанно, пишет, что мать Фалалея Акулина Сидоровна заболела оттого, что ударили Налетку – собаку Фалалея, и она за это так всех побила, что выпила студеной воды и заболела. Таков и сам Фалалей (в детстве вешал собак на сучья дуба). Крестьяне приравниваются к скоту, когда он их бьет, такой крик стоит, что «животики надорвем». Дядя Фалалея Ермолай пишет, что когда умерла мать Фалалея, отец вылпо ней, как по корове, хотя бивал ее, как свинью, а плачет, как по любимой лошади. Самое главное в произведении – тема воспитания и влияния среды на человека.
В 18 листе «Живописца» Н.помещает повесть «Следствия худого воспитания», присланная несчастным Е***, несчастья кот-го связаны с его воспитанием, родителями, кот.его окружают Нравоучительный смысл – в том, что детей нужно воспитывать должным образом.