Творческий путь Державина.

Действие 5 и последнее.

Во время боя Рамида, одна, снова взывает к небесам. Наконец приходит поверженный Вадим. Он говорит Рамиде, чтоб она ему дала «средство к смерти» - нет больше смысла жить! – и умерла сама (?!?!). Видя замешательство дочери, он снова начинает ее поносить последними словами, обвинять в порочности и бесчестии. Рамида восклицает – чтобы вернуть отцовскую любовь, она сделает все, пойдет и убьет себя, но отцеубийством заниматься не намерена. Он говорит, что не может больше жить в таком бесчестии. Приходит Рурик, Вадим обвиняет его в тирании. Рурик, обращаясь к народу, говорит о том, что плодом их прежней свободы были убийство и грабеж, что царило беззаконие. Что он не стремился к этой власти. И что он вообще не ущемлял ничьи права! Но в общем – он сражался с Вадимом не ради венца, а чтоб сохранить свою честь; и теперь от снимает с себя венец. Тут весь народ (дело происходит на площади) становится на колена перед Руриком и просит его оставаться царем. Вадим кричит о том, что, мол, весь народ стал гнусными рабами. Вадим просит подать меч и говорит, что, видимо, влаcть Рурика угодна богам – пусть все перед ним пресмыкаются, но сам он этого делать не собирается; он снова обвиняет ни в чем не повинную Рамиду в бесчестии. Та говорит – папа, я достойна быть твоей дочерью и совершу твою ужасную волю – и закалывается. За ней – гордый дочерью Вадим. Рурик говорит еще пару пафосных слов о том, что он отмстит богам за смерть Рамиды.

Краткая биография:

Родился в 1743 г. в семье бедного дворянина. Отец рано умер. Д. учился у дьячка в сельской церкви, затем в гимназии. Был зачислен в гвардейский полк. С 1762 тянул солдатскую лямку. Участвовал в подавлении мятежа Пугачева. Резкий, прямой, независимый, восстановил против себя начальство, его уволили и перевели в Сенат. Без каких-либо связей прошел путь до министра. На его карьеру и выдвижение в число первых русских стихотворцев повлияла ода «Фелица». Д. был монархистом. Считал, что монарх должен быть просвещенным и потому идеализировал Екатерину 2. Когда стал ее секретарем (1791), он понял, что она лицемерна и псевдолиберальна. При Павле он был гос. казначеем. При Александре 1 – министром юстиции, однако скоро его убрали с поста – он «очень ревностно служил». Последние годы провел в имении под Питером.

 

Творчество:

Поэзия Д. отличалась самобытностью и народностью. Новаторство его – в обращении поэзии к жизни, в умении быт сделать достоянием поэзии. Д. также вносит автобиографическую тему в поэзию. Он отказывается от обязательного подражания, признавая право на поэтическую индивидуальность. В его стихах всегда виден образ поэта - горячий, независимый, ссорится с императрицей, борется с неправдой и т.д. Учился у Сумарокова и Ломоносова.

80-е: Выступил в печати в 1773 г с одой «На бракосочетание вел. кн. Павла Петровича с Наталией Алексеевною». Во многом вначале следовал Ломоносову. Более интересен его цикл од, посвященный пугачевскому восстанию. Он надеялся на просвещенного монарха, от которого зависит все. Оды «На великость», «На знатность» - тема естественного равенства людей + необходимость личных заслуг чела перед гос-вом. Ранним одам Д. присуща подражательность. Но в 1779 при помощи друзей (Львова, Капниста, Хемницера) нашел свой путь, написав стих-я «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и оду «На смерть князя Мещерского» - здесь звучит новое слово поэта, воспринимающего природу глазами простого человека. Его особый путь проявился ярко и в оде «Фелица» (см. подробно билет 20). В сатирических стихотворениях проявились конкретность бытовой картины, низкие, бытовые речения – это вело к приближению стихов к жизни. Гениальное открытие Д. – нет в природе ничего, не достойного изображения в стихах. Ода «Видение мурзы» - красочность, живописность, яркая образность в восприятии мира; его поэзия того времени – «говорящая живопись». В поэзии Д. даны реальная обстановка, предметы, люди того времени. Очень популярна была философская ода «Бог» - рассуждение о возникновении мироздания и происхождении человека. Одна из важнейших тем поэзии Д. – проповедь гражданского служения отечеству. Свои взгляды на роль поэта он стремился отразить в работе «Рассуждение о лирической поэзии». В это же время Д. – неподкупный, честный человек – начинает писать сатиру. «Власителям и судиям» (см. подробно билет 20)

90-е: сатирическая ода «Вельможа» - проникнута пафосом общественного долга, служения отечеству и страстным обличением нечестных вельмож (см. подробно билет 20). В 94 Д. пишет философскую оду «Водопад» - размышление о смысле жизни, о ее быстротечности. Написана на смерть князя Потемника. Вообще 90-е – расцвет творчества поэта: созданы также «Приглашение к обеду», «На взяти Измаила», «Снегирь». Увеличиваются сатирические тенденции, но Д. создает и ряд героико-патриотических од во славу россов. Героико-патриотические оды – «На взятие Измаила», «На переход альпийских гор», «На победы в Италии». Высокая патетика, торжественность стиля, обилие гипербол, аллегорий, риторическая условность образов – это все связь с классицизмом. (см. подробнее в билете 35).

Последний период творчества: с середины 90-х гг поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия, частной жизни, свободной от обязанностей, налагаемой всей системой гос. иерархии. Уход от мирской суеты сближает Д. с сентименталистами. Стихотворение «К самому себе» - Д. готов уйти от должностных обязанностей, т.к. его борьба со злоупотреблениями чиновников безрезультатна. Анакреонтика Державина приобретает биографический характер («Дар», «Соловей во сне», «К лире», «Желание», «Кузнечик», «Тишина») (см. подробнее в билете 35). До конца дней Д. принимал активной участие в лит. жизни. Постоянно пишет стихотворения, обращается к новым жанрам, даже к драматургии (хотя здесь не преуспевает). Вообще человек – гений и повлиял на всех и все.

57. Творческий путь Радищева.

Александр Николаевич Радищев(1749-1802)

Первый рус.писатель, связавший лит-ру с осовободительным движением и революционной мыслью. Выдвинул идею народной рев-ции, за что Екатерина II считала его «бунтовщиком хуже Пугачева» При жизни Р. и после его смерти, вплоть до 1905г., его знаменитое «Путешествие» находилось под запретом.

Краткая биография: родился в богатой дворянской семье. Первые семь лет воспитывался дома (воспитатель –крепостной Петр Мамонтов). Учился в Пажеском корпусе в Питере, затем за особые заслуги в возрасте 17 лет его отправили в лейпцигский университет юриспруденции. В университете русские студенты боролись с чиновником Бокумом(кот-го приставила к ним Екатерина), что привело Р. к выводу о том, что «гнет частного тирана» должен вызвать возмущение и против главного тирана*такой тонкий намек* 1771-1773гг. – служба в департаменте Сената, где он познал весь ужас беззакония и т.д., 1773-1775 – служба в штабе Финляндской дивизии графа Брюса. Ушел, т.к. не желал участвовать в расправе над уч-ми пугачевского бунта. 1777- служба в Коммерц-коллегии. В 1788 переведен был на службу в Санкт-Петербургскую таможню. В Илимский острог (за «Путешествие») Радищев был доставлен в январе 1792 и пробыл там до конца царствования Екатерины II. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу (указ от 15.3.1801); он был вызван в Санкт-Петербург и принят на службу членом Комиссии для составления законов. «Покончил с собой» в 1802г.