Некоторые вопросы истории.

I.Хирургия в древности.

Наши представления о состоянии медицины вообще и хирургии в частности в последующие периоды древней истории основываются на документальных данных, полученных при изучении материалов о странах, известных своей высокой культурой и техникой \Египет, Индия, Греция, Китай, Византия и др.\. это свидетельствует, что развитие медицины стоит в тесной связи с культурой народа.

Изучение мумий египетский пирами и расшифровка клинописи позволили установить, что в Древнем Египте уровень развития медицины и хирургии был довольно высок. За 6000 лет до нашей эры или почти за 8000 лет до настоящего времени там успешно производились такие операции, как ампутация, кастрация, удаление камней из мочевого пузыря, трепанация черепа; широко применялись отвердевающие повязки при переломах. Для лечения ран использовался мед и масло.

Имеются свидетельства того, что в Древнем Египте существовала в какой-то степени специализация врачебной помощи. Мы читаем, у греческого историка, посетившего Египет в V столетии до н.э.: врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них везде полно врачей; одни лечат глаза, другие - голову, третьи - зубы, четвертые - желудок, пятые - внутренние болезни”.

Сравнительно высокого уровня достигла хирургия в Древней Индии.

“Аюр-Веды” - “Знание жизни”, три книги, написанные в Древней Индии за несколько веков до нашей эры, три главных источника сведений о состоянии древнеиндийской медицины. Особенно интересна одна из них - автор ее крупнейший хирург своего времени \шестой век до н.э\ Сушрута. Правда, к Сушруте мы могли бы предъявить счет - это он заливал кипящим маслом раны для обезвреживания и при остановке кровотечения. Но он же первый ввел и масляные повязки, умеряющие боль \Амбруаз Паре понятия о них не имел, скорее всего он не имел понятия и о существовании самого Сушруты\. Он умел вскрывать гнойники, производил грыжесечения, делал операции при непроходимости кишечника и накладывал кишечный шов. Как же выживали больные, когда даже в девятнадцатом веке вскрытие брюшной стенки считалось одной из опасных операций, ибо часто влекло за собой смерть от воспаления брюшины?

Интересно, что уже во времена Сушруты была развита восстановительная хирургия \теперь она называется “пластической хирургией”\. В своей книге “Аюр-Веды” Сушрута описывает пластические операции уха, носа, губ и эти операции до сих пор известны под названием “индийского способа пластики”. Они оказались настолько совершенными, что почти не претерпели изменений на протяжении многих столетий.

В “Аюр-Веде” описаны признаки более 150 острых и хронических заболеваний. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений, которые применялись в различных формах \порошки, пилюли, настои, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание\.

В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов - иглы, ножи, пилы, долота, трепаны, троакары, бужи, шприцы и пр. Инструменты обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, проведением через пламень и прокаливанием на огне. Перевязочным материалом служили хлопок, растительные волокна и шелк.

Приписываемое римскому автору К.Цельсу описание классических признаков воспаления \припухлость, жар, краснота, боль и нарушение функции\, приведено в Аюрведе. Там же описано лечение ран повязками, пропитанными маслами, заливание ран кипящими жидкостями и лечение иглоукалыванием.

Индусам были знакомы не только ампутации и камнесечение, но даже кишечный шов. Интересно, что для наложения кишечного шва они пользовались муравьями, которые прикладывались к краям кишечной ораны: муравей своими клещами сжимал края раны, после чего туловище его до головы откручивалось. В Индии пользовались каленым железом для прижигания свищей; кровотечение останавливали с помощью давящей повязки или кипящего масла. В Древней Индии имелись профессиональные хирурги, знакомые с анатомией человека. В их распоряжении находился богатый специальный инструментарий.

Врачи Древнего Египта и Индии применяли с целью обезболивания опий и сок индийской конопли. В Древней Индии имелись университеты и была распространена школьная подготовка врачей. Лечение больных проводилось на дому и в больницах.

В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого требовались высокие моральные и физические качества. Быть внимательным и деликатным: “Идя к пациенту, успокой свои мысли и чувства, будь добр и человечен и не ищи в своем труде выгоды”. “Пусть гуманность станет твоей религией”. “Пациент может сомневаться в своих родственниках, сыновьях и даже родителях, но он должен верить врачу, поэтому отнеситесь к нему лучше, чем его дети и родители”.

Особенно настораживают авторы трактатов против зазнайства и излишнего самомнения. “Если ты сам сомневаешься в чем-либо. Дружелюбно обратись к другим врачам и испроси у них совета”. “Будь скромен в жизни и проведении, не выставляй на показ своих знаний и не подчеркивай, что другие знают меньше тебя, - пусть речи будут чисты, правдивы и сдержанны”. Все авторы подчеркивают, что человек, посвятивший себя медицине, должен и сам неустанно следить за своим физическим совершенством и, главное, содержать себя в чистоте :”Твои ногти и волосы должны быть кротко острижены, руки и все тело вымыты, одежду носи только чистую и белую, украшений не надевай”. Такие предписания отражают уже знание правил асептики.

Хирургам предписывалось широкое ознакомление с теорией медицины знание определенных наук и участие в дискуссиях. Но вместе с тем говорится. Что “знающий только теорию дрогнет перед пациентом, как трус на поле боя”. С другой стороны, тот кто знает только практику, тоже не врач, и каждый из них подобен “птице с одним крылом”.

Таким образом, врачи Древнего Египта и Индии заложили самые начальные основы хирургии -во многом еще примитивные.

В числе первых выдающихся ученых Древнего Китая был Бянб Цяо (V век до н.э.), занимающийся изучением внутренних болезней, хирургии и деонтологии. При распознавании болезней он пользовался осмотром, опросом, исследованием пульса и выслушиванием звуков во время дыхания больного. Учение о пульсе, акупунктура (иглоукалывание) и прижигание составляют приобретение древней и самобытной китайской медицины. Целебные свойства трав также хорошо были известны врачам древнего Китая.

Знаменитых хирург Хау То, применявший для наркоза препараты индийской конопли, гашиш и опиум, производил безболезненно лапаротомию, лечил переломы и при многих заболеваниях применял разработанную систему физических упражнений.

Теоретические основы древней китайской медицины, так же как и медицины других стран того времени, были шатки и наивны. Религиозные предрассудки, а также некоторые обычаи, освященные религией, тормозили развитие теоретических основ науки.

Наибольшего развития достигла хирургия Древней Греции. Столь древний памятник греческой письменности, каким является “Илиада” Гомера \IХ в до н.э.\, дает нам много численные указания о состоянии хирургии в ту пору. Хотя все греческие бойцы были знакомы с основными приемами остановки кровотечения и даже не останавливались перед удалением инородных тел в виде застрявшего конца копья. В греческом войске были и специальные врачи. Каким высоки уважением пользовались тогда врачи, видно из стиха, который Гомер влагает в уста одного из своих героев: “Многих воителей стоит один врачеватель искусный”.

Блестящее развитие культуры и образованности Афин в V веке наряду с великими писателями, философами и историками выдвинуло величайшего врача Гиппократа.

В собрание Corpus Hippocraticus входит 59 сочинений. Они посвящены многим разделам медицины и в том числе хирургии.

Гиппократ \460-377 гг. До н.э.\ вышел из семьи врачей, учился медицине на острове Кос. Семья Гиппократа - это типичная для Древней Греции “семейная” врачебная школа: отец был врачом и первым его учителем, мать - повивальной бабкой, оба сына и зять тоже врачи, как и все ближайшие предки. Гиппократ родился в 460 году до н.э. и прожил 84 года. Добрых семь десятков лет он посвятил медицине; сначала освоению ее, затем - служению ей.

Важной заслугой Гиппократа является то, что анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения древнегреческой философии. Он считал, что болезнь - проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли злого духа. Естественные причины болезни лежат прежде всего в окружающей человека внешней среде. А болезнь есть общий процесс организма. При этом он учитывал “темперамент” человека \сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический\.

Гиппократ впервые установил принцип, которому суждено было утвердиться навеки. “Врач должен лечить не болезнь, а больного”.

Человеческий организм рассматривался Гиппократом как целостное единство, гармонически сочетающее в себе строение всех органов и их функций. Природа самого человека является началом и центом для всякого суждения в медицине” - писал он.

По мнению С.С.Юдина “Жизнь краткотечна, но врачебный опыт накапливается, фиксируя эмпиричнеские закономерности, собранные путем преемственных долголетних тщательных наблюдений. Поэтому искусство вечно”.

И Гиппократ считал совершенно определенно, что “Врач - служитель искусства”. В своем сочинении “Об искусстве” он подробно характеризует смысл этого понятия. Ему принадлежат замечательные слова: “Искусный врач, прежде чем взяться за дело, ожидате пока не отдаст себе ясного отчета в свойстве страдания, и старается лечить скорее предусмотрительно, чем с безумной отвагой, скорее нежно, чем прибегая к насилию”. Гиппократ отлично понимал, что защитительные и все целительные силы живого организма действительно огромны и , что искусство врача должно лишь руководить и помогать этим природным свойствам и силам в их защитных усилиях.

Останавливаясь на гениальных высказываниях “отца медицины” мы не думаем призывать вас “Назад к Гиппократу”, а хотели бы сказать “Вперед, с Гиппократом”. \С.С.Юдин\.

Гиппократ весь успех диагностики и лечения строил на тщательности общего осмотра и клинического наблюдения больных. Как шедевр налюдательности, исчерпывающей полноты и яркости описания вида больного можно привести описание внешнего вида больного “facies Hippocratica” : нос заостренный, глаза и виски впалые, уши холодные и съеживаются, сережки уха топырятся; кожа лба сухая натянутая, шероховатая; цвет лица желтый или темный, синеватый или свинцовый”.

Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте и наблюдательности, что подтверждают его меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы и легких он сравнивал с кипением уксуса, плевральный шум трения - с хрустением кожаного ремня. Он выслушивал ухом грудную клетку.

Он писал: “Если даже кто не имеет познания о многих вещах, из самих дел получит понимание”. При исследовании больных Гиппократ придавал большое значение осмотру мочи, кала, рвотных масс, мокроты. Например, мутная моча с примесью крови или гноя считалась плохим признаком, что при некоторых видах желтухи бывает бело-желтый зловонный стул.

В лице Гиппократа мы видим выдающегося врача. Но компетентные критики считают, что даже более замечателен, как хирург, чем как врач. Хирургические его сочинения действительно поражают обширностью знаний, тщательностью наблюдений и совершенно невероятной для тех далеких времен изобретательностью и полной целесообразностью хирургических приемов.

Еще не имея точных сведений по анатомии и физиологии, Гиппократ эмпирически заложил начальные основы научной хирургии.

Возьмем хотя бы книгу “О суставах”. Здесь в 87 разделах разобраны все существующие вывихи \рук, ног, челюстей, позвоночника\, причем каждому из них дана исчерпывающая характеристики \передние, задние, двусторонние, открытые, и т.д.\.

Гиппократом подробно описаны основные принципы лечения переломов костей, с характеристикой шин, повязок, замечательными рисунками систем вытяжения и противовытяжений остроумными тягами и всевозможными рычагами.

А сравнительно небольшая книга “О ранах!”. Сколько там замечательных истин первостепенной важности, применяемых поныне, будь то они в отношении местного лечения ран или общих лечебных мероприятий.

Много рационального содержится в его указаниях по уходу за ранами и наложению повязок. Для остановки кровотечения рекомендовалось предавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие прижигания, при переломах - неподвижные повязки.

В трудах Гиппократ привел признаки нагноения и особо выделили эмпиему плевры. Им изложена техника торакотомии при выпотном плеврите.

А разве не кажется невероятной глава о трепанациях черепа?

Операции прокола живота и грудной полости тоже изобличают в Гиппократе очень крупного и смелого хирурга.

Как мы видим, Гиппократ разработал рациональные для своего времени способы лечения ран, описан столбняк, выделил сепсис из многочисленных гнойных заболеваний, разработал систему лечения переломов, вправлял вывихи, занимался ортопедией, пользовался гелио- и гидро-терапией, применял массаж и гимнастику.

В древней Греции Существовала цеховая организация врачей, которые, оставаясь ремесленниками, приносили присягу и подчинялись определенным требованиям профессионального устава. Гиппократ высоко ценил этих присяжных врачей, считая их носителями науки и презирал многочисленных шарлатанов, которые уже тогда были в медицине.

Наука древней Греции выдвинула в лиц Гиппократа выдающегося представителя, которого по праву считают основоположником современной научной медицины. В течение многих веков учение Гиппократа служило теоретическим базисом хирургии.

После завоевания Древней Греции римлянами начался упадок греческой экономики и культуры. С этой поры важнейшим центом развития науки стал Рим. В древнем Риме носителями и представителями медицинских и, в частности, хирургических знаний долгое время были греческие врачи. Природные римляне долгое время обнаруживали мало склонности к изучению медицины. Лишь в I ст.н.э. выдвигается крупнейший врач Древнего Рима - Цельс, оставивший обширное сочинение, посвященное медицине и хирургии. Цельс не был оригинален и находился в значительной степени под влиянием греческой медицины; но кое-что им внесено и своего и нового.

Цельс дал классическое описание признаков воспаления и изложил технику выполнения многих операций. Он предложил применять перевязку поврежденных при травмах операциях сосудов лигатурой, что обеспечивало борьбу с кровотечением. Описаны операции ампутации, камнесечения, трепанации черепа, а также лечение вывихов и переломов.

Другой выдающийся врач Древнего Рима Г а л е н ввел в медицину экспериментальное направление исследований. Его научные изыскания позволили накопить большое количество сведений по анатомии и физиологии. Гален описал технику многих операций с изложением анатомических данных; он предложил пользоваться для швов шелком, а для остановки кровотечений - методом закручивания сосудов.

Гален в противоположность Гиппократу хотел сделать медицину наукой. Для Гиппократа она была искусством, для Галена - наукой, подобной другим, однако он не находил основ, так как подобно некоторый другим великим врачам, жившим и до, и после него, мыслил телеологический и интересовался назначением каждого органа, а не его строением и функцией.

Он был усердным анатомом, но все-таки вопрос о назначении органа, о задаче, которую ему поставила природа, для Галена был на первом плане и определял его теорию медицины. Тело человека, говорил он, существует лишь для того, чтобы служить душе, которая хочет выполнять свои функции, для чего тело и предоставляет ей соответствующие возможности. При этом также и для Галена пневма, состоящая из трех частей, имеет решающее значение. Центральными органами он считает сердце, головной мозг и печень.

Научное направление, созданное Галеном, господствовало в медицине в течение 13 веков и только с падением Римской империи были преданы забвению достижения римских хирургов.

В этот период высокий уровень хирургии сохранился в Византии и Бухаре. Известный в Византии врач Павел Эгинский, владеющий блестящей хирургической техникой, успешно производил ампутацию и удаление опухолей, оперировал больных с аневризмами и широко пользовался перевязкой сосудов, применяя для этой цели лигатуру.

Высокой оценки заслуживает Бухарский врач Абу-Ибн-Сина, известный в Европе под именем Авицены. Он оставил более 100 научных работ. Его труд “Канон врачебного искусства \в 5 томах\”, получил широкое признание, явился крупнейшим вкладом в науку и по существу до ХУП века был основным руководством по медицине. Главы посвященные хирургии, свидетельствуют о глубоком знании Авиценой рада вопросов хирургии. При операциях он применял наркоз, давая больным опий, белену и мандегору. Авиацена применял методы лечения злокачественных опухолей, которые в принципе приближаются к современным: ранняя диагностика с широким иссечением опухоли в пределах здоровых тканей раскаленным железом. Он производил операции удаления камней из почки и пользовался эластичным катетером, изготовленным из кожи животных.

Развитие хирургии в Греции, Риме, Византии шло скачкообразно, подчиняясь особенностям экономического и политического уклада этих стран. Те же исторические закономерности имелись и в странах Востока, где сложился самобытный очаг культуры и науки. В конце первого и начале второго тысячелетия нашей эры хирургия находилась на высоком уровне развития у арабов, воспринявших важнейшие достижения греческо-римский и византийских ученых. Крупнейшим научным центром на Востоке стала Александрия.

 

2. Хирургия средних веков.

Средние века вообще характеризуются спадом. Не только не было прогресса в деле изучения медицины, но было предано забвению многое из того, что основательно было уже усвоено классической древность. Источником образования в средние века стала церковь и медицина попала под строгий церковный контроль. Так как, однако, церковные традиции предписывали избегать пролития крови \”Церковь чуждалась крови” и поэтому св.инквизиция предпочитала сжигать свои жертвы\, то, естественно, это резко отразилось на развитии хирургии и, в то время как внутренней медициной занимались ученые врачи, хирургия попала в руки цирюльников и банщиков, низведших ее до степени простого ремесла.

Лечащие делились в те времена на врачей \ими были только духовные лица\, хирургов, цирюльников и шарлатанов. Врачи лечили внутренние болезни и выписывали рецепты. Хирургия выписывала рецепты и производила операции. Цирюльники брили, стригли и производили операции, к числу цирюльников относились банщики, издавна лечившие наружные болезни, а также зубодеры.

Шарлатанами звались пастухи, собиратели червей, кузнецы, охотники, знахари - все, как так или иначе время от времени занимался врачеванием.

Во время средневековья авторитет лечащего сословия был весьма и весьма невысоким. В метрических свидетельствах, выдаваемых ремесленникам в Германии : “Рожден в законном браке, в родне крепостных, цирюльников, банщиков и тому подобных не имеет”.

На протяжении всех средних веков на Западе не возникло ни одного крупного хирургического имени, которое могло бы быть поставлено рядом с Цельсом, Галеном, и тем более с Гиппократом.

Лишь в конце средних веков и в начале эпохи Возрождения \ХУ-ХУШ вв.\ наблюдалось дальнейшее развитие медицины и хирургии.

Так в начале эпохи Возрождения анатом В е з а л и й \1514-1564\ написал анатомию на основании вскрытий, за что был обвинен в ереси и подвергнут гонениям. Однако труды Везалия сыграли большую роль в дальнейшем развитии хирургии.

Когда знаменитый анатом Везалий в своем труде “Строение человеческого тела” узнал \на основе тайного вскрытия трупов\, что количество ребер у мужчин и женщин одинаково, то его обвинили в богохульстве и он был приговорен к совершению “покаянного путешествия” ко “гробу господню”. Во время этого путешествия он погиб.

Яркими представителями хирургии того времени были Парацельс и Амбруаз Паре.Швейцарский врач Парацельс был опытным военным хирургом. Он разработал методику лечения ран, предложил применять при перевязках вяжущие средства и различные напитки для воздействия на общее состояние больного. Он описал анатомическое строение сердечных перегородок и первым проявил интерес к профессиональным заболеваниям рудокопов, значительно расширил круг лекарств, главным образом за счет металлов и их соединений \сурьма, серебро, ртуть и др.\ и концентрированных спиртовых настоек и экстрактов из растений.

Амбруаз паре \1510-1590\, французский хирург, издал ряд сочинений по анатомии, хирургии, о вправлении вывихов, о лечении переломов. Он улучшил технику ампутации и операции грыжесечения, ввел в практику забытые оперативные приемы \трахеотомию, операцию на заячьей губе, торакоцентез\, применил перевязку крупных кровеносных сосудов в ране \взамен прижигания кровоточащего сосуда\. Паре предложил сложные ортопедические приборы.

Блестящий французский хирург Амбруаз Паре в разрез существовавшим тогда взглядам доказал, что огнестрельные раны не являются отравлениями, а относятся к группе ушибленных ран. Он разработал ряд операций, в том числе ампутации, он отказался от применения кипящего масла для остановки кровотечения и вновь воскресил применение лигатуры, применявшейся в I веке Цельсом и впоследствии забытой. Амбруаз Паре разработал метод поворота на ножку и извлечение плода, применяющейся до настоящего времени.

Амбруаз Паре так определял обязанности врача : “Иногда - вылечить, часто - облегчить, всегда - успокаивать”. Это изречение в значительной мере является актуальным и в настоящее время.

Огромное влияние на развитие медицины имело открытие Гарвеем законов кровообращения, создание Левенгуком микроскопа и описание Мальпиги капиллярного кровообращения.

В ХУП веке французский хирург Лафранш был впервые допущен к чтению лекций по хирургии в Парижском университете.

В колледже братства было создано пять кафедр: анатомии. Теоретической и практической хирургии, оперативной техники и акушерства. А через несколько лет медицинскому факультету был нанесен генеральный удар: в 1731 году в Париже открылась хирургическая академия и хирурги получили одинаковые права с врачами. Академия стала со временем мировым центом хирургии, она пользовалась всеми привилегиями медицинского факультета. Она поднялась выше его по значению: стать доктором хирургии мог только том, кто имел уже степень доктора медицины.

 

3. Развитие хирургии в эпоху капитализма.\XIX-XX вв.\

Развитие капитализма выдвинуло новые требования перед наукой, появилась настоятельная необходимость более быстрого развития физики, химии, биологии, медицины и других наук. Благоприятные условия для развития науки привели в ХIХ веке к ряду больших открытий в области медицины и хирургии.

Если до того развитие хирургии задерживала религия, которая запрещала анатомические вскрытия и пролитие крови \т.е. операции\, то в ХIХ веке на ее пути возникли препятствия, связанные с недостатком знаний.

Такими препятствиями являлись следующие:

· неумение предупредить боль во время операции;

· незнание причин гнойных осложнений операционных ран и отсутствие методов их предупреждения;

· неумение бороться с кровотечением и отсутствие методов лечения острой анемии;

· несовершенство диагностики заболеваний.

Однако повседневная работа делала необходимым оперативное лечение и до разрешения указанных вопросов. Это создало необходимость разработки тесной совершенной техники операций, при которой они продолжались бы минимальное количество времени. Так, в хирурги возникло “техническое” направление, давшее непревзойденные образцы совершенства оперативной техники. Например, Н.И.Пирогов высокое сечение мочевого пузыря производил за 2 минуты, а костопластическую ампутацию Голена - за 8 минут. Знаменитый лейб-медик Наполеона - Ларей, в ночь после Бородинского сражения \1912г.\ лично произвел 200 ампутаций. В этот период в странах Западной Европы и Америки выдвинулись замечательные хирурги: во Франции - Дюпюитрен, в Англии - Купер, в Германии - Диффенбах и Лангенбек, в России - И.В.Буяльский и Н.И.Пирогов.

 

4. История русской хирургии.

В России хирургия начала развиваться значительно позже, чем в Западных странах. В Московском государстве в ХIУ и ХУ веках еще не было научных центров. Страна переживала последствия татарского нашествия, задержавшего ее экономическое и культурное развитие.

В ХУI веке на московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий: были лекари, дохтуры, хелейники, травники, рудометы \кровопуски\, зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки.

Заметное улучшение в организации лечебной помощи наметилось в Московской Руси в конце ХУI века и особенно в ХУП веке. Это было бурное время укрепления централизованного русского государства.

Началом организационной подготовки занимавшихся хирургией костоправов следует считать 1654г., когда в ХУI в. Был создан Аптекарьский приказ - центральное руководящее медицинское учреждение, ведавшее постановкой всего медицинского дела в стране. В число его функций входила подготовка врачей. В Московской Руси не было разделения медицинских работников на врачей и хирургов, как это имело место в странах Западной Европы. Русский врач должен был владеть хирургическими навыками и при возведении во врачебное звание получал хирургический набор.

В 1706 г. Петр I издал указ о строительстве в Москве первого госпиталь. Открытием этого госпиталя было положено начало развертывания хирургических коек. По указу Петра I в 1726 году в С.-Петербурге был открыт военный госпиталь, а в 1729 году - Адмиралтейский госпиталь. Итак, по приказу Петра I в Москве \25 мая 1706 г.\ была открыта первая в России настоящая больница и при ней тоже первая медико-хирургическая школа. Дату 25 мая 1706 года вполне справедливо следует считать днем рождения медицины в России.

Известный русский хирург и историк медицины профессор В.А.Оппель считает, что начальный период русской хирургии длился с момента введения ее преподавания в России, то есть с Петра I, и до момента, когда гением Пирогова она оформилась в самостоятельную отечественную школу. С трудов Пирогова начинается летоисчисление современной хирургической науки.

Петр I был, как известно, весьма образованным для своего времени человеком и при этом не чурался никакого рукодействия. Что касается анатомии и хирургии, то к ним он питал особое пристрастие. Едва став царем, он вскоре отправился путешествовать по странам Европы. Побывав в Англии Голландии, познакомившись со многими учеными-медиками, повидав анатомические театры, госпитали, операционные, он многому научился. Из Голландии он пригласил в Россию хирурга-анатома Николая Бидлоо, сделал его своим лейб-медиком, вместе с ним организовав в Москве первый русский госпиталь \1706 год\.

Как сам госпиталь, так и медико-хирургическую школу возглавил замечательный голландский хирурги Николай Бидлоо. Так же был учрежден театр анатомический. Петр I не просто любил присутствовать при вскрытиях трупов и операциях, он сам делал и то и другое. Он носил с собой специальный футляр с набором хирургических инструментов. Он выдергивал зубы, перевязывал раны и однажды даже рискнул сделать более серьезную операцию: жене одного голландского купца, болевшей водянкой живота и долго не соглашавшейся на хирургическое вмешательство. Петр вскрыл брюшную стенку и выпустил двадцать фунтов жидкости. Больная, правда, не замедлила умереть, но ведь и у лучших врачей после такой операции умирали пациенты. Петр, конечно, был несколько авантюрным хирургом, но и тут ему можно найти оправдание: в бытность свою за границей он наблюдал, как подобные операции делают даже цирюльники, от которых никто не требует специального образования.

Никаких книг и учебников не было вовсе. Слушая продиктованные “лекцион”, рады были бы их записать. Да вот беда - бумага была большая редкость и стоила очень дорого. Карандашей тогда еще на было и, как писал Чистович, “они заменялись свинцовыми палочками, вытянутыми из расплющенной дроби. Гусиные же перья для письма ученики собирали каждое лето около Успеньева дня по берегам московских прудов и речек, где разгуливали целые стада линяющих гусей”.

Во второй половине ХУП века подготовка врачей \в том числе и хирургов\ проводилась в нескольких высших учебных заведениях - медицинском факультета Московского университета \1755\ и медико-хирургических училищах \Московском, Петербургском, Крондштатском\. Открытие в 1798 году медико-хирургических академий в Петербурги и Москве \вместо медико-хирургических училищ\ стало новым этапом в деле развития хирургии и формировании научных хирургических школ в России. В этот период истории отечественной хирургии имелось много славных русских хирургов, которые своим неустанным трудом во многом содействовали развитию хирургии. К ним следует отнести П.И.Погорецкого \1710г.\, который добивался улучшения преподавания на русском языке, К.И.Щепина, П.А.Загорского, И.Ф.Буша. Набор студентов поводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2-3 лет и лишь по окончании его начинал новый курс для нового состава слушателей.

Для практической работы студентов направляли в военный госпиталь, а в 1797 году была выделена специальная палата на 10 коек, которой заведовал Е.О.Мухин, впоследствии профессор, учитель Н.И.Пирогова.

Мухин начал работу военным фельдшером в войсках Суворова при осаде Очакова. А затем его карьера развивалась от подлекаря и прозектора госпиталя в Лефортове до адъюнкт-профессора и, далее, через должность “первенствующего доктора” Голицинской больницы до ординарного профессора и декана Московского медицинского факультета, где в разное время он преподавал то анатомию, то физиология, токсикологию, судебную медицину или санитарную полицию. Он был выдающимся хирургом-оператором.

Мухин близко знал семью Пироговых со времен, как он вылечил опасно больного старшего брата Николая Ивановича. Событие это оставило глубокий след в душе Николая Ивановича, и с раннего детства он заинтересовался медициной. Мухин посоветовал разорившемуся отцу Пирогова готовить и отдать сына в университет, помог ему в том в качестве декана и экзаменатора. Наконец, Мухин же, оценив старание и способность Пирогова, определил ему и обеспечил заграничную командировку для подготовки к профессуре.

Мы. Конечно, должны быть признательны Мухину за все это.

Создателем и руководителем первой хирургической клиники был И.В.Буш. им же написано первое руководство при хирургии “Руководство к преподаванию хирургии” 1807\. Наиболее крупным представителем первой научной хирургической школы был И.В.Буяльский \1789-1866-.

И.В.Буяльский хирургическую деятельность совмещал с изучением анатомии, судебной медицины и терапии.

Он оставил важные и оригинальные научные труды о патологии кровеносных сосудов, он высказал новую теорию патогенеза аневризм. Буяльский был крупнейшим клиницистом, в совершенстве владевшим хирургической техникой.

В Московском университете пользовались известностью Е.О.Мухин, Ф.И.Гильденбранд - учителя Н.И.Пирогова. Здесь развернулась блестящая научная педагогическая деятельность Ф.И.Иоземцева \1802-1869\ сторонника развития хирургии на основе анатомии и физиологии.

 

Н.И.Пирогов и его школа.

Достижения анатомии и хирургии в России в начале ХIХ века. \П.А.Загорский, И.Ф.Буш, Е.О.Буяльский\ нашли дальнейшее развитие в деятельности Николая Ивановича Пирогова. Вместе с тем содержание и значение деятельности Н.И.Пирогова выходят далеко за рамки только анатомии и хирургии и неразрывно связаны с развитием отечественной и мировой медицины в целом.

Пирогов родился в Москве в 1810 году. Медицинское образование, полученное им в Московском Университете, было весьма скудное. Лишь пятилетнее пребывание в качестве профессорского стипендиата в Дерпте \позднее в Юрьеве\ познакомило его с тогдашней хирургией. После некоторых лет пребывания за границей \Германии и Франции\ он занят в 1836 году хирургическую кафедру в Дерпте, откуда в 1841 году перешел в Петербургскую Медико-хирургическую Академию. В 1854-1855 году работал в качестве главного хирурга в Севастополе во время осады последнего англо-французскими войсками. В 1856 году покинул академию, несколько лет работал на педагогической работе в качестве попечителя учебного округа и затем, в отставку, поселился в своем имении близ г.Винницы, развил большую хирургическую деятельность \в условиях частной практики\. Умер Н.И.Пирогов в 1881 году.

Научные заслуги Н.И.Пирогова очень большие. Он применил экспериментальный метод исследования. В частности, экспериментальным путем изучались пути коллатерального кровообращения при перевязке брюшной аорты и доказал значение кровяного сгустка в регенрации тканей.

Н.И.Пирогов изучил топографическую анатомию всех органов и частей тела. С этой целью он применил оригинальный метод исследования распилы замороженных трупов \”ледяная анатомия”\. В результате были полученные данные выдающегося значения. Был создан исчерпывающий топографо-анатомический атлас, свидетельствующий о гениальности автора.

Замечательным трудом в области патологической анатомии является сочинение Н.И.Пирогова “Патологическая анатомия азиатской холеры”. \1849\, в котором подробно описаны изменения желудочно-кишечного тракта, что коренным образом изменило прежние представления о патогенезе холеры. Он доказал первичное поражение желудочно-кишечного тракта и вторичное поражение крови.

В 1854 году Н.И.Пирогов описал свою знаменитую остеопластическую операцию.

Н.И.Пирогов по праву считается мировым авторитетом в военно-полевой хирургии. Н.И.Пирогов изложил и научно обосновал важнейшие организационные принципы военной медицины, на основе которых и в настоящее время строится дело оказания помощи больным и раненым на войне. Поэтому с полным основанием можно считать Н.И.Пирогова основоположником организации и тактики медицинской службы, составляющей теперь особую научную дисциплину.

В 1847 году при осаде укрепленного аула Салты Н.И.Пирогов первый в мире испытал в полевых условиях массовое применение эфирного наркоза у раненых. Это мероприятие открыло новую страницу в истории наркоза в военно-полевых условиях.

Впервые в истории воин Н.И.Пирогов использовал медицинских сестер для оказания помощи раненым в боевых условиях.

Н.И.Пироговым была сделана гениальная догадка о значении контракта инфекции \миазмы\ в распространении инфекции, еще до открыти Пастером бактериальной природы процессов гниения и брожения.

Н.И.Пирогов предвидел будущее развитие медицины, предполагая профилактическое направление ее.

Деятельность Н.И.Пирогова составила важнейший этап в развитии хирургии. Своими научными трудами он создал естественно научные основы этой дисциплины, связав ее с анатомией и физиологией. Он заложил фундамент новой науки - топографической анатомии и указал пути рационального производства хирургических операций. Он дал направление остеопластичской хирургии, предложил гипсовую повязку и сделал крупнейшие открытия в области военно-полевой хирургии. В этом отношении весьма интересны высказывания И.П.Павлова о Н.И.Пирогове:

“Ясными глазами гениального человека на самых первых порах, при первом проникновении к своей специальности - хирургии - он открыл естественнонаучные основы этой науки, нормальную и патологическую анатомию и физиологический опыт, и в короткое время настолько на той почве установился, что сделался творцом в своей области.”

Деятельность Н.И.Пирогова подняла русскую хирургию на большую высоту. А его научные труды обогатили мировую науку крупнейшими открытиями.

Н.И.Пирогов был новатором в области преподавания хирургии. В 1840 году им, на базе 2-го военно-сухопутного госпиталя, была создана первая госпитальная хирургическая клиника.

Задачи госпитальной клиники совершенно ясно и тверд были установлены создателем их в России Н.И.Пироговым в 1842 году. В Европе это было безусловно нововведением. Справедливость требует отметить, что в Америке еще в 1825 году Варен установил этот же принцип и ввел его в практику.

Сделав научные открытия, вошедшие в сокровищницу мировой науки, Н.И.Пирогов оказал огромное влияние на в ю отечественную хирургию и создал свою хирургическую школу. Пирогов воспитал ряд замечательных практических хирургов и научных работников. Учениками Н.И.Пирогова были 6 видных профессоров - В.А.Караваев, А.А.Китер, П.Ю.Неммерт, П.С.Платонов, Л.С.Бюккер, И.О.Корженевский.

Н.И.Пирогова, как преподавателя отличала высокая требовательность к своей деятельности. При воспитании будущих врачей он придавал большое значение критике собственных ошибок. В предисловии ко П тому “Анналов хирургической клиники в Дерпте” он писал: “Я хочу написать не простой отчет, не изложение нескольких интересных историй болезни, но хочу осуществить свою заветную мечту: путем открытого, правдивого признания своих ошибок... избавить своих учеников и начинающих врачей от их повторения”...

Замечательный отечественный ученый, отстаивал глубокую общетеоретическую подготовку будущих врачей, подчеркивал необходимость тесной связи теории с практикой. ”Я твердо убежден в том, что подробное и добросовестное изложение факта для начинающего практического хирурга гораздо полезнее, чем сотни статистических обзоров и таблиц”.

 

Хирургические школы антисептического и асептического периодов. \ХУШ в.\.

В асептический период хирургии в Москве сложились хирургические школы Н.В.Склифосовского, А.А.Боброва, П.И.Дьяконова; в Петербурге - Н.А.Вельяминова, М.С.Субботина, В.А.Ратимова, А.А.Кадьяна; в Казани - В.И.Разумовского; в Киеве - Н.М.Волковича; в Одессе - К.М.Сапежко; в Харькове - К.П.Тринклера,; в Томске -

Развитие и организация хирургии после Великой Октябрьской Социалистической революции.

Основными принципами развития хирургической помощи населению после великой Октябрьской Социалистической революции были:

· обеспечение бесплатной хирургической помощью всего населения страны;

· максимальное приближение общехирургической помощи к населению путем создания районных больниц с хирургическими отделениями;

· обеспечение населения специализированной хирургической помощью путем создания травматологических, урологических, онкологических и др. Отделений в крупных городских и областных больницах, организации специальных научно-исследовательских институтов и т.д.

· профилактическое направление в работе.

Реализуя решение ХХУП съезда КПСС и задания постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения”, органы здравоохранения разработали и осуществили в Х пятилетке ряд крупных мероприятий по профилактике заболеваний, дальнейшему развитию сети учреждений здравоохранения, оснащению их медицинской техникой, повышению уровня медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения.

Залогом будущих успехов должна стать уже созданная в стране материально-техническая база здравоохранения, квалифицированные кадры,богатый опыт.

Генеральной линией советского здравоохранения является его профилактическая направленность. Повседневной заботой руководителей органов здравоохранения всех уровней должно стать усиление этого важного направления. Сейчас стоит вопрос о широком проведении мер по первичной профилактике распространенных неминфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, рака, ряда других локализаций, хронических заболеваний.

В амбулатоно-поликлинческих учреждениях работает свыше 50% всех врачебных кадров. В них начинают и заканчивают лечение 80% больных.

В 1978 году в стационарах страны лечилось 60 миллионов человек, что свидетельствует о высокой доступности стационарной помощи.

Профилактическими осмотрами охвачено свыше 112 млн человек, а диспансеризацией - 43 млн человек.

Важным разделом медицинской доктрины следует считать реабилитацию - комплексный метод восстановления нарушенных болезнью функций организма.

Только за четыре года десятой пятилетки снижена заболеваемость временной нетрудоспособностью \в днях\ на 9,3%, а выход на инвалидность рабочих и служащих - на 7,6%. При этом сэкономлено для народного хозяйства 480 млн рублей. Профессиональная заболеваемость снизилась на 21%.

В стране имеется более 350 кафедр хирургии и более 40 научно-исследовательских центров - институтов хирургического профиля.

Советское здравоохранение представляет собой ныне целую отрасль народного хозяйства с крупнейшей материальной базой, состоящей из 35 тысяч амбулаторий и поликлиник, 23 тысяч больниц, около 24 тысяч женских консультаций и детских поликлиник, свыше 4.800 санитарно-эпидемических станций.

В Витебской области в расчете на 10.000 населения приходится: 48 врачей и 148 больничных коек. За 1986 год построена больниц на 416 коек и амбулаторий - на 1600 посещений.

Еще в 1967-1968 гг. в медицинских вузах была осуществлена перестройка учебного процесса и введена новая форма подготовки врачей. На VI курсе начала проводится первичная специализация студентов по одной из основных клинических дисциплин - терапии. В течение трех лет идет подготовка по педиатрии и с 1980\1981 учебного года вводится субординатура по психиатрии, а также по акушерству и гинекологии и по хирургии. А затем в течение года стажирование, т.е. продолжение специализации \интернатура\ врачей-выпускников в профильных отделениях крупных больниц. В итоге молодые врачи стали более подготовленные для успешной самостоятельной работы.

Учащиеся являются частью молодого поколения, и поэтому общие характерные черты его - высокая энергия, чувство нового, стремление к романтике, к активному проявлению своих способностей - полностью относится и к студентам.

Известно, что студент не только объект целенаправленного воздействия, т.е. воспитания и обучения, но и активный субъект социальной жизни. Что даст ему вуз - это во многом зависит от него самого, от общей подготовки студента, его способностей и отношения к делу.

Чтобы овладеть современными высотами в науке, технике, культуре юноши и девушки должны обладать необходимой силой воли и целеустремленностью. Молодому человеку требуется выработать систему самостоятельных знаний, твердую самодисциплину. В хорошем студенческом коллективе всегда развиваются дружба и товарищеская требовательность, чуткость и взыскательность к себе и окружающим.

Учение - это такой процесс деятельности людей, когда сообщаемая информация преобразовывается в знания, умения, навыки; центральным звеном учения является деятельность самого учащегося.

Начну с очень интересного высказывания Тенцинга Норгея, прославившего себя тем, что в 1953 году вместе с новозеландским альпинистом Эдмундем Хиллари он впервые покорил высочайшую вершину мира - Эверест.

После своего спортивного триумфа Т.Норгей был приглашен в Индию Джавахарлалем Неру и организовал там школу альпинизма, вначале в армии, а затем для частных лиц за незначительную плату.

Итак, в платной школе альпинизма, возглавляемой Т.Норгеем из 50 курсантов, прошедших начальных курс обучения, удостоверения получают в среднем 5 человек. Примерно 20 участникам мы советуем приехать снова на следующий год и попытаться еще раз. В эту группу входят отнюдь не слабо успевающие, просто они не достигли результатов, которые им дают право на получение удостоверения. Остальные, примерно половина набора, по нашему мнению, не пригодны и не смогут стать альпинистами. Результат, как видите, неплохой: 5 хороших альпинистов из 50 человек ... А в средней категории всегда найдутся такие, которые приедут снова и успешно закончат программу”.

Вот такая замечательная требовательность, трезвость реалистичность в оценках человеческих качеств, которые необходимы для подготовки специалистов, требующих особых моральных и физических качеств. Половина от всех желающих, приехавших на платное обучение, признаны негодными для занятия альпинизмом.

А каков отсев из общего количества лиц, желающих стать врачами, и из числа врачей, желающих стать хирургами? Кто его проводит? Как и по каким критериям?

Возникает вопрос: неужели занятия хирургией или врачебной деятельность вообще не нуждается в строгом профессиональном отборе?! Ведь альпинист рискует жизнью не только товарищей, но и своей собственной. Тогда как врач может или вынужден подвергать риску только жизнь своих пациентов.

Вот это последнее обстоятельство вынуждает требовать от врача вообще, а от хирурга в особенности, качеств, без которых его практика опасна для общества.

I. Итак, первое качество истинного врача состоит в том. Что отношение к жизни и здоровью своих пациентов должно быть выше, чем к своим собственным. Это то качество, которое заставляет врачей давать собственную кровь, преодолевать значительные расстояния пешком в зной и пургу, оставаться с тяжелыми больными в течение многих суток почти без сна, это то качество, которое при осознании своей ошибки заставляет самого врача уйти из жизни.

II. Второе - это высочайшая степень самокритичности, умение правильно и трезво оценить себя и свои действия. Мне кажется, что правильная самооценка удержала бы многих от занятий хирургической практикой.

III. Мужество - третье необходимое качество хирурга. Способность пойти на оправданный риск и принять на себя ответственность за возможные неблагоприятные последствия хирургических вмешательств, связанных с предельным риском.

IV. Четвертое качество - способность в кратчайшее время, порой в считанные секунды, принять оптимальное решение и тотчас выполнить его.

V. Пятое качество хирурга - это функциональные способности двигательного аппарата, а точнее - координация движений. Человек с несовершенной координацией движений никогда не станет классным хирургом. Несовершенная координация движений неизбежно скажется на технике работы с инструментами, вязании узлов и шитье, точности выполняемых разрезов и препарковке тканей, т.е. на ходе всей операции и качестве ее выполнения. Неслучайно хорошие хирурги, как правило, неплохие в прошлом спортсмены и с удовольствием занимаются спортом постоянно. Без совершенной координации движений трудно стать хорошим хирургом.

VI. Занятие хирургией всегда предусматривает коллективный труд. Потому доброжелательность, умение искренне порадоваться успеху товарища, равно как и разделить горечь неудачи - важнейшие качества хирургов.

VII. Общее здоровье, физическая и психическая выносливость являются очень важными факторами, определяющими качественную пригодность врача к занятию хирургией.

К каждому операционному дню необходимо готовиться, особенно если Вам предстоит выполнять новую \для вас или оригинальную вообще\ операцию. Помимо обычной в таких случаях специальной анатомической подготовки, хирург должен обладать качеством “мысленного оперирования”. Это качество важно для хирурга так же, как для скульптора или архитектора важно пространственное, объемное видение своего творения.

Надо различать хирургические знания и хурургическое воспитание.

Хирургическое воспитание означает:

· умение держать себя в хирургической клинике, в операционной, в перевязочной;

· умение обращаться с больными и владеть своим языком;

· умение обращаться с персоналом клиники;

· умение обращаться с инструментами и аппаратурой.

Мы все сделаем, чтобы воспитать в вас эти качества, у нас для этого имеются все возможности. Но это не является легким делом.

Об этом в свое время говорил Николай Нилович Бурденко. Хирургический цикл он считал наиболее трудным и сложным. По его мнению. Разрешение вопроса о качестве комплекса знаний и навыков в хирургическом цикле, больше, чем в других дисциплинах, определяется образованием и воспитанием.

Что должно отличать хирурга от представителей других специальностей, как нельзя лучше показал замечательный советский хирург С.С.Юдин. он писал:” Одни умеют тонко наблюдать, другие способны трезво рассуждать, третьи - успешно действовать. Очень часто бывает, что человек чрезвычайно тонко анализирует прошлое и поразительно верно предсказывает будущее. Но этот же человек может оказаться беспомощным перед лицом текущих событий и трудностями сегодняшнего дня.

Лишь очень редко все три качеств встречаются в гармоничном сочетании в одном лице. Обладая острой наблюдательностью и верным суждение, можно быть отличным теоретиком и прекрасным клиницистом. Но будучи лишенным умения смело и безошибочно действовать сразу нельзя стать хорошим хирургом...”.

Это положение нам следует хорошо учитывать проводя педагогический процесс.

· Ознакомить с программой по общей хирургии.

· Ознакомить с учебниками.

· Ознакомить с преподавателями.

В заключение, товарищи. Позвольте еще раз поздравить с началом учебного года. Позвольте пожелать Вам и сотрудникам нашей кафедры плодотворных успехов в нашей совместной работе.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Мы с Вами рассмотрели узловые вопросы истории хирургии и проследили трудный путь ее становления. Самобытно развивались отечественная хирургия.

Мы гордимся тем, что именно в России появился такой титан мысли в хирургии, каким является Н.И.Пирогов. но особенно плодотворным был период научного и практического основания всех ведущих разделов хирургии после Великой Октябрьской социалистической революции. Ведущими здесь были: физиологическое направление, приближение медицины к населению, специализация хирургии, укрепление технической базы, создание новых направлений в науке и т.д. Именно в Советский период наступил подлинный расцвет медицинской науки и в частности хирургии. Мы имеем большие успехи, тем интереснее будет Вам изучать один из ведущих разделов медицины - хирургию.

Больших успехов Вам в учебе!

Нов наше время, в век бурного научно-технического прогресса, уже недостаточно просто усваивать материал учебника, от студентов требуется больше личной инициативы, больше самостоятельности.

Современный студент не только изучает уже известное, но сам является исследователем неизведанного, то есть участвует в процессе дальнейшего развития хирургии. И это вполне возможно.

Тех, кого особенно привлекает хирургия, мы просим записаться в научный студенческий кружок при нашей кафедре. И у Вас появятся возможности глубже познать хирургию и внести свой личный вклад в нерешенные проблемы науки.

 

Краткие сведения о истории кафедры общей хирургии

Первой клинической кафедрой, организованной в медвузе (так ранее назывался мединститут) в 1937 году, была кафедра общей хирургии, которая располагалась на базе хирургического отделения больницы им.Калинина.

Это хирургическое отделение было лучшим в городе. Здесь многие годы еще до открытия института шла активная подготовка хирургов не только для г.Витебска, но и для всей области. Руководил в этот период отделением Георгий Николаевич Величенко.

Г.Н.Величенко в 1900 году окончил Петербургскую Военно-медицинскую академию и получил хирургическую практическую подготовку в Александровской больнице в Петербурге. В 1914 году защитил докторскую диссертацию. Во время империалистической войны был мобилизован и назначен старшим врачом и хирургом Красно-Крестовского госпиталя в г.Витебске. в этом госпитале был установлен первый в нашем городе рентгенаппарат.

После Октябрьской революции, в период иностранной военной интервенции и гражданской войны Г.Н.Величенко проводил большую хирургическую работу по лечению раненых. После демобилизации возглавил работу хирургического отделения в больнице им.Калинина. здесь в 1928 году он впервые в Белорусии создал искусственный пищевод из тонкой кишки. Г.Н.Величенко был избран председателем съезда хирургов Белорусии в Минске в 1928 году. В марте 1932 года он умер после операции по поводу острой кишечной непроходимости и перитонита.

В 1937 году по конкурсу на должность заведующего кафедрой общей хирургии был избран ученик Г.Н.Величенко - Николай Титович Петров.

Н.Т.Петров родился в 1852 году. После окончания с отличием в 1915 году Военно-медицинской академии служил в полевом запасном госпитале, а с 1918 года - дивизионным врачом 1-ой Кавалерийской дивизии, корпусным врачом 1-го корпуса Буденного и далее начальником санитарной службы 1-ой Конной армии. После демобилизации в 1921 году работал в хирургическом отделении больницы им.Калинина. он организовал в Витебске областную станцию переливания крови и специализированную помощь по ортопедии и травматологии, производил нейрохирургические операции. В 1937 году защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук, а в 1944 году - докторскую диссертацию и получил ученое звание профессора. В период заведования кафедрой им было опубликовано 12 научных работ. С 1938 по 1941 год диссертантами на кафедре работали А.Я.Митрошенко, С.Н.Рабкин, С.С.Меклер.

Великая Отечественная война прервала работу кафедры. Ее сотрудников направили в армейские учреждения.

В июне 1944 года г.Витебск был освобожден от фашистских захватчиков, но города, как такового, можно сказать, не существовало. По бывшим улицам в грудах кирпича стояли единичные скелеты зданий, в том числе больницы им.Калинина и мединститута. Невероятной казалась возможность возобновления работы института, но настойчивость и колоссальный труд общественности г.Витебска дали возможность уже в 1946 году начать занятия.

К заведованию кафедрой общей хирургии в 1946 году приступил демобилизованный из армии доцент Николай Иванович Бобрик, который возглавлял кафедру до 1949 года, а затем перешел работать в Минский Мединститут.

С 1948 года базой кафедры общей хирургии стала областная клиническая больницы. С 1949 по 1954 год кафедрой руководил Константин Павлович м\Маркузе. Он был весьма педантичным и требовательным педагогом, имел обширные знания физиологии, что позволило читать лекции на высоком теоретическом уровне и добиваться четкого использования основ физиологии в клинической практике. С его именем связан строгий анализ лечебной работы и публикация соответствующих материалов.

С 1955 года кафедру возглавил Александр Яковлевич Митрошенко.

А.Я.Митрошенко в 1923 году окончил Харьковский мединститут. С 1926 года по 1928 год заведовал Сенненской районной больницей, где успешно занимался хирургической деятельностью. Затем работал ординатором, зав.хирургическим отделением Витебской городской больницы. С 1934 года - ассистент кафедры анатомии, а затем общей и факультетской хирургии.

В период великой Отечественной войны, с 1941 по 1946 год работал в госпиталях. Награжден семью правительственными наградами. После войны принимал активное участие в востановлении разрушенного города и организации учебного процесса. Ему присвоено почетное звание заслуженного врача БССР.

А.Я.Митрошенко проводил значительную лечебную и научную работу, в частности, им выполнены исследования в области кишечной непроходимости, усовершенствована операция по поводу зоба.

А.Я.Митрошенко был человеком высокой культуры и эрудиции, опытным клиницистом, пользовался большим признанием у горожан.

Ученую работу он считал ведущим направлением своей работы и не случайно в 1963 году перешел на должность проректора по учебной работе. Умер А.Я.Митрошенко в 1964 году после тяжелой операции.

С февраля 1959 года базой кафедры общей хирургии стало хирургическое отделение больницы на ст.Витебск с 50-ю штатными койками. Штат преподавателей в этот период состоял из зав.кафедрой, доцента В.М.Авдеичевой и ассистентов Н.И.Лобоцкого, А.М.Свирского, А.М.Грачева, И.Н.Сипарова.

в 1962 году заведующим кафедрой был избран Владимир Михеевич Величенко.

В.М.Величенко родился в г.Витебске, учился в ФЗУ металлистов, работал литейщиком, электромонтером. В 1940 году окончил ВГМИ. Участвовал в Великой Отечественной войне: был в действующей армии, в Витебском подполье, награжден семью правительственными наградами.

После окончания Великой Отечественной войны заведовал толочинскии райздравотделом, работал в лечебном отделе Витебского облздравотделе, главврачом областного онкодиспансера.

в 1955 году был избран ассистентом, а в 1960 году - доцентом кафедры госпитальной хирургии, в 1957 году защитил диссертацию на ученую степень кандидата и в 1963 году - доктора медицинских наук, в 1965 году получил степень кандидата и в 1963 году - доктора медицинских наук, в 1965 году получил звание профессора.

В 1974 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки БССР. В 1976 году награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР. В 1982 году награжден нагрудным знаком Н.И.Пирогова за заслуги в гуманной деятельности.

профессор В.М.Величенко имеет 100 научных публикаций, в том числе 3 монографии. Основное направление научных исследований В.М.Величенко - изыскание новых методов диагностики и хирургического лечения заболеваний органов пищеварения - легло в основу научно-исследовательской работы сотрудников кафедры общей хирургии.

В этот период на кафедре работали доценты А.М.Бут-Гусаим, Г.М.Галушков; ассистенты Н.И.Кореневич, ю.Б.Мартов, В.В.Аничкин, В.А.Федоренко, Л.е.Криштопов, В.В.Становенко.

С декабря 1989 года кафедрой общей хирургии стал заведовать Юрий Борисович Мартов, ученик профессора В.М.Величенко.

Ю.Б.Мартов родился в г.Витебске в 1944 году. После окончания с отличием Витебского мединститута в 1961 году оставлен в клинической ординатуре на кафедре общей хирургии. По окончании ординатуры работал ординатором хирургического отделения Витебской областной больницы, заведующим ожоговым отделением. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: “Патогенетическое обоснование выбора метода лечения и реабилитации больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки” и в 1987 году присуждена ученая степень доктора медицинских наук.

Профессором Ю.Б.Мартовым опубликовано более 150 печатных работ, 5 методических рекомендаций, 8 информационных писем для хирургов области. В настоящее время на кафедре работают профессор В.М.Величенко, доценты Г.М.Галушков, В.А.Федоренко, В.В.Становенко; ассистенты Л.а.Фролов, С.Г.Подолинский, А.Т.Шастный, О.М.Васильев, С.А.Сушков.

Сотрудниками кафедры опубликовано свыше 600 научных трудов, издано 4 монографии и учебник по первой доврачебной помощи, защищены диссертационные работы по следующим разделам:

 

1. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Мартов Ю.Б. (докторская диссертация) “Патогенетическое обоснование выбора метода лечения и реабилитации больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки” (1986).

Фролов Л.А. (кандидатская диссертация) “Кишечный гидролиз и трансмембранный транспорт углеводов у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки до и после органосохраняющих операций” (1990).

Подолинский С.Г. (кандидатская диссертация) “Хирургическое лечение больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в условиях сельского района”. (1990).

Сушков С.А. (кандидатская диссертация) “Влияние органосохраняющих операций без разрушения привратника на кишечное пищеварение белков у больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки” (1991).

Васильев О.М. (кандидатская диссертация) “Ишемические осложнения со стороны желудка после органосохраняющих операций у больных дуоденальной язвой” (1993).

 

2. Обширные резекции кишечника

Сипаров И.Н. (кандидатская диссертация) “Обширные резекции тонкого кишечника и значение илеоцекального угла в компенсации нарушенного пищеварения” (1965).

Сипаров И.Н. (докторская диссертация) “Возможности компенсации пищеварительной системы после резекции различных отделов кишечника” (1972).

Мартов Ю.Б. (кандидатская диссертация) “Некоторые функциональные и морфологические изменения печени и поджелудочной железы после резекции двенадцатиперстной кишки при применении комплекса лечебных мероприятий” (1971).

Луд Г.Н. (кандидатская диссертация) “Функциональное состояние почек после обширных резекций кишечника” (1974).

Федоренко В.А. (кандидатская диссертация) “Обширные резекции тонкого кишечника и лечебные мероприятия” (1977).

 

3.Панкреатиты

Кореневич Н.Н. (кандидатская диссертация) “Вопросы этиологии, патогенеза и лечения острого экспериментального панкреатита новыми препаратами из класса селена” (1968).

Кухто Г.М. (кандидатская диссертация) “К вопросу о лечении острого панкреатита гиддрокортизоном и тразилолом” (1969).

Полуян Ю.С. (кандидатская диссертация) “Влияние тиреодина на лечение острого панкреатита и процессы регенерации поджелудочной железы” (1971).

 

4. Заболевания сосудов

Кавцевич П.Н. (кандидатская диссертация) “Диагностика и лечение варикозного расширения вен нижних конечностей в зависимости от стадии заболевания и возможности компенсации кровообращения” (1971).

Бугаев И.В. (кандидатская диссертация) “Вопросы диагностики и лечения тромбофлебитов нижних конечностей с учетом формы заболевания и стадии процесса” (1972).

5. Заболевания легких

Галушков Г.М. (кандидатская диссертация) “Удаление верхней доли с резекцией главного бронха и легочной артерии в целях сохранения нижней доли легкого” (1969).

Сачек М.Г. (докторская диссертация) “Возможности восстановления функции легочной ткани после обтурационного ателектаза” (1975).

Аничкин В.В. (кандидатская диссертация) “Резекция трахеи и бронхов в период роста организма” (1977).

Криштопов Л.В. (кандидатская диссертация) “Реазрация ателетазированного легкого в период роста организма”. (1988).

Становенко В.В. (кандидатская диссертация) “Резекция главного бронха при его стенозе в период роста организма” (1989).

 

6. Травматология

Бут-Гусаим (кандидатская диссертация) “Значение некоторых микроэлементов в формировании костной мозоли при переломах длинных трубчатых костей” (1968).

Павлов В.В. (кандидатская диссертация) “Вопросы диагностики и лечения повреждений менисков, боковых костообразных связок коленного сустава” (1971).

 

7. Онкология

Козловский Н.И. (кандидатская диссертация) “Вопросы диагностики рака желудка” (1970).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

За период существования кафедры на ее базе обучалось более 18 000 студентов по курсу общей хирургии. 2200 студентов фармфакультета - по курсу доврачебной помощи, 70 субординаторов, 8 аспирантов и 3 соискателя.

Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели (все имеют учены степени и звания): проф.Ю.Б.Мартов, проф.В.М.Величенко, доцент Г.М.Галушков, доц.В.А.Федоренко, доц.в.В.Становенко, асс.Л.А.фролов, С.А.Сушков, С.Г.Подолинский, А.Т.Щастный, О.М.Васильев.

обучение проводится на базе отделенческой клинической больницы и МСЧ строительных организаций с хирургическим отделением на 60 коек. Обучение проводится на базе отделенческой клинической больницы на ст.Витебск, которая располагает 2-мя хирургическими отделениями на 100 коек. Педпроцесс проводится также в поликлинике ст.Витебск и в поликлинике МСЧ строительных организаций.

На кафедре имеется 6 тематических учебных комнат. В процессе обучения используются кинофильмы, стенды, проекционая аппаратура, большое количество таблиц и слайдов.

Создан лекционный фонд, имеются методические разработки на 36 занятий по общей хирургии и 17 - по доврачебной помощи.

Все студенты обеспечены учебником В.И.Стручкова “Общая хирургия” и “Руководством к практическим занятиям по общей хирургии” А.В.Григоряна, “Общая хирургия” Я.В.Волколакова.