Опорный конспект
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ТРАВМАХ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА
Травмированный участок тела | Особенности иммобилизации |
Перелом плечевой кости и повреждение плечевого сустава | Лестничная шина идет от концов пальцев по всей длине конечности, а затем по спине до здоровой лопатки или надплечья здоровой руки |
Перелом предплечья | Шину сгибаем под углом 90º и фиксируем ею конечность от кончиков пальцев до плечевого сустава |
Перелом костей запястья и пястья | Достаточно иммобилизации от кончиков пальцев до локтевого сустава, под ладонь подложить валик |
Перелом пальцев | Фиксируем на круглом валике и затем подвешиваем руку на косынке или бинте |
Перелом голени | Используем три шины Крамера: одну накладываем по задней поверхности конечности от пальцев до середины бедра, согнув в области пятки под углом 90º, остальные – по боковым поверхностям, от внутреннего и наружного края стопы до середины бедра |
Перелом в в\з голени и травма коленного сустава | Верхние концы трех шин должны достигать тазобедренного сустава |
Перелом костей стопы | Шину накладывают от концов пальцев до середины голени |
Перелом бедра | Удобна шина Дитерихса или две шины Крамера |
Повреждение шейных позвонков | Ватно-марлевый воротник Шанца |
Перелом грудных и поясничных позвонков | На животе, на спине на щите или твердых носилках с подложенным под поясницу валиком |
Перелом ребер | В положении сидя без тугой повязки |
Перелом таза | На щите или жестких носилках на спине с приподнятой головой и грудной клеткой, с согнутыми (с помощью валиков, подложенных под колени) и раздвинутыми ногами (положение «лягушки») |
Перелом ключицы | В полусидячем положении, иммобилизация косыночной повязкой, но лучше повязкой Дезо с обязательным введением в подмышечную впадину ватно-марлевого валика |
Анатомически правильное положение- положение, придаваемое конечности при наложении гипсовой повязки, обеспечивающее последующее хорошее сращение отломков костей.
Гематома - ограниченное скопление излившейся крови в тканях (например, вследствие ушиба, перелома).
Гипсовая иммобилизация- способ иммобилизации отдельных частей тела.
Ватно-марлевый воротник по Шанцу – способ иммобилизации при повреждениях шейных позвонков.
Временная иммобилизация – иммобилизация, которая позволяет уменьшить болевые ощущения и снизить опасность развития шока.
Внутриавтомобильная травма- повреждение при столкновении автомобилей, переворачивании машины, съезда ее в кювет и т.д.
Закрытый перелом- кожа над местом перелома не повреждена.
Иммобилизация- создание неподвижности, например, конечности при переломе.
Иммобилизирующая повязка- повязка, предназначенная для удержания той или иной пострадавшей части тела, чаще конечности, в определенном неподвижном состоянии на известный срок.
Иммобилизация временная - иммобилизация в порядке оказания первой помощи.
Иммобилизирующие вакуумные носилки- носилки НИВ, создающие наиболее щадящие условия для транспортировки пострадавших при переломах позвоночника и костей таза.
Крахмальная повязка – способ иммобилизации, предложенный И.В.Буяльским в 1837 году в России.
Ишемическая контрактура Фолькмана- сведение мышц с деформацией и стойкими нарушениями функции конечности в результате неправильного наложения гипсовой повязки с последующим сдавлением и нарушением питания мышц и нервов.
Крепитация-попадание воздуха в подкожную клетчатку (как бы хруст снега под пальцами при ощупывании этой области).
Консолидация- сращение отломков костей.
Моделирование шины- придание ей нужного положения на конечности.
Неполный отрыв конечности - имеется некоторая связь конечности с телом в виде мостика из мягких тканей, нервов, кожи.
Окончатая повязка - гипсовая повязка, имеющаяся отверстие для перевязки раневой поверхности
Открытый перелом - над местом перелома повреждена кожа и мягкие ткани.
Отвердевающая повязка- повязка, в состав которой входит то или иное быстро затвердевающее вещество (крахмал, гипс, клей)
Повязка Дельбе -2 ватных кольца, обернутых марлей, используемые при переломе ключицы.
Принцип транспортной иммобилизации: при повреждении костей конечностей проводят захват повязкой 2-х близлежащих сустава, а при переломе бедренной кости даже 3-х суставов.
Полный отрыв конечности -конечность полностью отделена от тела.
Репозиция- действие по возвращению отломков костей в правильное положение.
Транспортная иммобилизация -временное обездвиживание конечности.
Травматический шок- осложнение тяжелой механической травмы, возникающее в том случае, когда тяжесть травмы превосходит защитные силы организма.
Шины- это специальные приспособления, служащие для иммобилизации при повреждениях и заболеваниях костей, суставов и пр.
Шина Дитерихса для нижней конечности - экстензионная шина.
Шины импровизированные – шины, изготовленные на месте происшествия из имеющихся под рукой материалов для временной фиксации.
Шины Крамера – универсальная лестничная шина, изготовленная из проволоки разной толщины.
Шина медицинская полимернаяпневматическая (надувная) – это прозрачная воздухонепроницаемая двухслойная пленочная оболочка.
Физиологическое положение плечевого сустава- при слегка отведенном положении плеча, предплечья - в среднем положении между пронацией и супинацией, кисти - в положении тыльного сгибания в лучезапястном суставе и легкого сгибания пальцев. Физиологическое положение тазобедренного сустава - слегка отведенное положение с поворотом (ротацией) бедра внутри, коленного сустава - выпрямленное или с легким сгибанием, стопы - под прямым углом к голени.
Фиксационные транспортные шины – шины, только удерживающие конечности в определенном положении.
Экстензионные шины- шины, сочетающие фиксацию конечности с вытяжением.
Тема № 14 - Синдром повреждения. Термические поражения.
Студент должен знать:
- организацию травматологической помощи;
- классификацию термических поражений;
- основные клинические проявления холодовой и тепловой травмы;
- алгоритм оказания первой медицинской помощи при термических поражениях.
Изучаемые вопросы Ответы