Опорный конспект

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ТРАВМАХ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА

Травмированный участок тела Особенности иммобилизации
Перелом плечевой кости и повреждение плечевого сустава Лестничная шина идет от концов пальцев по всей длине конечности, а затем по спине до здоровой лопатки или надплечья здоровой руки
Перелом предплечья Шину сгибаем под углом 90º и фиксируем ею конечность от кончиков пальцев до плечевого сустава
Перелом костей запястья и пястья Достаточно иммобилизации от кончиков пальцев до локтевого сустава, под ладонь подложить валик
Перелом пальцев Фиксируем на круглом валике и затем подвешиваем руку на косынке или бинте
Перелом голени Используем три шины Крамера: одну накладываем по задней поверхности конечности от пальцев до середины бедра, согнув в области пятки под углом 90º, остальные – по боковым поверхностям, от внутреннего и наружного края стопы до середины бедра
Перелом в в\з голени и травма коленного сустава Верхние концы трех шин должны достигать тазобедренного сустава
Перелом костей стопы Шину накладывают от концов пальцев до середины голени
Перелом бедра Удобна шина Дитерихса или две шины Крамера
Повреждение шейных позвонков Ватно-марлевый воротник Шанца
Перелом грудных и поясничных позвонков На животе, на спине на щите или твердых носилках с подложенным под поясницу валиком
Перелом ребер В положении сидя без тугой повязки
Перелом таза На щите или жестких носилках на спине с приподнятой головой и грудной клеткой, с согнутыми (с помощью валиков, подложенных под колени) и раздвинутыми ногами (положение «лягушки»)
Перелом ключицы В полусидячем положении, иммобилизация косыночной повязкой, но лучше повязкой Дезо с обязательным введением в подмышечную впадину ватно-марлевого валика

 

 

Анатомически правильное положение- положение, придаваемое конечности при наложении гипсовой повязки, обеспечивающее последующее хорошее сращение отломков костей.

Гематома - ограниченное скопление излившейся крови в тканях (например, вследствие ушиба, перелома).

Гипсовая иммобилизация- способ иммобилизации отдельных частей тела.

Ватно-марлевый воротник по Шанцу – способ иммобилизации при повреждениях шейных позвонков.

Временная иммобилизация – иммобилизация, которая позволяет уменьшить болевые ощущения и снизить опасность развития шока.

Внутриавтомобильная травма- повреждение при столкновении автомобилей, переворачивании машины, съезда ее в кювет и т.д.

Закрытый перелом- кожа над местом перелома не повреждена.

Иммобилизация- создание неподвижности, например, конечности при переломе.

Иммобилизирующая повязка- повязка, предназначенная для удержания той или иной пострадавшей части тела, чаще конечности, в определенном неподвижном состоянии на известный срок.

Иммобилизация временная - иммобилизация в порядке оказания первой помощи.

Иммобилизирующие вакуумные носилки- носилки НИВ, создающие наиболее щадящие условия для транспортировки пострадавших при переломах позвоночника и костей таза.

Крахмальная повязка – способ иммобилизации, предложенный И.В.Буяльским в 1837 году в России.

Ишемическая контрактура Фолькмана- сведение мышц с деформацией и стойкими нарушениями функции конечности в результате неправильного наложения гипсовой повязки с последующим сдавлением и нарушением питания мышц и нервов.

Крепитация-попадание воздуха в подкожную клетчатку (как бы хруст снега под пальцами при ощупывании этой области).

Консолидация- сращение отломков костей.

Моделирование шины- придание ей нужного положения на конечности.

Неполный отрыв конечности - имеется некоторая связь конечности с телом в виде мостика из мягких тканей, нервов, кожи.

Окончатая повязка - гипсовая повязка, имеющаяся отверстие для перевязки раневой поверхности

Открытый перелом - над местом перелома повреждена кожа и мягкие ткани.

Отвердевающая повязка- повязка, в состав которой входит то или иное быстро затвердевающее вещество (крахмал, гипс, клей)

Повязка Дельбе -2 ватных кольца, обернутых марлей, используемые при переломе ключицы.

Принцип транспортной иммобилизации: при повреждении костей конечностей проводят захват повязкой 2-х близлежащих сустава, а при переломе бедренной кости даже 3-х суставов.

Полный отрыв конечности -конечность полностью отделена от тела.

Репозиция- действие по возвращению отломков костей в правильное положение.

Транспортная иммобилизация -временное обездвиживание конечности.

Травматический шок- осложнение тяжелой механической травмы, возникающее в том случае, когда тяжесть травмы превосходит защитные силы организма.

Шины- это специальные приспособления, служащие для иммобилизации при повреждениях и заболеваниях костей, суставов и пр.

Шина Дитерихса для нижней конечности - экстензионная шина.

Шины импровизированные – шины, изготовленные на месте происшествия из имеющихся под рукой материалов для временной фиксации.

Шины Крамера – универсальная лестничная шина, изготовленная из проволоки разной толщины.

Шина медицинская полимернаяпневматическая (надувная) – это прозрачная воздухонепроницаемая двухслойная пленочная оболочка.

Физиологическое положение плечевого сустава- при слегка отведенном положении плеча, предплечья - в среднем положении между пронацией и супинацией, кисти - в положении тыльного сгибания в лучезапястном суставе и легкого сгибания пальцев. Физиологическое положение тазобедренного сустава - слегка отведенное положение с поворотом (ротацией) бедра внутри, коленного сустава - выпрямленное или с легким сгибанием, стопы - под прямым углом к голени.

Фиксационные транспортные шины – шины, только удерживающие конечности в определенном положении.

Экстензионные шины- шины, сочетающие фиксацию конечности с вытяжением.

 

Тема № 14 - Синдром повреждения. Термические поражения.

 

Студент должен знать:

  • организацию травматологической помощи;
  • классификацию термических поражений;
  • основные клинические проявления холодовой и тепловой травмы;
  • алгоритм оказания первой медицинской помощи при термических поражениях.

Изучаемые вопросы Ответы