Судьбы русской литературы в 30-е годы: формирование новых эстетических принципов

Значение в литературном процессе

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

 

Большинство современных критиков считают наличие множества литературных организаций естественным выражением на литературном уровне самых различных общественных представлений, взглядов, идей", видят в них эстетическую полифонию, плюрализм творческих методов.

 

К середине 30-х годов из числа прозаиков, активно работавших в течение первого десятилетия, уходят из жизни А. Неверов (1923), А. Грин (1932), К. Вагинов (1934), А. Белый (1934).

В ноябре 1931 г. эмигрируетЕвг. Замятин.

Теряют право на выход к читателям (полностью или частично) А. Платонов, М. Булгаков, С. Клычков. Замолкают И. Бабель, о. Мандельштам, Л. Сейфуллина.

Меняют творческую ориентацию Б. Пильняк, И. Эренбург, М. Зощенко, Ю.Олеша, В. Каверин, В. Катаев.

К концу 30-х годов умирают Ю. Тынянов, М. Горький, А. Малышкин, М. Булгаков;

погибают Б. Пильняк, С. Клычков, И. Бабель, о. Мандельштам, И. Катаев, Н. Зарудин, А. Веселый.

С начала 30-х годов давление официальной критики и власти приводит к тому, что «неклассическая» проза оказывается вытесненной.

Тем не менее именно в 30-е годы созданы наиболее значительные произведенияэтой прозы: «Записки покойника» (1927) и «Мастер и Маргарита» (1940) М. Булгакова, «Похождения факира» (1934-1935) Вс. Иванова, «Возмутитель спокойствия» (1940) Л. Соловьева, «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) М. Горького.

Ждут своего часа произведения А. Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Счастливая Москва»), М. Булгакова («Театральный роман»), Вс. Иванова («У», «Ужгинский Кремль»), рассказы Д. Хармса, Л. Добычина, С. Кржижановского.

Реализм утверждает себя появлением таких произведений, как «Тихий Дон» М. Шолохова, «Петр Первый» А. Толстого.

На протяжении 30-х годов продолжают писать и печататься Л. Леонов, К. Федин, А. Толстой, М. Горький, М. Шолохов, М. Пришвин, Вс. Иванов, А. Малышкин, И. Эренбург.

Складывающаяся с середины 20-х годов эстетика социалистического реализма, принципы которой были сформулированы Первым съездом советских писателей (1934), не только

предъявила литераторам особые эстетические требования (жизнеподобная поэтика, социально-политическая детерминация характера, четко определенные амплуа в системе персонажей,
политическая проблематика, легко прочитываемая в развитии сюжета, предопределенного причинно-следственными отношениями, недоверие к гротескно-фантастическим формам художественной типизации, к мотивным принципам организации повествования)
, но и определила круг тем, обращение к которым санкционировалось.

Вокруг указанных тем сформировались основные жанры соцреалистического романа. Это, прежде всего, производственный роман, в центре которого проблемы перевоспитания, нравственного становления людей, участвующих в социалистическом строительстве: «Цемент» (1925) и «Энергия» (1933-1939) Ф. Гладкова, «Доменная печь» (1925) Н. Ляшко, «День второй» (1934) И.Эренбурга, «Время, вперед!» (1932) В. Катаева, «Гидроцентраль» (1932) М. Шагинян, («Люди из захолустья») (1938) А. Малышкина.

В конце 20-х- 30-е годы возникает сначала жанр деревенского, а затем колхозного романа: «Бруски» (1928-1937) Ф. Панферова, «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова и др.

Социалистический реализм не только декларирует пересоздание жизни в соответствии с жестко обозначенным социально-утопическим идеалом, но и стимулирует разработку проблемы «переделки» и «перековки» человека. Классикой этого жанра стал роман «Как закалялась сталь» (1932-1934) Н. Островского.

Авансцену официальной литературной жизни в этот период занимают летописцы эпохи - очеркисты (Б. Горбатов, С. Диковский, и. Катаев, М. Ильин, М. Лоскутов), создатели производственной и колхозной прозы, авторы произведений о гражданской войне (А. Фадеев, Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович, Н. Островский, А. Макаренко).

 

8. Социалистический реализм …