Помните: исход и течение шока в значительной степени зависят от быстроты и правильности ПМП.

Простейшие противошоковые мероприятия:

1. устранение действия травмирующего фактора;

2. временная остановка наружного кровотечения;

3. обезболивание любым возможным методом: наркотические анальгетики, ненаркотические анальгетики, спирт (не более 100 г водки);

4. иммобилизация поврежденного участка тела ( при повреждении конечностей принцип иммобилизации –захват трех суставов –выше, ниже и пострадавший);

5. согревание пострадавшего;

6. быстрая госпитализация.

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ

Транспортная иммобилизация – это создание неподвижности и покоя для органа, его части или всего тела на период транспортировки пострадавшего с места травмы в лечебное учреждение. Показания:

• переломы костей;

• повреждения суставов;

• травмы крупных сосудов;

• нервных стволов;

• обширные раны;

• раздавливание конечностей;

• воспалительные заболевания конечностей (острый остеомиелит, острый тромбофлебит).

Наиболее часто применяют стандартные шины Крамера и Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины.

Вакуумные носилки используются при переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах. Представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывается пострадавший, после этого матрац зашнуровывается. Из чехла отсасывается воздух вакуумным отсосом с разрежением 500 мм рт. ст. Через 8 минут носилки должны приобрести жесткость за счет сближения и сцепления гранул пенополистирола, которыми заполнен матрац на °/3 объема. Необходимое положение больному в дальнейшем придается удалением воздуха.

Пневматические шины представляют собой герметичный двухслойный чехол с застежкой-молнией. Чехол надевается на конечность, молния застегивается, а через трубку нагнетается воздух для придания шине жесткости. Для снятия шины из нее выпускается воздух и расстегивается молния. Применяются для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава.

Повязка Дезо – это бинтовая повязка, используемая при оказании первой помощи при переломе ключицы, плеча или после вправления вывиха плеча

Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами. Применяется при переломах бедра, тазобедренного и коленного суставов. При необходимости с помощью шины можно создавать вытяжение.

Шина Еланского - это стандартная фанерная шина, применяется при травмах головы и шейного отдела позвоночника. На створки шины накладывается слой ваты с той стороны, где располагаются полукружные валики из клеенки для упора головы; шина подкладывается под голову и верхнюю часть туловища и фиксируется ремнями к верхней части туловища. Голова укладывается в специальное углубление для затылочной части и прибинтовывается к шине.

Шина Крамера – гибкая лестничная шина, которой может быть придана любая форма. Применяется для иммобилизации верхних и нижних конечностей, а также головы.