ТЕМА 20. Коммерческая концессия

Продолжительность 4 часа

Вопросы

1. Понятие и значение договора коммерческой концессии, сфера его применения.

2. Форма договора коммерческой концессии. Требование о государственной регистрации.

3. Стороны договора коммерческой концессии, их права и обязанности.

4. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии. Ответственность сторон договора.

5. Коммерческая субконцессия.

6. Изменение и прекращение прав сторон по договору коммерческой концессии.

 

 

Задачи

1. Корпорация «Пицца-Пицца», юридическое лицо по законодательству штата Делавэр (США), заключила с предпринимателем Ануфриевым договор коммерческой концессии. Согласно договору предприниматель по­лучил право использовать фирменное наименование, деловую репутацию фирмы и товарный знак корпорации при реализации изделий хлебопекар­ной промышленности. Права и обязанности сторон договора определяют­ся по российскому праву. Ануфриев обратился в районную администрацию по месту жительства и в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с заявлением о регистрации договора коммерческой концессии.

Администрация отказала в регистрации договора по следующим осно­ваниям. Во-первых, договор коммерческой концессии должен регистри­роваться по месту нахождения правообладателя, а не пользователя. Во-вторых, стороны не предусмотрели в договоре условий о передаче поль­зователю документации и информации, а также консультировании поль­зователя и его работников по вопросам осуществления прав, предостав­ленных ему по договору коммерческой концессии. Не была предусмотре­на и выдача лицензии на товарный знак «Пицца-Пицца». Таким образом, стороны не согласовали существенные условия договора коммерческой концессии, в силу чего договор считается незаключенным. Федеральная служба по интеллектуальной собственности сообщила, что не может зарегистрировать договор о передаче права пользования товар­ным знаком, так как товарный знак «Пицца-Пицца» не зарегистрирован в РФ.

Юридическая фирма, обслуживающая корпорацию «Пицца-Пицца», в ответ на запрос Ануфриева сообщила, что по законодательству штата Де­лавэр товарные знаки могут охраняться без специальной регистрации. Ре­гистрация же договора коммерческой концессии законодательством шта­та Делавэр вообще не предусмотрена.

Какие действия должны предпринять стороны в этой ситуации, чтобы юридически грамотно оформить свои отношения? Проанализи­руйте доводы администрации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Какие условия договора коммерческой концессии явля­ются существенными? Какие правовые последствия наступают, если правообладатель утрачивает исключительные права на объект промыш­ленной собственности, лицензия на который передается пользователю по договору коммерческой концессии?

 

2. Производственный кооператив создал мультимедийную развлекатель­ную программу для ЭВМ. Для распространения программы по западной схеме франчайзинга был разработан типовой договор коммерческой кон­цессии. Согласно условиям договора любой пользователь, уплативший едино­временный платеж в сумме, эквивалентной 100 долл. США, приобретал право самостоятельно использовать и распространять данную программу под фирменным наименованием кооператива. Таким образом, любой за­конный пользователь (включая пользователей по договорам субконцес­сии) мог самостоятельно заключать договоры с другими лицами на усло­виях типового договора.

В рекламных материалах кооператива был указан телефон круглосу­точной линии поддержки пользователей и разъяснялось, что поскольку программа для ЭВМ является объектом авторского права и охраняется без специальной регистрации, государственная регистрация договора франчайзинга не требуется. В результате успешно проведенной маркетинговой кампании компью­терная программа получила широкое распространение в России и за рубе­жом. Сформировались многозвенные цепочки договоров франчайзинга, в которых пользователь определенного уровня передавал концессию поль­зователю следующего уровня, а тот, в свою очередь, заключал новые до­говоры субконцессии. В итоге пирамида пользователей компьютерной программы насчитывала до 20 уровней.

Как впоследствии было установлено экспертизой, при создании про­граммы ее авторы допустили техническую ошибку. Вследствие этой ошибки произошел сбой компьютерной сети, управляющей сборочным конвейером крупного предприятия, принадлежащего АО «Корвет», кото­рое в свое время приобрело программу для своего компьютерного класса. Расходы на ликвидацию аварии и упущенная выгода от простоя конвейе­ра составили сумму, эквивалентную 450 тыс. долл. США.

Поскольку лицо, которое непосредственно передало компьютерную программу АО «Корвет» по договору, не располагало достаточными сред­ствами для компенсации убытков, АО «Корвет» предъявило соответству­ющее требование к кооперативу. Кооператив отказался удовлетворить это требование, сославшись на то, что он не отвечает по обязательствам третьих лиц. Кроме того, выручка, полученная за все время работы от распространения программы, со­ставляет лишь около 150 тыс. долл. США. К тому же кооператив считает, что заключенные им первоначальные договоры коммерческой концессии являются недействительными на том основании, что они устанавливали фиксированную цену продажи товара. Таким образом, все договоры суб­концессии также являются недействительными, и их нарушение не влечет гражданско-правовую ответственность.

Кто прав в этом споре? Возможно ли построение пирамиды из дого­воров суб­концессии? Несет ли правообладатель ответственность перед потребителями, с которыми заключает договоры вторичный пользова­тель?

 

3. ОАО «Сибойл» обратилось в суд с иском к АО «Пегас» о расторже­нии договора коммерческой концессии и взыскании убытков. В ходе под­готовки дела к судебному разбирательству было установлено, что АО «Сибойл» (правообладатель) заключило с АО «Пегас» (пользователь) договор коммерческой концессии, согласно которому АО «Пегас» при­обретало право использовать фирменное наименование, фирменный стиль и товарный знак АО «Сибойл» при реализации нефтепродуктов на принадлежащей АО «Пегас» автозаправочной станции (АЗС), а также при обслуживании на автоматической мойке, станции технического об­служивания автомобилей и кафе. В ходе исполнения договора выясни­лось, что качество нефтепродуктов, реализуемых АО «Пегас», значи­тельно ниже качества продуктов, реализуемых на других АЗС сети «Си­бойл». Кроме того, АЗС закрывается в темное время суток, а согласно до­говору станция должна работать 24 ч. Качество обслуживания на АЗС и в кафе чрезвычайно низкое, что вызывает постоянные нарекания покупате­лей. Указанные недостатки являются, по мнению АО «Сибойл», сущест­венным нарушением договора коммерческой концессии. Непосредствен­ным поводом для обращения в суд стал репортаж о данной АЗС, который был показан по местному телевидению в передаче «Все плохо».

В судебном заседании представитель АО «Пегас» не оспаривал нали­чия указанных недостатков в работе АЗС, однако заявил, что в удовлетво­рении требований о расторжении договора и возмещении убытков следу­ет отказать. Поскольку договор коммерческой концессии не был зарегист­рирован органом, осуществившим регистрацию АО «Сибойл», он не вступил в силу и не может порождать правовых последствий.

Поддерживая иск, представитель АО «Сибойл» указал, что договор коммерческой концессии был зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и, таким образом, вступил в законную силу.

 

4. АО «Робин-Бобин», которое специализировалось на производстве и продаже мороженого, заключило договор коммерче­ской концессии (франчайзинга) с кооперативом «Элита». Согласно договору кооператив обязался приобретать мороженое непосредственно у АО «Робин-Бобин» и производить оплату счетов, выставляемых продавцом, не позднее семи дней с момента получения очередной партии мороженого.

Франшиза, переданная кооперативу в соответствии с указанным договором, предоставляла ему право открыть собственное предпри­ятие — кафе-магазин под торговой маркой «Робин-Бобин». В течение года после заключения договора коммерческой концес­сии кооператив неоднократно нарушал порядок оплаты поставлен­ного мороженого и отчисления роялти.

АО «Робин-Бобин» направило кооперативу письмо с предупре­ждением о том, что в случае, если оплата не будет производиться в сроки и порядке, установленные договором, общество будет вынуждено расторгнуть договор с кооперативом и прекратить поставки моро­женого. Кооператив заключил договор поставки мороженого с другим производителем и стал продавать это мороженое в кафе-магазине под торговой маркой «Робин-Бобин».

АО «Робин-Бобин» обратилось в суд с требованием о защите сво­их исключительных прав. Решите спор.

 

5. АО «Рамада-Инн», имеющее сеть гостиниц на террито­рии Московской области, заключило договор коммерческой концес­сии (франчайзинга) с ООО «Мотель». Согласно договору ООО «Мотель» (франчайзи) открывало гости­ницу под торговой маркой «Рамада-Инн» с обязательством осуществ­лять управление всеми гостиничными службами на основании стан­дартов и правил, установленных в гостиницах, принадлежащих АО «Рамада-Инн» (франчайзеру). Франчайзер оставлял за собой право производить внеплановые проверки работы гостиницы ООО «Мотель» с целью контроля качест­ва услуг, предоставляемых под маркой «Рамада-Инн».

Через год после заключения договора инспекторы АО «Рамада- Инн» обнаружили, что ООО «Мотель» не соблюдает стандарты каче­ства обслуживания сети гостиниц «Рамада-Инн», допуская многочис­ленные нарушения установленных правил. Франчайзер направил ООО «Мотель» письменное предупрежде­ние и указал, что в случае, если в течение трех месяцев не будут устра­нены все выявленные нарушения и не предприняты все необходимые меры по приведению предоставляемых гостиничных услуг в соответ­ствие с высокими стандартами «Рамада-Инн», то франчайзер будет вынужден расторгнуть договор коммерческой концессии (франчай­зинга) с ООО «Мотель». По истечении предоставленного срока франчайзер направил ин­спекторов для проведения проверки. Руководство ООО «Мотель» отказалось предоставить франчайзеру необходимую документацию и попыталось воспрепятствовать прове­дению проверки. Решите спор.

 

6. В июне между индивидуальным предпринимателем Ор­ловым (франчайзи) и АО «Инновация» (франчайзером) был за­ключен договор коммерческой концессии (франчайзинга) сроком на три года. В соответствии с договором Орлову передавалось право использо­вать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав правообладателя. В течение трех лет франчайзи надлежащим образом исполнял все договорные обязательства.

Однако по истечении срока действия договора АО «Инновация» отказалось заключать с Орловым договор коммерческой концессии на новый срок. Полагая, что АО «Инновация» обязано заключить с ним данный договор на тех же условиях, Орлов на основании ст. 1035 ГК РФ обра­тился в арбитражный суд с иском о понуждении франчайзера к заключению договора.

Решите спор.

 

7. АО «МАК-ДАН», имеющее сеть предприятий быстрой питания под торговой маркой «МАК-ДАН» (франчайзер), и ООО «МАК-драйв» (франчайзи) заключили договор коммерческой кон цессии, в соответствии с которым АО «МАК-ДАН» передало ООО «МАК-драйв» право использования комплекса исключительных прав на товарный знак «МАК-ДАН» на территории Урюпинска в течении пяти лет. В число переданных франчайзером прав не входило право на за прет использования третьими лицами товарного знака «МАК-ДАН» поскольку лицензионное соглашение сторонами не заключалось и в установленном законом порядке не регистрировалось.

В период действия договора АО «МАК-ДАН» само использовало торговую марку «МАК-ДАН», обслуживая посетителей в ресторане под маркой «МАК-ДАН», открытом в центре Урюпинска.

«МАК-драйв» обратилось в арбитражный суд с иском к АО «МАК-ДАН» о возмещении убытков, причиненных франчайзи неза­конным открытием ресторана под вывеской «МАК-ДАН». Размер убытков истец рассчитал исходя из суммы, уплаченной в качестве вознаграждения за предоставление права пользования торго­вой маркой (роялти) пропорционально времени использования.

Установив факт отсутствия между истцом и ответчиком лицензи­онного соглашения, суд квалифицировал договор коммерческой кон­цессии как ничтожную сделку и в иске отказал.

Решите спор.

 

8. АО «Ринго» и ООО «Смарт» заключили договор о со­трудничестве и предоставлении статуса эксклюзивного дистрибьюто­ра на территории города Самары. В органах Роспатента данное со­глашение зарегистрировано не было.

По условиям договора ООО «Смарт» должно было осуществлять продажу производимой АО «Ринго» ликеро-водочной продукции от своего имени и за свой счет, с использованием товарных знаков, фирменного наименования и коммерческого обозначения АО «Ринго» только в качестве подтверждения подлинности продаваемой продукции и для рекламных целей. АО «Ринго» обратилось в арбитражный суд с иском о признании заключенного сторонами дистрибьюторского договора недействи­тельным на том основании, что по своей правовой природе данное соглашение относится к договорам коммерческой концессии. Следовательно, отсутствие регистрации договора в подразделении федерального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности влечет его недействительность.

Решите спор.

 

9. АО «Жан-Жак», обладающее сетью салонов красоты, заключило договор коммерческой концессии (франчайзинга) с ООО «Жан-Жак-Рус» и передало право использования в течение семи лет комплекса исключительных прав. Через два года показатели прибыли резко снизились как у АО «Жан- Жак», так и у ООО «Жан-Жак-Рус». По результатам проведенного маркетингового исследования АО «Жан-Жак» решило изменить фирменное наименование на «Жан-Пьер» и поменять стратегию ведения бизнеса.

После изменения фирменного наименования АО «Жан-Пьер» обратилось к ООО «Жан-Жак-Рус» с предложением заключить новый договор коммерческой концессии (франчайзинга) на том основании, что после прекращения исключительных прав франчайзера прекращаются и права франчайзи, а также и сам договор коммерческой кон­цессии (франчайзинга).

Решите задачу.

 

10. АО «ДанкинДонат» заключило договор коммерческой концессии (франчайзинга) с АО «Байксри». Франшиза, переданная по этому договору, давала право АО «Байкери» открыть магазин-кондитерскую под торговой маркой «Данкин Донат». Договором предусматривались следующие обязанности пользова­теля (франчайзи): вести строгий учет продаж, ежегодно уплачивать роялти в размере 5% от общего числа продаж и ежегодно перечислять специальный взнос на рекламные цели в размере 2% от общего числа продаж. Через год после заключения договора АО «Байксри» предостави­ло АО «Данкин Донат» полный отчет о продажах и уплатило фран­чайзеру как роялти, так и рекламный взнос.

Подведя итоги года, руководство АО «Байксри» пришло к выво­ду, что магазин-кондитерская больше не нуждается в рекламе, и направило АО «Данкин Донат» письмо. В котором сообщило, что в следующем году оно уплатит франчайзеру только роялти в размере 5%. уплата рекламного взноса производиться не будет. АО «Данкин Донат» не согласилось с предложением АО «Байксри», полагая, что рекламный взнос является частью роялти, а пото­му его уплата является безусловной обязанностью франчайзи.

Решите задачу.