Психологический диагноз как результат деятельности психодиагноста
В психологической литературе, как и в медицинской, термин «диагноз» употребляется в двух значениях — как процесс и как результат деятельности диагноста. Рассмотрим второе значение термина.
Опираясь на данные методологического анализа, можно сказать, что психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой логическое заключение о состоянии обследуемого человека или группы людей. Относительно содержания психологического заключения высказываются различные мнения, в соответствии с которыми предметом психодиагностического заключения являются:
— психические расстройства;
— отклонения от нормы, но не обязательно имеющих характер патологии;
— патология и норма, взятые вместе;
— психологические переменные индивида;
— причины, факторы, влияющие на особенности поведения.
Последняя точка зрения наиболее близка к адекватному пониманию специфики содержательной стороны психодиагностического заключения. Она рассматривает психологические перемены не изолированно, а в их непосредственной связи с параметрами деятельности. Из этого следует, что диагностическое заключение характеризует состояние элементов системы психической регуляции. Уточняя подобное понимание содержательной специфики психологического диагноза, следует подчеркнуть, что предметом психодиагностического заключения выступают именно психические явления, а не социальные, педагогические или физиологические. При включении в психодиагностическое заключение описания социальных, педагогических, физиологических и т. п. явлений в качестве элементов уровня причинных оснований утрачивается критерий, позволяющий отличить психологический диагноз от социального, педагогического, физиологического. Именно природа переменных уровня причинных оснований служит, пожалуй, единственным строгим основанием различения указанных видов диагноза.
Часто в психологическом диагнозе указывается одна причина. Однако в психодиагностической практике встречаются ситуации, когда обнаруживается действие нескольких причин одновременно.
Четвертый вопрос (Функции психологического диагноза)
Функциональная сторона психологического диагноза как результата деятельности практического психолога также представлена несколькими вариантами ее понимания. Так, в некоторых работах, выполненных в рамках психометрического подхода к психодиагностике, полностью отрицается необходимость построения психодиагностического заключения при указании лишь задачи сбора материала для него, учитывающего индивидуально-психологические особенности обследуемого: «Цель заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельном лице, показав, чем это лицо отличается от других или чем эта группа отличается от других групп той же совокупности». В других исследованиях, проведенных в русле понимания психодиагностики как деятельности распознавания (а не измерения), отмечается возможность использования диагностического заключения в целях:
— поиска наиболее эффективных способов работы с обследуемым на основе учета указанных в диагностическом заключении психологических факторов, влияющих на те или иные особенности поведения;
— разработки конкретных рекомендаций для обследуемого и связанных с ним лиц;
— прогноза дальнейшего развития его личности и разработки рекомендаций;
— прогноза и коррекции.
Объединяет перечисленные точки зрения использование психодиагностического заключения в целях оказания психологической помощи, которая, помимо названных, включает также и профилактическую его функцию. К сказанному можно добавить, что психологический диагноз как познавательная деятельность, основывающаяся на данных психологической науки, также выполняет функции описания, объяснения и предсказания.
Еще одна особенность психологического диагноза как результата деятельности практического психолога, нашедшая выражение в ряде исследовании, заключается в обусловленности содержания психодиагностического заключения целями обследования и видами оказываемой психологической помощи. Так, В. М. Блейхер и И. В. Крук, имея в виду патопсихологическую диагностику, отмечают, что «...характер заключения зависит от поставленной перед исследователем задачи». Аналогичную мысль высказывают польские психологи, утверждая, что психологический диагноз «должен раскрывать специфическое, особенное с точки зрения поставленного вопроса о качествах данного человека». Оперируя материалом школьной психодиагностики и предполагая наличие жесткой связи между психологическим диагнозом и коррекционным воздействием, И. В. Дубровина и А. М. Прихожан полагают, что в психодиагностическом заключении «особое внимание должно быть уделено таким причинам, на которые реально может воздействовать школьный психолог». Конкретизируя зависимость содержания психодиагностического заключения от вида оказываемой психологической помощи, Ю. 3. Гильбух замечает, что если при определении причины какого-либо конкретного неблагополучия с целью его устранения психодиагностическое заключение может охватывать часть объекта психодиагностики, то при решении задач профилактики или профориентации оно должно отражать общее состояние целостного объекта.
Помимо рассмотрения отдельных сторон психологического диагноза как продукта деятельности практического психолога некоторые из упомянутых авторов стремятся построить синтетическое определение этого понятия, учитывающее несколько признаков вместе. Отмечая, что психодиагностика является одной из функций школьной психологической службы, и характеризуя в общей форме психологический диагноз как продукт диагностического процесса, И. В. Дубровина полагает, что результат «психодиагностической деятельности школьного психолога выражается в заключении — диагнозе, на основе которого разрабатываются конкретные рекомендации учителю или родителям (чаще всего и тем и другим вместе) по обучению и воспитанию конкретного школьника». В числе существенных признаков в этом высказывании следует выделить две особенности:
1) диагноз является заключением об обследуемом (общая характеристика содержательной стороны диагноза);
2) на его основе разрабатываются рекомендации пользователю (функциональная особенность диагностического заключения).
Опираясь на взгляды польских психологов, полагающих, что диагноз, фиксируя результаты идентификации психологических переменных у индивида, должен определяться с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательные характеристики поведения человека, Л. Ф, Бурлачук строит развернутое определение данного понятия: «Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования».
В качестве положительных сторон приведенного определения следует отметить, что оно является на сегодняшний день наиболее полной дефиницией понятия психологического диагноза. В нем достаточно подробно указываются функции психодиагностического заключения (оценка настоящего и прогноз будущего состояния объекта обследования, разработка рекомендаций), справедливо обращается внимание на зависимость содержания рекомендаций от целей обследования. Вместе с тем утверждено о том, что психологический диагноз направлен на «описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности» представляется не совсем точным, поскольку психологические особенности личности в системах психической регуляции «деятельность» или «психическое состояние» сами выступают в качестве сущности по отношению к характеристикам деятельности или психического состояния обследуемого. Если же при выделении сущности индивидуально-психологических особенностей имеется в виду определение психологических переменных уровня причинных оснований, обусловливающих параметры элементов феноменологического уровня, также имеющих психологическую природу, что возможно лишь в функциональных системах типа «психическое состояние», то приведенное определение носит ограниченный характер, не распространяясь на функциональные системы психической регуляции типа «деятельность» (что специально не оговаривается). Наконец, в определении не указывается, что описание состояния обследуемого должно вестись в понятиях современной психологической науки. Без этого теряется специфика диагностического заключения, с одной стороны, как результата деятельности распознавания, отличающейся от исследовательской деятельности, а с другой — как продукт научно-практической деятельности.
Пятый вопрос (Качества психологического диагноза)
Среди качеств психологического диагноза целесообразно различать его правильность, при понимании которой возможны два подхода.
Первый подход (узкий) отождествляет правильность диагноза с его адекватностью, т. с. с его соответствием реальному состоянию обследуемого.
Второй подход (широкий) основывается на нескольких вместе взятых свойствах и учитывает соответствие диагноза не только действительному состоянию обследуемого, но и конкретным условиям оказания психологической помощи.
В связи с этим выделяются еще два свойства диагноза, которые в совокупности с адекватностью также определяют его правильность - своевременность и коммуникативная ценность. Своевременность диагноза проявляется в его быстроте и оперативности и приобретает особое значение в психолого-педагогической диагностике в случае, когда диагноз ставится в ходе общения при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Коммуникативная ценность диагноза характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся, как правило, неспециалистом, в целях желательной ориентации, профилактики, коррекции или профессиональной подготовки обследуемого.
Основанием для выделения трех рассмотренных качеств психологического диагноза служит отношение его к обследуемому. Однако, имея ввиду другой ракурс анализа, — отношение диагноза к практическому психологу, — целесообразно выделить еще одно его свойство — трудоемкость, которая определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств, особенностями конкретного случая.
Проведенный анализ понятия «психологический диагноз» позволяет сделать следующие выводы:
1. Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой (1) соответствующее запросу (2) логическое заключение (3) о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого (4) в понятиях современной психологической науки, (5) позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.
2. Следует различать психодиагностическое заключение как составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента и сообщение об обследуемом как имеющий в качестве своей части аналогичные по содержанию, но отличные по форме психодиагностические данные документ, предназначенный для неспециалиста.
3. В структуре психодиагностического заключения целесообразно выделять три блока — феноменологических переменных, психологических переменных, предложенных мероприятий.
4. В качестве основы для вычленения качеств психологического диагноза выступают отношения, в которых он рассматривается.
5. Отношение диагноза к обследуемому служит базой для выделения его правильности, а отношение к психодиагнозу — трудоемкости.
6. В зависимости от условии осуществления диагностической деятельности правильность психологического диагноза может характеризоваться либо одним свойством (адекватностью), либо несколькими свойствами (адекватностью, своевременностью, коммуникативной ценностью), взятыми вместе.
Шестой вопрос (Структура психодиагностического заключения)