Психодиагностический процесс.

Психологический диагноз.

 

План:

1. Характеристика диагностического процесса

2. Этапы диагностического процесса

3. Предмет психологического диагноза, его уровни

4. Функции психологического диагноза

5. Качества психологического диагноза

6. Структура психологического заключения

7. Требования к психологическому заключению

 

 

Первый вопрос (Характеристика диагностического процесса)

 

 

В психологической литературе термин «диагноз» употребляется в двух значениях — как процесс и как результат деятельности диагноста.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опос­редованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психоло­гического диагноза.

По содержанию — выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или состояния психи­ческого комфорта.

По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами - сложная процедура, требующая для своей реали­зации специальной подготовки психодиагноста. Сложно­сть проявляется в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок и между которыми существует установленная или меняющаяся в зависимости от конкретных обстоятельств по­следовательность.

По мнению В. И. Слободчикова, этапы диагностического процесса в своей совокупности образуют «модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе», которая может выступать не только как средство осуществления психодиагностической деятельности отдельного практического психолога, но и как форма организации совместной работы психо­логов и педагогов в психолого-педагогическом консилиуме.

В качестве описания этапов психодиагностиче­ского процесса выступает психодиагностограмма, содержащая ал­горитмы проверки диагностических гипотез с указанием методиче­ских приемов и оценочных инструментов и создающая необходи­мые условия для реализации каждого этапа диагностического про­цесса. Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокраще­ния психодиагностической процедуры, повысить точность диагно­стирования.

 

Второй вопрос ( Этапы диагностического процесса)

 

Этапы психодиагностического процесса. В психологической ли­тературе приводится несколько вариантов схем диагностического процесса, с различной полнотой отражающих его реальное содер­жание (Бурлачук Л.Ф., Гильбух Ю.З., И.В. Дубровина, И. Шванцара, Бодалев А.А., Столин В.В. и др.).

И.В. Дубровина, обобщая опыт работы школьных психологов и опираясь на исследование И. Шванцара, выделяет следующие этапы работы по психоди­агностике:

1. Изучение требования, поступившего практическому психоло­гу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) учителей, родителей, учеников, предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы,

2. Формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации об ученике.

3. Выдвижение гипотез о причинах отклонений в обучении, воспитании, развитии учащегося.

4. Выбор метода исследования, предполагающий наличие в распоряжении практического психолога и владение им как строго-формализованными {тесты), таки малоформализованными (наблю­дение, беседа и т. п.) методами и проведения исследования.

5. Оценка полученных результатов, заключающаяся в сопостав­лении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями.

6. Диагноз, формулировка заключения.

7. Перевод диагноза на язык адресата (учителей, родителей, ученика).

8. Прогноз.

9. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

10. Разработка путей и способов коррекции.

11. Осуществление психокоррекционной работы.

Другая схема диагностического процесса предложена Л.Ф. Бурлачуком. Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — ди­агнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и вынесению решения (диагноз и прогноз).

Этап сбора данных. На этом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни, заключения других специалистов), беседы, в которой выясняется про­шлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагно­стических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных об обследуемом, формулируется диагностиче­ская задача. Авторы всех извест­ных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предва­рительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настояще­го. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему вза­имодействия «экспериментатор—испытуемый», в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследова­ния и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих пере­менных достаточно велико, а их влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов. Необходимо соблюдать требования стандартизации. Значительное внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Термин «раппорт» относится к попыткам проводящего тест специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудниче­ства и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько это возможно, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искрен­но и честно.

Далее делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, прово­дится обследование. При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза. Л. Кронбах и Г. Глесер рекомендуют ступен­чатую стратегию, при которой первоначально используются методики недостаточ­но стандартизированные, позволяющие получить наиболее общие представления о личности (например, проективные методики). Они «могут нанести вред только в том случае, когда основанные на таких методиках гипотезы и предположения об испытуемом рассматриваются как окончательные заключения». Диагноз и прогноз осуществляются на основе проверки ги­потез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть пред­ставлены в том виде, который определяется особенностями используемых мето­дик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.

Этап переработки и интерпретации. На этом этапе перерабатываются и интерпретируются по­лученные данные на основе гармоничного сочетания двух подходов: клинического и статистического. Клинический, близкий к суждениям здравого смысла и более ориентированный на опыт и интуицию диагноста. Статистический предусматривает учет объективных количественных показателей, их статистическую обработку. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

Этап принятия решения. Н. Сандберг и Л. Тайлер выделяют три уровня диагно­стических заключений. На первом уровне диагностическое заключение производится непосредст­венно из имеющихся об обследуемом данных. (Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсут­ствии расстройств мышления. Это и служит основой для отбора). При таком «се­лекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прог­ноз, не осуществляется. Диагноз на этом уровне замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Еще Л. С. Выготский отмечал, что такого рода диагноз сводится к пересказу другими словами исходных данных, причем снабжается «ярким, большей частью, иностранным и непонятным ярлычком». Такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики. Но необходимо заметить, что дан­ный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некото­рых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).

Второй уровень предусматривает создание посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посред­ников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипоте­тический конструкт. (Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстрой­ство мышления). В качестве гипотетического конструкта может выступать раскры­тие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь по­лучает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обоб­щения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида пред­ставлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.

Упорядочение и сведение в систему диагностических показателей нередко осложняются, когда используемые методики опираются на различные теоретические положения. В этом случае интеграция разнообразных данных осуществляется либо на эмпирическом уров­не посредством разработки схемы, позволяющей проводить услов­ное сопоставление результатов отдельных методик (например, пу­тем разработки пятибалльной шкалы, противоположные полюсы которой характеризуют «высокие» и «низкие» показатели каждой методики), либо путем теоретического обобщения и систематиза­ции диагностических данных на основе понятий какой-либо одной теории личности.

Типы диагностических заключений, предложенные Н. Сандберг и Л. Тайлер, в сущности, совпадают со ступенями в развитии диагноза,выделенными российскими психологами А. А. Невским и Л. С. Выготским (1936). Первая ступень — симптоматический (или эмпирический)диагноз, ограничива­ющийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечает, что этот тип диагноза не является научным в собственном смысле сло­ва. Такой диагноз не только не устанавливает причин, но и не указывает на «сущность процесса, лежащего в основе симптомов, в которых он обнаруживается». «Установление симптомов авто­матически никогда не приводит к диагнозу, исследователь никогда не должен до­пускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов».

Вторая ступень — этиологическая диагностика,учитывающая не только опре­деленные симптомы, но и причины, их вызывающие. И на этой ступени можно стол­кнуться со значительными трудностями, могущими быть источником ошибок. Ошибки этиологического диагноза обычно вытекают из двух источников. Во-первых, очень часто этиологический анализ понимается чрезвычайно упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержательные формулы, вроде преобладания биологических или социаль­ных факторов и пр. Во-вторых, источником ошибок служит незнание ряда при­чин, в частности ближайших причин, определяющих явление, и указание на от­даленные причины, которые непосредственно не определяют данное явление, а определяют его лишь в конечном счете. Центральную проблему этиологического анализа Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, иначе говоря, исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и установлен, как при­чинно обусловлен тот или иной симптом.

Завершающая ступень — типологическая диагностика,заключающаяся в опре­делении типа личности в динамическом смысле этого понятия. «Процесс развития всегда развертывается в том или ином плане, он совершается по тому или иному типу, другими словами, все многообразие индивидуальных ситуаций можно све­сти к определенному количеству типичных ситуаций...». Обсуждаемые уровни диагноза не следует понимать в качестве альтернатив, пе­ред которыми стоит психолог. Это разные ступени познания.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индиви­дуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Прак­тическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществле­ния на его основе прогноза.

Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвиже­ния процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь раз­вития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде». Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса раз­вития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повтор­ные наблюдения.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окру­жающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результата­ми, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реа­билитации и т. д.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясня­ющих понятиях, т. е, описываются не результаты, полученные с помощью конк­ретных методик с привлечением специальной терминологии, а их психологи­ческая интерпретация. Используемые термины должны «доопределяться» путем отнесения к соответствующей теории, например «интроверт по Айзенку» или «ин­троверт по Роршаху».

Ценным в приведенной схеме является достаточно полная ха­рактеристика содержания психодиагностического процесса с пози­ций переработки информации диагностом, а также отвечающее современному уровню развития психологической науки решение таких специфических проблем, возникающих при осуществлении психодиагностической деятельности, как выделение способов ин­теграции данных различных психодиагностических методик, по­строение типов психодиагностических заключений.

Обобщение известных моделей психодиагностического процес­са на базе методологических положений общей теории диагноза позволяет выделить следующие его этапы:

1. Определение состояния объекта психодиагностики на фено­менологическом уровне. На этом этапе на основе известных в психологической науке классификаций переменных параметров деятельности или состояний психического дискомфорта (классифи­каций объективных показателей учебной или профессиональной деятельности, типичных жалоб, проблем, запросов обследуемых) осуществляется узнавание имеющихся, в данном конкретном случае, элементов феноменологического уровня по их характерным призна­кам и определение их состояния с точки зрения соответствия норме. Данный этап включает:

а) ознакомление с запросом обследуемого или связанных с ним лиц;

б) определение соответствия данного конкретного случая ком­петенции практического психолога;

в) сбор данных о переменных параметров деятельности или состояния психического дискомфорта, предполагающий опрос об­следуемого или связанных с ним лиц с целью уточнения жалоб, проблем, запросов и сбора анамнестических данных, а также обсле­дование клиента с помощью специальных методик;

г) создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне;

д) оценку его состояния и формулировку психодиагностической задачи.

2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, обуслов­ливающих установленное па первом этапе состояние элементов феноменологического уровня (переменных параметров деятельно­сти или психического дискомфорта) на основании схем детермина­ции и психодиагностических таблиц.

3. Проверка гипотез. 'Осуществляется посредством определения состояния объекта психодиагностики на уровне причинных осно­ваний и предполагает:

а) выбор методик психодиагностики, адекватных гипотезе;

б) обследование клиента с помощью психодиагностических ме­тодик с целью определения состояния психологических переменных уровня причинных оснований;

в) интерпретация и оценка состояния психологических перемен­ных с точки зрения нормы.

4. Построение общей формулы диагностического заключения. Реализуется па основе определения типа психологических перемен­ных в соответствии с известными на современном уровне развития психологической науки классификациями элементов уровня причин­ных оснований, обусловивших установленные на первом этапе состо­яние параметров деятельности или психического дискомфорта.

5. Индивидуализация психологического диагноза. На этом этапе осуществляется конкретизация диагноза и его перевод на язык адресата,

6. Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

7. Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.

Обоснованность изложенной схемы психодиагностического процесса подтверждается экспериментальными исследованиями, выполненными на отличающихся по содержанию моделях диагно­стической деятельности. Основные этапы предложенной схемы психодиагностического процесса обнаружи­ваются также при анализе случаев из практики психологического консультирования. Вместе с тем эта схема должна пройти дополнительную проверку в различных обла­стях психодиагностической практики.

Итак, можно сделать следующие выводы;

1. Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представля­ет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста.

2. Сложность психодиагностической процедуры выражается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловли­ваются иерархическим строением объекта психодиагностики и мно­гозначностью причинно-следственных связей между его элемента­ми разных уровней.

3. Психодиагностический процесс осуществляется в форме вза­имодействия диагноста с обследуемым, опосредованного психоди­агностическими средствами.

4. В содержательном отношении психодиагностический процесс характеризуется как выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния параметров деятельности или психи­ческого дискомфорта.

5. Количество и содержание этапов психодиагностического про­цесса зависит от имеющихся в распоряжении практического психо­лога психодиагностических средств, а также от сложившейся сис­темы его психологической подготовки, обусловленной степенью разработанности научно-методических основ психодиагностиче­ской деятельности.

6. На современном этапе развития психологической науки существует несколько схем психодиагностического процесса, раскры­вающих его с различных сторон и с различной полнотой. В связи с этим актуальной является задача экспериментальной проверки сравнительной эффективности каждой из них в психодиагностиче­ской работе практических психологов.

 

 

Третий вопрос (Предмет психологического диагноза, его уровни)